Каким 2019 год был для экономики и финансового сектора Казахстана – непростым или оптимистичным? Какие события в экономике и финансах стали ключевыми? И чего ожидать от 2020 года? Вместе с аналитиками inbusiness.kz вспомнил уходящий год и сделал прогноз на будущий.
Мурат Кастаев, генеральный директор DAMU Capital Management:
– Уходящий год был достаточно хорошим для экономики Казахстана с учетом высоких политических рисков, связанных с давно перезревшим вопросом транзита власти и президентских выборов. Несмотря на, безусловно, выросший протестный потенциал и социальную напряженность среди населения, транзит власти прошел относительно спокойно, властная вертикаль не потеряла своей управляемости, хотя некоторые признаки двоевластия и сдерживают скорость принятия решений, и это влияет на экономику.
В целом экономика показала рост на фоне относительно позитивной внешней макроэкономической ситуации: цены на нефть и экспортные товары держались на высоком уровне, были высокими расходы госбюджета и социальные выплаты населению. Благодаря этому, а также высоким темпам роста потребительского кредитования был поддержан платежеспособный спрос в экономике.
В финансовом секторе в числе итогов года можно отметить, что практически весь год Нацбанк РК поддерживал политику слабого тенге, удерживая его недооцененным к основным валютам. По нашим оценкам, без влияния регулятора тенге бы окреп на 5-10%.
Но в то же время благодаря этому национальная валюта накопила серьезный запас прочности, поэтому даже в случае значительного ухудшения внешнеэкономической ситуации тенге имеет достаточно сил, чтобы выдержать такое давление. Таким образом, даже в случае негативного развития ситуации на мировых рынках у тенге нет предпосылок для серьезного обесценения.
Другим финансовым итогом года можно назвать запуск МФЦА и биржи AIX. Достигнут значительный прогресс в формировании законодательной и технологической инфраструктуры, и в 2020 году это развитие будет продолжено, так как на новой площадке ожидается размещение акций "КазМунайГаза", "Казахтелекома" и "Эйр Астаны".
Назначение Мадины Абылкасымовой главой нового органа по финансовому надзору и регулированию мы считаем достаточно нейтральным. С одной стороны, она имеет достаточный опыт руководства крупным ведомством и вряд ли допустит серьезные ошибки.
С другой стороны, на наш взгляд, на роль руководителя нового органа более подошла бы кандидатура с опытом работы в банковской сфере либо регулирования ею. Мы бы предпочли видеть в роли главы ведомства, например, Анвара Сайденова или Умут Шаяхметову.
Пока же участники рынка будут приглядываться к г-же Абылкасымовой и ждать ее высказываний или комментариев по планам нового ведомства. Рынок ожидает некоторой либерализации надзора и нового импульса к развитию финансового сектора, который никак не может оправиться от наследия кризисных годов.
В 2020 году ожидаем продолжения текущей денежно-кредитной политики Нацбанком, сохранения регулятором контроля над инфляцией. Также ожидаем, что вырастет уровень прозрачности принимаемых Нацбанком решений.
В экономической политике Правительства ожидаем продолжения заявленных Президентом Токаевым политических и экономических реформ, некоторой либерализации экономики. Расходы бюджета будут оставаться высокими, социальная поддержка населению вырастет. При условии отсутствия внешних шоков развитие экономики будет достаточно стабильным, пусть и несколько медленным в сравнении с 2019 годом. По итогам следующего года ожидаем рост ВВП в 3,8-4,0%.
Однако экономика имеет потенциал для более высокого роста – при условии, что будут активизированы процессы разгосударствления, сокращения квазигоссектора и поддержка рыночных процессов.
Правда, с учетом продолжающегося процесса транзита власти вряд ли государство решится на кардинальные меры. Без них экономика продолжит инерционный рост, который может быть исчерпан в 2020-2021 годах, и без принятия решительных мер уже через год-два мы рискуем увидеть стагнацию экономического роста.
Из других ожидаемых событий можно отметить либерализацию пенсионного рынка и допуск управляющих компаний к пенсионным активам ЕНПФ. Это при определенных условиях можно назвать позитивом и новым импульсом для развития фондового рынка страны. Также будет интересно наблюдать за открытием банковского рынка для иностранных игроков и возможным приходом на рынок новых мировых институтов.
Марат Каирленов, к. э. н., директор "Улагат Консалтинг Групп":
– Комитет по статистике МНЭ РК оценивает рост ВВП по итогам девяти месяцев в 4,3%. Однако ситуация не столь однозначна. Например, темпы роста инвестиций в основной капитал упали в 2,5 раза: если по итогам 10 месяцев прошлого года инвестиции выросли на 20,8%, то за соответствующий период прошлого года – только на 8,2%.
В несырьевом секторе (за исключением инвестиций из государственного бюджета), где занято свыше 90% населения страны, вообще отмечается снижение на 7,7%, а в обрабатывающей промышленности инвестиции упали почти в два раза (-44%).
Стоит отметить, что обвал инвестиций в обрабатывающей промышленности происходит, несмотря на снижение курса тенге к российскому рублю примерно с 5,5 до 6 тенге за рубль, что должно было поддержать инвестиционную привлекательность.
Поэтому в целом год для экономики можно охарактеризовать как период "накопления кризисного потенциала".
Заметными событиями, на мой взгляд, стали смена президента страны, выход решений судов по "делу Стати", введение запрета на вывоз бензина, перенос IPO Kaspi Вank.
В экономике можно ожидать стагнации инвестиций и ВВП. Финансовый сектор ожидает "активная фаза" банковского кризиса.
В качестве задач, которые станут приоритетными для руководства страны в следующем году, можно обозначить стимулирование инвестиций и рост ВВП. В финансовом секторе – преодоление банковского кризиса, ревизию валютной политики (снижение курса тенге к рублю, в частности, себя не оправдало), перестройку рынка для стимулирования кредитования.
Андрей Чеботарёв, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане:
– Для всей экономики Казахстана год был просто отличным, так как мы растем отличными темпами, несмотря на общемировое замедление. Растет, правда, и инфляция, и это говорит о том, что год для простых людей мог бы быть и лучше. Но в то же время – списание кредитов; Казахстан очень социальное государство, почти нигде в мире не списывают беззалоговые кредиты населению в таких объемах, при этом не запрещая тем же людям брать новые.
Ключевые события, на мой взгляд: списание кредитов, приход новой команды в Нацбанк, обращение внимания главы государства на денежно-кредитную политику и политику обменного курса.
Списание кредитов позволило закрыть проблемы для большого количества граждан, и это хорошо. Вместе с тем это была ощутимая помощь банкам, для которых многие из этих кредитов висели мертвым грузом. Вместе с тем хотелось бы верить, что акция была разовой и больше никому и ничего списывать не придется. Но рост потребительского кредитования не вселяет уверенности в этом.
Новая команда в Нацбанке завершает год на хорошей ноте: разделение полномочий, AQR, итоги которого только предстоит получить, изменение риторики и коммуникации – очень важно, что регулятор начинает говорить с населением на понятном языке.
Внимание главы государства с лета было обращено на доверие, на денежно-кредитную политику и политику обменного курса. Это очень хорошо, так как именно этого доверия и не хватает регулятору для более эффективной работы.
В ближайшее время должна быть представлена новая стратегия денежно-кредитной политики до 2030 года. Кроме этого, президент напрямую потребовал от регулятора прекратить спекуляции с задолженностью страны перед внешними кредиторами, а для этого миннацэкономики, минфин и Нацбанк должны разработать единый реестр внешнего долга в виде оцифрованной базы данных.
Также Токаев поручил правительству и Нацбанку подготовить пакет законодательных поправок, обеспечивающих внедрение безналичного расчета при первичной реализации жилья и автотранспортных средств.
Если мы продолжим двигаться в этом направлении, то уже в следующем году можно будет увидеть качественный скачок в коммуникациях и возросшее доверие к регулятору и проводимой политике.
Основные изменения будут отражены в новой стратегии денежно-кредитной политики, но кажется, что они не будут системными. Просто будут проговорены и более четко сформулированы общие направления, которых придерживается сегодня Казахстан: свободная валюта, движение в сторону единого финансового рынка в рамках ЕАЭС, поддержка технологических решений и цифровизация финансового рынка.
Хотелось бы, чтобы руководство страны в 2020 году не сбивалось с выбранного курса на доверие к политикам регулятора.
Что же касается нового агентства, то перед ним стоит большая задача, и, пока ничего не сказано, хочется пожелать только удачи. Чтобы в риторике агентства больше звучало про технологии, поддержку и конкуренцию и меньше – про наказание, штраф и регуляцию.
Финансовый рынок Казахстана нуждается в качественном развитии, и миру есть, что нам предложить. Хочется верить, что и Казахстан сможет что-то предложить миру в следующем году в этой сфере.
Елена Тумашова