Нацбанк предоставил официальный комментарий по изменениям, которые предлагается внести в работу обменных пунктов, осуществляющих операции с иностранной валютой.
Напомним: на днях на сайте регулятора появился проект изменений и дополнений в постановление Нацбанка от 4 апреля этого года "Об утверждении Правил организации обменных операций с наличной иностранной валютой". Общественный резонанс вызвали в первую очередь три положения документа: об ограничении времени работы обменных пунктов, о необходимости обменникам фиксировать в журнале реестров данные о клиенте по каждой проведенной операции и о существенном увеличении уставного капитала для каждого обменного пункта.
Inbusiness.kz в числе других СМИ отправлял запрос в Нацбанк, 8 августа пресс-служба регулятора разослала официальный ответ. Комментарий предоставлен от лица заместителя председателя Национального банка РК Дины Галиевой.
Ограничение времени – общемировая практика
В опубликованном проекте изменений предлагается ограничить время работы обменных пунктов (автоматических обменных пунктов) с 10:00 до 19:00. Режим работы в промежутке между этими часами будет определять юрлицо, имеющее право на осуществление обменных операций с наличной иностранной валютой.
Ранее эксперты прокомментировали по просьбе inbusiness.kz это предложение и сошлись во мнении, что если мера будет прописана законодательно, то это активизирует серый рынок обмена валюты.
"Судя по проекту, ограничение коснется всех – и небанковские обменные пункты, и обменные пункты при банках. Если говорить о рисках, то самый большой риск – уход рынка обмена наличной валюты в тень. За примером далеко ходить не надо, рядом с нами Узбекистан, где все это было данностью еще несколько лет назад. Были официальный курс с официальным рынком и базар, где всегда можно было поменять быстрее и без дополнительных вопросов о документах, источниках дохода и ограничений. Оно нам надо? Скорее нет, это не просто шаг – это два шага назад", – поделился мнением аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарев.
В комментарии Дины Галиевой по этому предлагаемому ограничению говорится следующее:
"Что касается графика работы обменных пунктов – это общемировая практика. В таких странах, как Италия, ОАЭ, Таиланд, Польша и другие, режим работы обменных пунктов ограничен только дневным временем (до 19:00-20:00). Это прежде всего связано с вопросами безопасности работы в ночное время как для самих обменных пунктов, так и для населения".
Обменники должны быть готовы к спросу
Еще одно предложение, которое также вызвало волну обсуждения в обществе, касается увеличения уставного капитала: Нацбанк предложил увеличить его минимальный размер до 100 млн тенге для каждого обменного пункта (автоматизированного обменного пункта).
Сейчас минимальный уставный капитал для обменных пунктов в столице и городах республиканского значения составляет 30 млн тенге, для обменников в административных центрах – 20 млн тенге, для каждого обменного пункта с иным местом нахождения – 10 млн тенге.
На этот счет в комментарии Дины Галиевой говорится следующее: "Обменные пункты должны обладать достаточным уровнем капитализации, чтобы не создавать дефицит наличной иностранной валюты и обеспечивать спрос населения в полном объеме. Особенно это актуально в периоды активного спроса".
В Нацбанке предлагают вспомнить многочисленные жалобы от населения, когда обменные пункты не продавали валюту, ссылаясь на ее отсутствие или нежелание реализовывать наличные по текущему курсу.
"Обменные пункты должны работать бесперебойно, не создавая помех населению в конвертировании валюты", – указывается в ответе.
Представитель регулятора также прокомментировала предлагаемое требование к обменным пунктам иметь на счете не менее 20% от уставного капитала.
"При необходимости он (обменный пункт. – Ред.) может использовать данные средства для закупа иностранной валюты, но с условием восполнения неснижаемого остатка в течение трех рабочих дней. Поэтому мера по капитализации вкупе с обязательным резервом денег обменного пункта на его банковском счете существенно минимизирует риск дефицита наличной иностранной валюты, который, как показывает практика, провоцирует ажиотаж на наличном рынке и неоправданный рост курсов", – говорится в комментарии.
Также в тексте сообщается о том, что Национальный банк в течение последних пяти лет последовательно принимал меры по обеспечению физической и информационной безопасности граждан, ведения электронного учета операций, наличия контрольно-кассовых аппаратов, а также минимального уставного капитала.
Отмечается также, что повышение минимальной капитализации ранее уже проводилось и дало положительный результат.
"В частности, в январе 2018 года минимальный уставный капитал небанковских обменных пунктов был увеличен в шесть раз – до 30 млн тенге. При этом объемы продаж иностранной валюты небанковскими обменными пунктами за январь-март 2018 года увеличились на 39 млрд тенге, или 6%, сократились спреды, рынок консолидировался и появилась качественная конкуренция между обменными пунктами", – дает такую информацию Нацбанк.
Против отмывания денег: плюс мировой опыт
Еще одно изменение, которое было предложено Нацбанком, касается идентификации клиентов.
В проекте предлагается пункт 51 постановления изложить в следующей редакции: "51. По каждой проведенной обменной операции в журнале реестров фиксируются: данные документа, удостоверяющего личность клиента, (фамилия, имя и отчество (при наличии) (имя, отчество указываются полностью), вид документа, дата выдачи, номер документа, срок действия); индивидуальный идентификационный номер клиента (при наличии); юридический адрес клиента".
Отметим, что эксперт, ранее прокомментировавший предлагаемые изменения, высказал предположение, что эта мера также будет способствовать возрождению серого и черного рынка обмена валют.
"А он появится, так как в нашем обществе не любят раскрывать свои данные государству, у которого могут возникнуть вполне конкретные претензии со стороны, например, налоговых органов", – поделился мнением финансовый аналитик FXPrimus Арман Бейсембаев.
В запросе, который inbusiness.kz отправлял в Нацбанк, был вопрос о рисках возникновения мошенничества или утечки информации в случае введения этой нормы.
Приводим ответ Нацбанка по этому пункту (отметим, что ответа на этот вопрос не прозвучало):
"Необходимо начать с того, что в Казахстане уже более десяти лет действует система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма. Все организации, оказывающие финансовые услуги, включая обменные пункты, проходят финансовый мониторинг. В частности, законом Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена обязанность обменных пунктов по проведению надлежащей проверки клиентов при покупке, продаже и обмене наличной иностранной валюты, основным пунктом которой является фиксирование сведений о клиенте".
Дина Галиева отмечает, что в части борьбы с отмыванием и финансированием терроризма международное сообщество уже приняло более жесткие требования и стандарты.
"Так, согласно рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которые признаны Международным валютным фондом и Всемирным банком, процедуре идентификации должны подлежать все операции, включая обменные. В первую очередь, проверка клиента необходима на предмет отмывания денег, а во-вторых, на отсутствие в перечне организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма", – приводятся в ответе слова зампреда Нацбанка.
Также, отмечает спикер, следует отметить, что Совет безопасности ООН 29 июля 2005 года настоятельно призвал все страны – члены организации соблюдать всеобъемлющие международные стандарты, воплощенные в 40 рекомендациях ФАТФ.
По ее словам, ужесточение подходов к идентификации клиентов является одновременно задачей Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), которая начиная с 2010 года проводит ужесточение, направленное на борьбу с налоговыми преступлениями, отмыванием денег и другими нелегальными финансовыми операциями.
"При этом в последнее время ОЭСР сконцентрировалась на вопросах противодействия использованию финансовых услуг в коррупционных целях и финансированию терроризма", – приводятся слова зампреда.
В ответе также отмечается, что практика идентификации личности применяется во всех странах мира.
"В некоторых странах все еще сохраняются пороговые суммы для идентификации клиентов, но с ужесточением международных стандартов страны Европейского союза, а также Китай, Монако, Лихтенштейн, Аргентина уже отменили какие-либо пороги. Это объясняется тем, что на практике наличие пороговых сумм дает недобросовестным клиентам проводить дробление обменных операций, тем самым избегая надлежащей проверки со стороны финансовых организаций", – приводятся слова Дины Галиевой.
Нацбанк рассмотрит предложения
Также в ответе Нацбанка отмечается, что он проводит транспарентную и последовательную политику, поэтому проект требований к деятельности обменных пунктов вынесен на предварительное обсуждение и размещен на общедоступном портале открытых данных.
"Национальный банк готов рассматривать предложения улучшающего характера, такие как обеспечение обменными пунктами аэропортов, железнодорожных вокзалов, уровень капитализации в разрезе регионов и другое. Поэтому проект требований к деятельности обменных пунктов вынесен на предварительное обсуждение и размещен на общедоступном портале открытых данных", – говорится в комментарии регулятора.
Елена Тумашова