Наказать нельзя оправдать?

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
4427

Чиновников, чьи решения привели к многомиллионным убыткам предпринимателей после судов, предлагают наказывать.

Наказать нельзя оправдать?

Председатель совета по противодействию коррупции и теневой экономике национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Каирбек Сулейменов считает, что сотрудники комитета государственных доходов министерства финансов и других государственных органов должны нести ответственность за решения, которые были позднее оспорены судом, но успели привести к многомиллионным убыткам бизнесменов.

"Мы сейчас прорабатываем предложения и войдем в агентство по делам госслужбы и противодействия коррупции, с генеральной прокуратурой посоветуемся, советы по этике. Когда привлекается к уголовной ответственности человек, его незаконно арестовали, а потом суд оправдал, следователю дают по шапке, правильно? Почему у нас не наказывают чиновников таможенных органов, налоговиков, других, когда судебное решение состоялось в пользу бизнесмена, а этот таможенник считает свою функцию выполненной, хотя тот бизнесмен понес многомиллионные убытки, нервы, болезни и так далее?", - сказал он на очередном заседании Совета.

"Судебное решение есть – почему мы ставим вопрос об ответственности этих чиновников? Поэтому наш совет предлагает внедрять практику, вносить соответствующие представления о наказаниях конкретных чиновников в эти советы на местах, чтобы они рассматривали. Потому что игру в одни ворота надо прекращать", - добавил г-н Сулейменов.

Он отметил, что главой государства в настоящее время поставлена задача максимального стимулирования участников рынка к конкуренции и выхода на внешние рынки.

"Стратегия также предполагает внедрение новой, более жесткой системы ответственности государственных чиновников, которые создают искусственные препоны для бизнеса. Однако, к сожалению, мы видим, что в политике органов государственных доходов стратегическая тема увеличения поступлений в бюджет окончательно поглотила такие важные вопросы как поиск стимулов для законопослушного бизнеса, равноправный диалог, открытость и прозрачность таможенного администрирования и так далее", - сообщил председатель Совета. По его мнению, такого крена в деятельности КГД допускать нельзя.

"Выполняя важнейшую задачу пополнения бюджета, следует, не нарушая закон, учитывать и интересы предпринимателей. От бизнесменов поступают жалобы о притеснении их со стороны таможни. Здесь надо сказать, объективно, что поток жалоб не является обвальным, как это было еще 3-4 года назад, но проблемы есть и весьма существенные. С другой стороны, отсутствие критически большого числа жалоб в национальную палату связано и с тем, что многие бизнесмены предпочитают не обострять отношения с таможенниками во избежание для себя отрицательных последствий", - полагает он.

По его словам, необходимо пересмотреть и вопрос защиты интересов казахстанских предпринимателей на уровне Евразийского экономического союза. "У нас складывается вообще психология Советского Союза – Москва решила, и мы лапки поднимаем кверху, понимаете? У нас экономические отношения должны быть взаимовыгодным", - сказал он.

По его мнению, казахстанская сторона должна защищать интересы предпринимателей на уровне министров и других заинтересованных лиц в Евразийской экономической комиссии.

Каирбек Сулейменов также предложил ежеквартально проводить селекторные совещания на площадке НПП с представителями КГД и другими заинтересованными лицами.

По мнению депутата мажилиса парламента РК Аманжана Жамалова казахстанские предприниматели часто высказывают замечания в отношении таможенной экспертизы. "Она может меняться как в профиле риска, так и по усмотрению должностного лица таможенного органа. Подобные пробелы законодательства способствуют совершению коррупционных правонарушений. Из-за проведения необоснованных проверок нарушаются договорные обязательства предпринимателей", - сказал он.

По данным счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, в 2015 году подразделениями КГД при проведении порядка 36 тыс. досмотров выявлено лишь 103 нарушения таможенного законодательства.

Одной из причин этого является слабое методическое обеспечение системы управления рисками – СУР. "Она не позволяет получать должную информацию по результатам применения мер по минимизации рисков для решения контрольно-аналитических задач. По результатам применения СУР проведено 1455 таможенных экспертиз с выявлением всего 13 фактов нарушений таможенного законодательства. При этом в некоторых случаев стоимость партии товаров, по которым СУР была назначена экспертиза, составляла всего от 6 до 200 долларов США", - привел он пример.

Депутат полагает, что в сфере таможенного администрирования сохраняется высокий уровень коррупции. "Опросы общественного мнения предпринимателей свидетельствуют о высоком уровне коррупции при оказании услуг в сфере таможенного администрирования. Согласно социологическим исследованиям, наиболее коррумпированными услугами в сфере таможенного администрирования являются таможенный контроль на границе, дополнительная проверка стоимости товаров, решение по классификации товаров, сверка расчетов", - отметил он.

