Об упрощении системы уплаты налогов, ожидающем отечественный бизнес уже в следующем году, проинформировал депутатов Парламента при посещении ими таможенного поста "Шымкент-Центр таможенного оформления" (ЦТО) ДГД по ЮКО Председатель Комитета государственных доходов МФ РК Даулет Ергожин.
Как он сразу отметил, введение единого лицевого счета, объединившего налоговые и таможенные лицевые счета, в разы сократило время обработки запросов с концентрацией всей информации по налогоплательщику в одном месте: "Если прежде платежи передавались в течение одного-полутора рабочих дней по схеме "филиал банка - головной банк - НацБанк РК – Казначейство - КГД РК", то теперь мы работаем напрямую, то есть информация с банков напрямую поступает на лицевые счета в течение одной минуты".
Говоря еще об одном эффекте, объединении кодов бюджетной классификации (КБК), главный фискал страны напомнил, что в 2015 году из 215 КБК было сокращено 119 КБК или более 57% от общего количества.
По его данным, это позволило упростить взаиморасчеты населения и бизнеса с бюджетом, сократить количество платежных документов на 27% (с 9,6 млн до 7 млн), зачетов и возвратов, ошибочно зачисленных сумм налогов на 39,8% (с 976,3 тыс. до 615 тыс.), инкассовых распоряжений на 22% (с 860 тыс. до 674 тыс.), снизить нагрузку на информационные системы.
Поэтому для наращивания дальнейшего позитивного эффекта Комитет намерен в дальнейшем дополнительно сократить еще более 25% кодов - с 96 до 71.
На кардинальную перестройку принципа взаимоотношений с налогоплательщиками нацелено внедрение, так называемого, горизонтального мониторинга, который заменит контролирующую функцию налоговой проверки на доверительное партнерство.
Концепция горизонтального мониторинга, напомним, была разработана налоговой службой Нидерландов, где и была применена впервые. Она заключается в том, что предприниматель добровольно раскрывает формы учета финансово-хозяйственной деятельности и предоставляет постоянный доступ к бухгалтерским данным, тогда как госорган своевременно обеспечивает консультационную помощь без проведения проверок. Преимуществами горизонтального мониторинга эксперты называют уменьшение риска применения бизнесом различных схем ухода от налогов, а также сокращение проверок и связанных с этим расходов.
Даулет Ергожин определил суть нововведения следующим образом: "Вы даете нам доступ к вашей финансовой отчетности и информации, а также некоторым бухгалтерским проводкам. Мы к вам не приходим. Вообще никогда. Но единственное - мы можем, у нас должно быть право поправлять вашего бухгалтера. К примеру, указать, что проводится какая-то сомнительная операция и т.д.".
Он добавил, что новый принцип работы уже начал отрабатываться с крупными компаниями. По информации пресс-службы КГД Министерства финансов РК, горизонтальный мониторинг в Казахстане апробируется в этом году в пилотном режиме. В частности, в рамках заключенных меморандумов с двумя национальными компаниями совместно с налогоплательщиками без вручения каких-либо предписаний, открытия каких-либо налоговых проверок рассматриваются вопросы правильности исчисления налоговых обязательств по отдельным видам налогов.
"Бухгалтера этих компаний очень рады и готовы дальше продолжать работать с нами по новому принципу, - отметил глава КГД. -- Поэтому мы эту систему двигаем и хотим ее закрепить законодательно. Наработки уже есть, переговоры с "Самрук-Қазына", всеми его "дочками" и крупными банками проведены. Уже есть понимание, какие данные предполагается давать. Мы их распишем и в следующем году примем законопроектом".
Ожидается, что горизонтальный мониторинг в 2017 году будет внедрен органами госдоходов в отношении 300 крупных налогоплательщиков.
Еще одной мерой, направленной на улучшение налогового администрирования, станет применение нового подхода к проверкам крупных налогоплательщиков и инвесторов.
"Сейчас есть нарекания по действующему механизму, - пояснил выступающий. – Как сейчас это выглядит: проверяющий пришел, составил акт проверки, вручил, потом начинаются суды, разборки, жалобы и т.д. Мы решили поменять весь процесс и уже его прописали.
Теперь это будет иначе. После проверки предоставляется налогоплательщику проект акта. Он еще не считается врученным, так как не подписан. У налогоплательщика есть время познакомиться с ним, после чего он, в случае несогласия, уведомляет об этом проверяющего. Проект акта и уведомление о несогласии направляется в КГД, проверяющий должен обосновать перед центральным аппаратом результат проверки и претензии.
То есть мы выступаем своего рода арбитрами до момента вынесения акта. После того, как все разобрались, все точки расставили, составляется окончательный акт налоговой проверки. Потом он вручается налогоплательщику. Таким образом, окажутся услышанными все стороны".
Председатель Комитета также поведал, что предусмотрело ведомство для дальнейшего урегулирования спорных вопросов, в данном случае – несогласии с вышедшим актом: "Есть два варианта последующих действий предпринимателя - подать на апелляцию или пойти в суд. Досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров осуществляется КГД. То есть раньше апелляция рассматривалась у нас – недовольные приходили к нам в центральный аппарат и жаловались на областные департаменты. Конечно, здесь есть моменты конфликта интересов.
Поэтому для объективной оценки досудебных споров было внесено предложение осуществлять досудебное урегулирование споров на уровне апелляционной комиссии при Министерстве финансов, с включением в нее представителей других заинтересованных государственных органов, НПП, общественников, мажилисменов и т.д. Такое предложение уже внесено, и проект подготовлен".
Указанные нововведения, внедряемые органами госдоходов, подчеркнул Даулет Ергожин, направлены в первую очередь на защиту бизнеса путем снижения административного присутствия.
В целом, по прозвучавшей из уст Даулета Ергожина информации, за 9 месяцев текущего года органами государственных доходов была проведена 61071 проверка, в том числе налоговых - 60 220, таможенных – 871.
Клара Ларина, Шымкент