Можно ли заработать на производстве натурального мармелада?

16752

Чем привлекли предпринимательницу трудоемкое производство и непопулярная ниша.

Можно ли заработать на производстве натурального мармелада? Фото: Максим Морозов

Второй год подряд Ольга Белозерцева посвящает себя развитию бизнеса по производству натурального мармелада и альтернативных традиционным конфет. Она сама разрабатывает технологию изготовления вкусных и полезных сладостей, в производстве которых используются только натуральные фрукты и ягоды. В интервью корреспонденту inbusiness.kz Ольга рассказала, почему эта ниша остается невостребованной на казахстанском рынке, а также о нюансах организации мармеладного производства.

Идея появилась задолго до популярного ПП

Много лет подряд Ольга проработала технологом хлебобулочных изделий. Еще задолго до того, как направление правильного питания (ПП) стало популяризироваться, она занималась разработкой полезных продуктов питания, работая лаборантом.

"Это были научные разработки. Тогда, 14 лет назад, с моей руководительницей мы разрабатывали фруктовые пастилки. Многое получалось, многое – нет. В тот момент мы поняли, что такие конфеты были бы не только вкусными, но и полезными. Раньше сладости так и изготавливались, но хранились недолго. К счастью, сейчас есть технологии, позволяющие хранить их намного дольше", – делится собеседница.

"Большую накрутку не сделаешь"

Как рассказывает Ольга, идея открытия собственного производства по изготовлению натурального мармелада зарождалась постепенно. Проработав долгое время технологом на крупных предприятиях, в один момент она приняла решение открыть собственный бизнес. Все начиналось с малого – мини-производства дома. В роли дегустаторов выступали дети Ольги. Как только стало понятно, что получается нужный продукт, было решено взять в аренду цех и оборудовать его.

"Наши первые вложения в бизнес не дотянули и до миллиона тенге. Для производства эта маленькая сумма. До сих пор предприятие не приносит прибыли. Это связано с тем, что продукция натуральная и достаточно дорогая. Большую накрутку на нее не сделаешь. Если поднять цены 20-30%, то упадут продажи, потому что культура правильно питания у нас в стране пока не сформирована. Мы до сих пор вкладываемся в оборотные средства. Для того чтобы зарабатывать, нужно поставить стоимость, продиктованную более дорогостоящими продуктами", – объясняет она.

Стоимость двух видов продукции, которую выпускает Ольга, в магазинах – 300-330 тенге и 270-300 тенге. В стоимость продукта входят расходы на аренду помещения, заработную плату сотрудников и сырьевая себестоимость, реклама (50 тыс. тенге в месяц) и 5% на случай форс-мажора.

Полезные разработки

При изготовлении мармелада Ольга использует фрукты и ягоды, не применяя при этом ароматизаторы и красители. В основе всех продуктов – алматинские яблоки. Дополнительно добавляется тростниковый сахар и глюкозный сироп. Поэтому продукт отлично подходит для тех, кто страдает от аллергии. Каждый фрукт, используемый в мармеладе, проявляет себя по-разному, вносит что-то свое в технологию. Поэтому постоянно необходим разный подход.

Технология разработана так, чтобы фрукты сохраняли свои свойства и витамины. За счет металлизированной упаковки удалось продлить срок хранения продукта до 12 месяцев, вместо одного. Упаковка позволяет сохранить свежесть продукта в течение долгого времени. Как отмечает собеседница, поиск подходящей упаковки занял немало времени.

"Недавно я сдавала свой продукт на проверку количества витамина С. Сейчас это актуальная тема. Академия питания заключила, что он в наших продуктах есть. Отдельно мы его не добавляем, сохраняется только то, что уже есть во фруктах. Мы провели определенное исследование и выяснили, что витамин С теряется при заморозке ягод и фруктов. Я это намерена отразить в своей научной работе, так как учусь сейчас в докторантуре", – говорит предпринимательница.

Рынок "голоден"

Как объясняет Ольга, в основном на казахстанском рынке представлен немецкий, испанский и российский мармелад и совсем немного – казахстанского.

"Для нас делать натуральный мармелад достаточно трудоемко. У него не большой объем продаж, его нужно меньше производить, и автоматизация требует больших вложений. У нас маленькое предприятие, и многое делается вручную. Для меня было принципиальным сделать продукт натуральным, потому что в первую очередь я делаю его для своих детей. К тому же рынок "голоден" на производство подобно нашему, и нам есть, куда расти", – делится она.

В чем главная ошибка предпринимателей

Ольга отмечает, что в Казахстане мало кто занимается производством мармелада. Это связано с трудоемкостью процесса и отсутствием специалистов. Например, уже около трех месяцев она работает вместе с технологом из Санкт-Петербурга над производством жевательного мармелада и нужный результат все еще не получился.

По мнению собеседницы, главная ошибка казахстанских предпринимателей в том, что, начиная производство, они сразу же закупают дорогостоящее оборудование. И случается так, что производимый продукт оказывается ненужным рынку, и предприятие приходится закрывать. Поэтому Ольга советует исследовать рынок, прежде чем открывать производственное предприятие.

"Сначала необходимо понять, нужен ли этот продукт людям, магазинам, не переполнен ли рынок им и не дешевле ли этот продукт привозить, чем производить самому. Для этого стоит нанять маркетолога. Чаще всего производство не сразу приносит прибыль. Разработка нового продукта требует времени и ресурсов. Поэтому нужно работать, и достаточно много. А прибыль будет потом", – отмечает она.

Сначала производство, прибыль – потом

Недавно, при поддержке центра предпринимательства Qolday.kz Ольга получила грант в 2 млн тенге для покупки оборудования. По ее мнению, это хорошее подспорье для бизнеса.

"На эти деньги я смогу купить себе рефрактометр и еще несколько приборов, которые сейчас мы взяли в аренду. Например, прибор по определению сухих веществ стоит около 500 тыс. тенге. Его нам придется закупать в евро через местную фирму. У нас не производят анализаторов химических процессов. То, что можно купить в Казахстане, у местных производителей, мы покупаем. Спрос рождает предложение, возможно, и у нас изобретут что-то подобное. Через лизинговую программу мы планируем взять дозирующий аппарат за 15 млн тенге", – делится собеседница.

В планах у Ольги – сформировать автоматизированный цех с персоналом в 20 человек. Только после этого она сможет сконцентрироваться на прибыли. Сейчас же основная цель состоит в развитии производства.

Мария Галушко


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться