Перспективы дальнейшего развития экономической интеграции на пространстве Евразийского экономического союза обсудили на пленарном заседании международного выставочного форума "Евразийская неделя", открывшегося в четверг в Астане. Главными темами первой дискуссии стали перспективы цифровизации экономики и вопросы существующих на пространстве ЕАЭС барьеров.
Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев, выступая на заседании, отметил, что национальные экономики членов союза смогли благоприятно адаптироваться к новым реалиям.
"С начала текущего года наблюдается положительная динамика роста основных показателей. Так, рост ВВП за I квартал 2017 года ЕАЭС составил 0,8%, отрадно, что промышленность растет еще лучше – 2,7%. Объем внешней торговли стран ЕАЭС в первом полугодии увеличился почти на 28%", – привел он данные.
И в целом "благодаря созданию внутренних условий развития торговли мы увеличиваем торговлю не только между нашими странами, но и с третьими странами". К примеру, открыв взаимный беспошлинный доступ для товаров из Вьетнама, страны союза значительно активизировали торговлю с этой страной, увеличив только за первое полугодие 2017 года товарооборот с Вьетнамом на 26,9%.
"Одним из ключевых направлений экономических показателей становится вопрос устранения барьеров и ограничений. Соблюдение добросовестной конкуренции на трансграничных рынках союза позволит увеличить торговлю между нашими странами, создать условия для роста обрабатывающей промышленности", – подчеркнул г-н Сагинтаев.
При этом нельзя не учитывать меняющийся ландшафт мировой экономики за счет ее цифровизации. Глава правительства Казахстана заметил, что сейчас "активно развивается проект единого цифрового пространства ЕАЭС, которое должно стать одним из ключевых элементов, поддерживающих свободное движение товаров и услуг, людей, капитала".
"Цифровая повестка ЕАЭС призвана стать аккумулирующей базой, куда также войдут не только наши собственные наработки, но и новейшие мировые достижения", – считает он.
Председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян также убежден, что в числе приоритетных задач, стоящих перед государствами – членами Союза, это "чтобы мы пришли к согласию, чтобы все пять сторон согласились, что эти барьеры существуют". "Чтобы у нас всех была единая позиция, и, после того как мы соглашаемся с тем, что эти барьеры существуют, согласуем наши позиции, мы разрабатываем дорожную карту, как снимать эти барьеры совместно, чтобы полноценно функционировали наши общие рынки", – считает он.
"Есть у нас еще порядка 60 вопросов, относительно которых у нас внутри совета продолжаются дискуссии – нужно ли считать эти вопросы барьерами, или они являются ограничителями, или, наоборот, к ним надо относиться спокойно, что те или иные страны могут принимать особые режимы регулирования рынков, и они не будут создавать препятствия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов. Учитывая то, что мы еще очень молодая организация и нам еще надо пройти долгий путь вместе, мы должны к этому относиться спокойно, что действительно жизнь привносит свои изменения. Казалось бы, что таких барьерных ограничений не существует, но появляются новые объективные причины, почему мы должны обратить внимание на эти обстоятельства", – объяснил глава коллегии.
Одним из таких будущих препятствий может стать именно переход на цифровую экономику. Г-н Саркисян уверен, что сегодня страны ЕАЭС должны договориться о согласовании своих национальных планов по цифровизации экономики с тем, чтобы они были совместимы. В противном случае возникновение новых барьеров просто неизбежно.
"Мы ведем переговоры с Китаем, – привел он пример. – И уже очевидно, что мы должны говорить о цифровой совместимости. Потому что транзит всех товаров, услуг и капитала осуществляется сегодня на базе цифровых ландшафтов. И Китай уже начал интенсивные переговоры с Европейским союзом относительно того, как им совместить цифровые стандарты Китая и ЕС. Если они не договорятся, это будет очень серьезным барьером для реализации проекта Шелкового пути. То же самое и для нас: если мы сейчас с Китаем не договоримся о стандартах по цифровой экономике, то это будет очень серьезным препятствием для реализации нашей повестки, в том числе по углублению наших торгово-экономических отношений".
В необходимости интеграции цифровых экономик не сомневается и вице-премьер России Игорь Шувалов.
"За тем, что все национальные правительства заинтересованы как можно быстрее внедрять цифровые технологии и цифровую экономику, как бы не оказалось так, что мы будем все заложники всех своих национальных программ, – предупредил он. – При этом будем зависеть то от западных цифровых технологий, то от восточных и останемся несостоятельными, как самостоятельный цифровой элемент в глобальной цифровой повестке. И это большая беда".
При этом г-н Шувалов заметил, что сегодня для ЕАЭС серьезной проблемой является именно барьерная среда. Причем во многом ее устранению препятствуют именно национальные правительства.
"По большому счету национальные бюрократии, национальные правительства поддерживают идею, что есть у нас задача договора – до 2025 года от этих ограничений избавиться, вот к 2025 году и избавимся, нечего торопиться, все будет в порядке. Но на самом деле, поскольку я сам представитель национальной бюрократии, мы и должны понять, где же все-таки для наших национальных экономик большее благо. Поддержать консервативную среду где то для определенных отраслей или даже для определенных предприятий или открывать для своего рынка и создавать единый рынок быстрее, чем 2025 год, и это несет большее благо и благосостояние нашим гражданам", – сказал он.
Вице-премьер России убежден, что сегодня именно национальным правительствам необходимо изменить свои взгляды и отношение к существующим барьерам и ограничениям, изучив, какую конкретно цель преследует тот или иной барьер.
"Если мы все-таки не посмотрим на проблему изъятий и барьеров по-другому и заставим себя эту дорогу пройти как можно быстрее, тогда и более высоких темпов роста нашей общей экономики ожидать не приходится", – констатировал он.
При этом г-н Шувалов особо акцентировал внимание, что в интеграционных инициативах ЕАЭС лидерство принадлежит Казахстану. Мы признаем лидерство в этом проекте за Казахстаном, поскольку президент Казахстана был основоположником этой идеи, в 1990-е годы начинал уже продвигать идею евразийства и евразийского партнерства и так далее. Мы бы, конечно, хотели видеть, в том числе и по проблемам ограничений и изъятий, и по проблемам построения цифровой экономики, и по многим другим важным проблемам, в том числе и по развитию самого Евразийского экономического союза, мы бы хотели видеть лидерство Казахстана. Я надеюсь, что другие партнеры по Евразийскому союзу нас поддержат, потому что у Казахстана есть для этого все – понимание и уверенность президента", – заявил он.
Ирина Севостьянова