2022 год стал переломным для транспортно-логистической сферы Казахстана. Компании в полной мере ощутили, как сильно изменились глобальные цепочки поставок груза. Об этом президент международной мультимодальной транспортно-логистической компании Atasu Group Марат Жуман рассказал в интервью корреспонденту inbusiness.kz.
Он отметил, что в страну перешли дополнительно маршруты, которые ранее выходили из России.
– Если быть точнее, как вы знаете, были ограничены большие грузопотоки, которые проходили через морские порты России. Их развернули на сухопутные линии по маршрутам, как мы называем, “Север – Юг”, и тем, которые шли через направление Черноморья. В связи с этим, конечно же, наш транзитный потенциал начал расти. Мы увидели значительное увеличение потоков в сторону Ближнего Востока, Центральной Азии, Индии, Китая. Эти погранпереходы сразу же переполнились. И сегодня перед нами в первую очередь стоит задача по расширению пропускной способности через страну в целом.
– Как на рынке логистики отразилась геополитическая ситуация?
– Все понимают, что цепочки поставок сильно зависят от геополитических моментов, которые сейчас происходят. Поставки энергоресурсов, продуктов питания, различных продовольственных, сельскохозяйственных товаров всегда были востребованы, сейчас в связи с геополитическими изменениями глобально растет спрос на данные виды продукции. Основные потребители – это Китай, Индия, Ближний Восток, остро стоит вопрос обеспечения и африканского направления, а также Европы энергоресурсами. Соответственно, это все вкупе оказывает сильное влияние и на транспортно-логистическую отрасль.
– Что происходит сейчас с тарифами на перевозки? Как они изменились и будут меняться?
– Если говорить о частных транспортно-логистических компаниях, конечно же, все работают согласно “тренду” рынка, то есть согласно имеющейся потребности. Мы все помним, как рос тариф на перевозку энергоресурсов по направлению Европы, потом спрос резко снизился, когда потребности были закрыты другими направлениями, в данном случае из Южной Африки. Также тарифы на перевозку сельскохозяйственной продукции росли из-за появившегося спроса во второй половине 2022 года, сейчас они уже снизились. То есть тарифы зависят от потребностей, которые диктует рынок. Поэтому они всегда меняются и будут меняться согласно “трендам”.
Логистика и факторы
– Какие перспективы для Казахстана открыла ситуация в мире?
– У Казахстана сейчас есть хорошая возможность освоить дополнительные объемы, которые связаны с комплексным спросом на различные виды и услуги: транспортно-экспедиторские, услуги обеспечения подвижным составом и прочие. Во многих регионах стал востребован парк Казахстана, именно железнодорожного транспорта, потому что он не находится под санкциями.
В данный момент открывается отличная перспектива по расширению географии перевозок, развитию складской логистики. Мы наблюдаем, как все больше крупных иностранных компаний переносят свой бизнес в Казахстан, и им необходимы склады, терминальные услуги и другое. На рынке становится интереснее, потому что есть позитивные изменения, которые повышают также инвестиционную привлекательность отрасли.
– Что, наоборот, сыграло не в лучшую сторону для Казахстана?
– Основными негативными моментами в прошлом году были масштабные простои, связанные с большим ростом объемов грузоперевозок. Было очень трудно перемещаться. Сильно отразилось это на железнодорожной сети Казахстана, которая не выдержала такой нагрузки. Железнодорожное направление стало лидером по объявленным запретам.
Здесь нам надо научиться грамотно планировать процессы. Во второй половине прошлого года увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию было очевидно. Все знали, что после отмены запрета на экспорт сельскохозяйственной продукции объемы резко вырастут, но почему-то никакой подготовки в этом направлении не было проведено. Я считаю, в этом вопросе необходимо более тесное взаимодействие между представителями железнодорожной сети и коммерческими предприятиями. Необходимо внимательно отнестись к организации работы в данном направлении.
– Как меняется роль Казахстана в международной торговле в Евразийском регионе?
– Роль Казахстана в международной торговле активно растет. Сейчас к нам пристальный интерес, так как мы становимся основным транспортно-логистическим хабом, который может справиться с теми потоками, которые шли через Российскую Федерацию. Всем это понятно, и многие большие компании международные теперь хотят развивать бизнес именно в Казахстане.
– Как падение курса тенге и усиление инфляции отразились на рынке?