По результатам исследования, по его словам, размер взятки наиболее высок для таможенной "очистки" товаров и проведению дополнительной проверки по стоимости товаров - в среднем 100-110 тыс. тенге.

При этом условия для коррупционных рисков создает и отсутствие ясной правовой регламентации таможенного контроля.

"Кодекс о таможенном деле содержит ряд положений, устанавливающих для таможенных органов необоснованно широкие пределы усмотрения, широкие дискредитационные полномочия. Кодексом предусмотрено право таможенного органа запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки достоверности указанной в таможенных документах информации. Однако законодательством не перечислены перечень, виды, количество этих документов", - сказал г-н Жамалов.

Кроме того, ничем не ограничивается право на истребование дополнительных документов, что также создает возможность для должностных злоупотреблений. Сроки проведения досмотра устанавливаются по усмотрению таможенного инспектора. "На практике, факты коррупции среди сотрудников таможни широко распространены именно за ускорение таможенного оформления", - отметил депутат.

Вместе с тем, сообщил он, процедуры камеральной таможенной проверки также не содержат ограничений по периодичности и срокам, решение вопроса оставлено на усмотрение проверяющего.

С депутатом согласен и заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко, который припомнил и различные споры с предпринимателями, инициированные через определенное время. "Через полгода, через год, через 2 года, через 3 года могут прийти и поставить вопрос: слушай, все что ты сделал до этого – это было не так. И начинаются разбирательства: сначала в административных органах, таможне, минфине, судах. Годами спорят. Хорошо бы просто в судах спорили, а ведь бывает и дела возбуждают, потом прекращают. Получается масса людей вовлекается, государство и бизнес тратят огромные ресурсы, более того, я считаю, что и коррупционная составляющая здесь возрастает", - сказал он.

По его мнению, такая непосредственность ведет к тому, что мало кто понимает потом логику происходящих событий и даже больше – нельзя вести речь о стабильности бизнеса в такой ситуации. "Может быть поэтому в этом и в прошлом году некоторые частные споры, я был этому свидетель и участник, доходят до правительства, что с моей точки зрения абсолютно неправильно – сидеть у премьер-министра, заместитель премьер-министра и разрешать частный спор. Я считаю, это нужно делать на гораздо более низких инстанциях или в судах. Все это приводит меня к мысли, что не все сотрудники фискальных органов действуют последовательно и логично. Особенно, когда это касается вопроса привлечения к ответственности", - отметил г-н Кравченко.

В свою очередь заместитель председателя КГД Госман Амрин согласился, что наиболее сложной зоной таможенного администрирования является импорт. В целом количество участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) снизилось в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 19%. "В прошлом году было 19135, в текущем году – чуть больше 15 тыс. Это те, кто формирует импорт, экспорт, транзит", - сказал он.

При этом в первом полугодии почти 3 тыс. лиц занимались импортом из Китая, из которых только 637 участников ВЭД считались КГД добросовестными.

Замглавы КГД отметил, что 68% участников ВЭД официально не имеют каких-либо активов, а 12% не совершали внутренних налоговых выплат. Г-н Амрин привел в качестве примера ТОО "Green Way Group", которое, несмотря на многомиллионные внешние обороты, заплатило менее 200 тыс. тенге налогов.

Госман Амрин сообщил, что на казахстанско-китайской границе в районе центра "Хоргос" продолжает работать порядка 100-120 человек – местных жителей Панфиловского района Алматинской области, которые почти ежедневно переходят границу, пользуясь тем, что в личных целях можно провозить с собой грузы на сумму менее 1500 евро.

В настоящее время сохраняется огромная разница между заявляемыми ценами на таможне и розничными ценами. В частности, привел он пример, популярный электронный гаджет для передвижения – сигвей, в таможенных декларациях проходит по 8-15 долларов при розничной цене от 100 долларов. Таможенная цена на китайскую куртку составляет 2-3 доллара при розничной цене за аналогичную от 50 долларов, 0,37-2 доллара за автомагнитолу при розничной цене от 10 долларов, 2-3 доллара за пару обуви при розничной цене от 20 долларов.

По его словам, КГД направил 170 запросов о подтверждении заявленной таможенной стоимости товаров в КНР и 90% полученных ответов не подтверждают первоначальные цифры. Госман Амрин считает, что КГД просто выполняет свою работу, желая пополнить бюджет по существующим ставкам, в то время как представители бизнеса отмечали, что после вступления Кыргызстана в ЕАЭС им выгоднее ввозить китайские товары в Казахстан через Кыргызстан. 

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться