/img/tv1.svg
RU KZ
Налоговую вертикаль поменяют на горизонталь

Налоговую вертикаль поменяют на горизонталь

Даулет Ергожин просит доступ ко всем финансовым документам компаний, взамен обещая не ходить с проверками.

17:05 19 Октябрь 2016 9050

Налоговую вертикаль поменяют на горизонталь

Автор:

Клара Ларина

Об упрощении системы уплаты налогов, ожидающем отечественный бизнес уже в следующем году, проинформировал депутатов Парламента при посещении ими таможенного поста «Шымкент-Центр таможенного оформления» (ЦТО) ДГД по ЮКО Председатель Комитета государственных доходов МФ РК Даулет Ергожин.

Как он сразу отметил, введение единого лицевого счета, объединившего налоговые и таможенные лицевые счета, в разы сократило время обработки запросов с концентрацией всей информации по налогоплательщику в одном месте: «Если прежде платежи передавались в течение одного-полутора рабочих дней по схеме «филиал банка - головной банк - НацБанк РК – Казначейство - КГД РК», то теперь мы работаем напрямую, то есть информация с банков напрямую поступает на лицевые счета в течение одной минуты».

Говоря еще об одном эффекте, объединении кодов бюджетной классификации (КБК), главный фискал страны напомнил, что в 2015 году из 215 КБК было сокращено 119 КБК или более 57% от общего количества.

По его данным, это позволило упростить взаиморасчеты населения и бизнеса с бюджетом, сократить количество платежных документов на 27% (с 9,6 млн до 7 млн), зачетов и возвратов, ошибочно зачисленных сумм налогов на 39,8% (с 976,3 тыс. до 615 тыс.), инкассовых распоряжений на 22% (с 860 тыс. до 674 тыс.), снизить нагрузку на информационные системы.

Поэтому для наращивания дальнейшего позитивного эффекта Комитет намерен в дальнейшем дополнительно сократить еще более 25% кодов - с 96 до 71.

На кардинальную перестройку принципа взаимоотношений с налогоплательщиками нацелено внедрение, так называемого, горизонтального мониторинга, который заменит контролирующую функцию налоговой проверки на доверительное партнерство.

Концепция горизонтального мониторинга, напомним, была разработана налоговой службой Нидерландов, где и была применена впервые. Она заключается в том, что предприниматель добровольно раскрывает формы учета финансово-хозяйственной деятельности и предоставляет постоянный доступ к бухгалтерским данным, тогда как госорган своевременно обеспечивает консультационную помощь без проведения проверок. Преимуществами горизонтального мониторинга эксперты называют уменьшение риска применения бизнесом различных схем ухода от налогов, а также сокращение проверок и связанных с этим расходов.

Даулет Ергожин определил суть нововведения следующим образом: «Вы даете нам доступ к вашей финансовой отчетности и информации, а также некоторым бухгалтерским проводкам. Мы к вам не приходим. Вообще никогда. Но единственное - мы можем, у нас должно быть право поправлять вашего бухгалтера. К примеру, указать, что проводится какая-то сомнительная операция и т.д.».

Он добавил, что новый принцип работы уже начал отрабатываться с крупными компаниями. По информации пресс-службы КГД Министерства финансов РК, горизонтальный мониторинг в Казахстане апробируется в этом году в пилотном режиме. В частности, в рамках заключенных меморандумов с двумя национальными компаниями совместно с налогоплательщиками без вручения каких-либо предписаний, открытия каких-либо налоговых проверок рассматриваются вопросы правильности исчисления налоговых обязательств по отдельным видам налогов.

«Бухгалтера этих компаний очень рады и готовы дальше продолжать работать с нами по новому принципу, - отметил глава КГД. -- Поэтому мы эту систему двигаем и хотим ее закрепить законодательно. Наработки уже есть, переговоры с «Самрук-Қазына», всеми  его «дочками» и крупными банками проведены. Уже есть понимание, какие данные предполагается давать. Мы их распишем и в следующем году примем законопроектом».

Ожидается, что горизонтальный мониторинг в 2017 году будет внедрен органами госдоходов в отношении 300 крупных налогоплательщиков.

Еще одной мерой, направленной на улучшение налогового администрирования, станет применение нового подхода к проверкам крупных налогоплательщиков и инвесторов.

«Сейчас есть нарекания по действующему механизму, - пояснил выступающий. – Как сейчас это выглядит: проверяющий пришел, составил акт проверки, вручил, потом начинаются суды, разборки, жалобы и т.д. Мы решили поменять весь процесс и уже его прописали.

Теперь это будет иначе. После проверки предоставляется налогоплательщику проект акта. Он еще не считается врученным, так как не подписан. У налогоплательщика есть время познакомиться с ним, после чего он, в случае несогласия, уведомляет об этом проверяющего. Проект акта и уведомление о несогласии направляется в КГД, проверяющий должен обосновать перед центральным аппаратом результат проверки и претензии.

То есть мы выступаем своего рода арбитрами до момента вынесения акта. После того, как все разобрались, все точки расставили, составляется окончательный акт налоговой проверки. Потом он вручается налогоплательщику. Таким образом, окажутся услышанными все стороны».

Председатель Комитета также поведал, что предусмотрело ведомство для дальнейшего урегулирования спорных вопросов, в данном случае – несогласии с вышедшим актом: «Есть два варианта последующих действий предпринимателя - подать на апелляцию или пойти в суд. Досудебное урегулирование налоговых и таможенных споров осуществляется КГД. То есть раньше апелляция рассматривалась у нас – недовольные приходили к нам в центральный аппарат и жаловались на областные департаменты. Конечно, здесь есть моменты конфликта интересов.

Поэтому для объективной оценки досудебных споров было внесено предложение осуществлять досудебное урегулирование споров на уровне апелляционной комиссии при Министерстве финансов, с включением в нее представителей других заинтересованных государственных органов, НПП, общественников, мажилисменов и т.д. Такое предложение уже внесено, и проект подготовлен».

Указанные нововведения, внедряемые органами госдоходов, подчеркнул Даулет Ергожин, направлены в первую очередь на защиту бизнеса путем снижения административного присутствия.

В целом, по прозвучавшей из уст Даулета Ергожина информации, за 9 месяцев текущего года органами государственных доходов была проведена 61071 проверка, в том числе налоговых - 60 220, таможенных – 871.

Клара Ларина, Шымкент

Комитет госдоходов презентовал «налоговый кошелек»

28 Май 2020 17:22 1680

В данное время он доступен для оплаты налогов физлицами.

Для получения доступа к сервису «Налоговый кошелек», налогоплательщику необходимо зарегистрироваться в приложении, используя ЭЦП или по СМС-коду, для которого необходимо наличие регистрации в Базе мобильных граждан. Также в мобильном приложении можно настроить вход по ИИН/паролю, коду быстрого доступа и биометрии (FaceID, TouchID). Об этом сегодня в ходе онлайн-брифинга рассказал зампред КГД Талгат Мамаев.

По его словам, планируется механизм Налогового кошелька реализовать для юридических лиц, а именно оплату на единые реквизиты и автозачеты, а также планируется расширить сервисы Налогового кошелька на платформах e.gov, m.gov и сервисах банков.

Он напомнил, что с июля 2018 года налогоплательщикам предоставлена возможность просмотра и оплаты задолженности по налоговым и социальным платежам по готовым реквизитам в Кабинете налогоплательщика, Портале КГД, мобильных приложениях банков второго уровня (Homebank, Kaspi.kz), Портале «электронного Правительства» (egov.kz).

С сентября 2019 года на Портале КГД, Портале «электронного правительства» (egov.kz), мобильных приложениях банков (Kaspi.kz, Homebank) имеется возможность просмотра и оплаты предстоящих налоговых платежей для физических лиц по налогу на имущество, земельному налогу и налогу на транспортные средства и индивидуальных предпринимателей по ИПН с доходов, не облагаемых у источника выплаты.