– К сожалению, мы чувствуем, как усиление инфляции влияет на Казахстан в целом. Пока транспортно-логистическая отрасль старается держать баланс, так как есть большой спрос на транзитные перевозки. Мы понимаем, что есть определенное влияние на рост цен на импортные, экспортные перевозки. Но точно можно сказать, что это влияние обязательно необходимо учитывать при глубоком анализе отрасли.
– Может ли Казахстан стать ключевым логистическим партнером России в ближайшем будущем? Какую роль Казахстан играет в новых обстоятельствах?
– Все понимают, какая ситуация сейчас сложилась. И мы, конечно же, хотим, чтобы там был мир, чтобы мы работали как раньше. Потому что любые ограничения сильно влияют на поток грузоперевозок. Как в итоге завершится ситуация между Россией и Украиной, что будет происходить на рынке, пока нет понимания. Казахстану сейчас необходимо повышать свою компетенцию. Потому что те крупные компании, которые придут на рынок страны, должны получить соответствующий сервис. Поэтому для Казахстана это такой челлендж по развитию своих услуг. Что при должном подходе положительно скажется на отрасли.
– Каковы основные проблемы рынка логистики сегодня?
– Логистика Казахстана зависит от разных факторов, в том числе и от развития транспортной инфраструктуры. Я считаю, что очень важно, чтобы у нас был открытый диалог между представителями железной дороги, министерством, комитетами транспорта, где мы можем наладить работу в таких вопросах: как работать, какие запреты будут, какие ограничения. Так как от инфраструктурных монополий сейчас зависит в целом работа всех транспортных переходов и мультимодальных схем перевозок. Если все процессы в отрасли будут работать слаженно, мы выйдем на более качественный уровень. И сейчас на повестке дня это вопрос номер один. Запреты, которые объявляются неожиданно, нарушая временные стандарты, которые были утверждены профильными структурами, к сожалению, они очень сильно влияют на нас.
Спрос и будущее
– По Вашим прогнозам, что ожидает рынок в 2023 году?
– Ситуация, которая сейчас складывается, конечно же, повлияет на транспортно-логистический рынок страны. Спрос на грузоперевозки продолжает расти, что повлечет за собой открытие новых коридоров. Здесь нам необходимо активно развивать направление “Север – Юг”, так как мы видим спрос на энергоресурсы и сельскохозяйственную продукцию не только в Европе, но и в целом на Ближнем Востоке, в центральной части континента. Мы должны научиться перевозить не только в вагонах, но и в контейнерах, развивать различные сервисы, модернизировать терминальную инфраструктуру и научиться в целом взаимодействовать на рынке.
– В прошлом году Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу трансформировать порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Можно ли уже отметить рост морских перевозок через морские порты Казахстана?
– Рост морских перевозок есть определенный, хорошо увеличился грузопоток через порты Курык, Актау, но пока он не такой значительный. Правительством поставлена задача развивать данное направление, и это правильно и логично. Но опять же, чтобы был существенный, качественный толчок в развитии, необходимо организовать правильные и понятные процессы работы. Я знаю много компаний, которые готовы инвестировать в этом направлении, но прошлогодние простои с азербайджанской стороны по направлению на Черное море очень негативно повлияли на работу.
Здесь необходимо ставить задачу по комплексному решению проблемных вопросов со всеми партнерами и уже заходить вглубь стран, чтобы совместно предоставлять лучший сервис. Мы видим перспективу роста спроса на альтернативные маршруты в Европу через направления ТМТМ и ККТИ через Иран. Их надо развивать, и я считаю, что надо допускать туда частный бизнес. Не стоит монополизировать эту ситуацию, потому что здесь нужна здоровая конкурентная среда, чтобы были рост и улучшение качества предоставляемого сервиса.
– Можете выделить три основных тренда, которые станут определяющими для отрасли?
– Что сейчас пользуется спросом на рынке? Это огромная потребность в получении качественных сервисно-комплексных услуг. Клиент хочет получать полный сервис, где будут решены провайдерами все те вопросы, которые ему до этого приходилось решать самостоятельно.
И развитие комплексных услуг – это будет таким отдельным трендом. Также я выделил бы здесь развитие контейнерных перевозок и мультимодальных схем с участием автотранспорта. Я вижу это так, возможно, к ним еще дополнительно что-то добавится.
Читайте по теме:
Кто больше платит, тот больше едет – эксперт об экспортной политике в сфере ж/д перевозок
Диалог бизнеса и КТЖ – как глухой телефон
Какой регион перехватит идею хаба у Алматы?
Не по пути: государство планирует полностью уйти из международных автобусных перевозок