«Следует отметить, что информация об оплате налогов поступает в информационные системы КГД от банков второго уровня в онлайн режиме в течение 2-х минут, тогда как ранее информация об оплате налогов поступала в течение 2-3 дней», - сообщил Талгат Мамаев.

 По данным КГД сокращение времени получения информации об оплате налогов позволило оперативно оказывать государственные услуги, исключить требование предоставления документов, подтверждающих уплату при выпуске товаров, предоставлять актуальные сведения о состоянии расчетов с бюджетом, не начислять пени, не выставлять инкассовые распоряжения, оперативно проводить снятие ареста со счетов.

Вместе с тем, как сообщили представители КГД, зачастую проблема неверной оплаты налогов связана со сложностью в заполнении множества реквизитов. Так, согласно бюджетному, налоговому и банковскому законодательствам, для каждого вида налога предусмотрены свои реквизиты оплаты.

В настоящее время из более 3 тыс. реквизитов налогоплательщику необходимо указать 4 – это КБК, КНП, БИН бенефициара-получателя и сумму. Это приводит к ошибочному их указанию и, соответственно, некорректному зачислению платежей в бюджет.

«В этой связи было принято решение, не затрагивая сложившиеся бюджетную, казначейскую, банковскую системы кардинально изменить подход к упрощению оплаты налогов путем создания и внедрения принципа Налогового кошелька, используя электронный сервис оплаты налогов», - продолжил Талгат Мамаев.

По его словам до конца 2020 года совместно с уполномоченными государственными органами планируется реализовать сервис корректировки данных по объектам налогообложения, в рамках которого физическим лицам будет предоставлена возможность подачи электронной заявки на актуализацию сведений по объектам налогообложения.

Майра Медеубаева

КГД опровергает данные в видео о возврате НДС по системе tax free

06 Январь 2020 11:33 2901

Информация не соответствует действительности.  

Комитет государственных доходов МФ РК сообщает о несоответствии действительности видео, распространяемого в Youtube и разных мессенджерах касательно возврата НДС. Об этом сегодня, 6 января, сообщила пресс-служба комитета госдоходов. 

Напомним, в конце 2019 года активно стало распространяться видео с названием «Сообщили новость», где подробно объясняется, как граждане Казахстана могут воспользоваться системой tax free. Там также оговариваются суммы, якобы подлежащие возврату, – от 100 тысяч до 1,5 млн тенге.

Авторы видео подробно инструктируют и приглашают перейти на определенный сайт. Затем необходимо оплатить услугу юриста в размере 5000 тенге. В завершение видео предлагается ввести данные банковской карты для получения выплат. Также в ролик вмонтирован эпизод одного из республиканских каналов, который, по мнению авторов, должен усилить доверие к предлагаемой информации. К концу 2019 года данное видео посмотрели более миллиона человек.

«Приняв во внимание поступающие от граждан вопросы, комитет государственных доходов сообщает, что данное видео не соответствует действительности», – говорится в сообщении. 

Напомним, в настоящее время пилот системы «такс фри» проводится на базе торгового объекта «Esentai Mall» в г. Алматы и действует до 2022 года. Таким образом, право на получение компенсации НДС в Казахстане имеют иностранцы, приобретающие товары в системе «такс фри». Услуга доступна гражданам иностранных государств, не входящих в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и распространится на линейку непродовольственных товаров. 
Соответствующий приказ министра финансов Казахстана опубликован в базе нормативных актов министерства юстиции РК. Приказ вступил в силу 15 августа 2019 года, тогда как сам пилотный проект рассчитан на три года, до 1 июля 2022 года. Норма, согласно приказу, будет доступна иностранным гражданам (за исключением стран ЕАЭС) при вывозе товаров за пределы территории ЕАЭС. По правилам продавец в системе «такс-фри» заполняет и предоставляет чек «такс-фри» покупателю, если стоимость приобретенных товаров составила не менее 20 месячных расчетных показателей, то есть не менее 50 500 тенге. Компенсация суммы НДС производится исключительно на непродовольственные товары, приобретенные у субъекта торговой деятельности в системе «такс-фри» в торговых местах.

Майра Медеубаева