RU KZ
Не можете сами - наймите управленцев

Не можете сами - наймите управленцев

17:08 06 Июнь 2017 4784

Не можете сами - наймите управленцев

Автор:

Ирина Севостьянова

Премьер раскритиковал акимов за слабую работу по привлечению инвесторов и развитию СЭЗ.

Слабая эффективность специальных экономических зон, созданных в Казахстане, стала предметом бурной дискуссии на заседании правительства во вторник. Решено изменить законодательство, регулирующее деятельность СЭЗ, кроме того, премьер поручил акимам областей активнее работать с инвесторами. Или привлечь в СЭЗ хороших управленцев.

Впрочем, предваряя свой доклад, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек отметил, что из 3500 СЭЗ, существующих в мире, порядка 30% так и не реализовались и остались на бумаге, 70% реализованы и являются состоявшимися, и только 1% – около 25-30 СЭЗ добились колоссального успеха и существенно повлияли на экономическое развитие страны. Это такие СЭЗ, как Джебель Али в Арабских Эмиратах, Шенчжень и Шанхай в Китае, Джуронг в Сингапуре, Шэнон в Ирландии и другие.

В Казахстане создано 10 СЭЗ, однако говорить, что они оказали огромное влияние на экономику страны, пока не приходится. Вместе с тем в инфраструктуру этих 10 СЭЗ вложено за все годы 275 миллиардов тенге, и на сегодняшний день в пяти СЭЗ («Оңтүстік», «Бурабай», Сарыарқа, «ПИТ», «Хоргос») инфраструктура полностью завершена, в остальных инфраструктура находится на разных стадиях строительства. Впрочем, плюсы есть: как подчеркнул господин Касымбек, режим СЭЗ «позволил основать логистический кластер на «Хоргосе», создать железнодорожное машиностроение в Астане, возродить текстильную промышленность на СЭЗ «Оңтүстік» и заложить основы химического и нефтехимического кластера на СЭЗ «Химпарк Тараз» и «НИНТ». В целом на территориях СЭЗ запущено 157 проектов, в том числе 32 из них с иностранным участием, вложен 651 млрд тенге инвестиций, создано свыше 11 тысяч рабочих мест. Налогами в бюджет возвращено более 107 млрд тенге. На один бюджетный тенге расходов на инфраструктуру участники вложили 2,4 тенге инвестиций. В этом году планируется запуск еще 24 проектов с инвестициями порядка 100 млрд тенге, с созданием 3000 новых рабочих мест, и еще 20 проектов начнут строительство.

В развитии казахстанских СЭЗ существуют и проблемы, констатировал министр. Во-первых, это медленные темпы строительства инфраструктуры. Если в мировой практике средний срок строительства инфраструктуры СЭЗ занимает три года, то в Казахстане это пять и более лет. А СЭЗ «НИНТ» и «Астана», которые существуют 10 лет, и вовсе могут претендовать на звание «инфраструктурного долгостроя». По словам господина Касымбека, в этих зонах также нет полного завершения работ. Например, в СЭЗ «Астана» по сей день отсутствует теплоснабжение на 60 участках. На инфраструктуру СЭЗ «Павлодар» было выделено меньше всего средств (3,4 млрд. тенге за шесть лет), но и готовность инфраструктуры составляет всего 20%. Министр в этой связи предложил акиматам более рационально подходить к этапности застройки и сократить запрашиваемые суммы.

Вторая проблема – это слабая наполняемость и низкая эффективность работы органов управления. Сегодня на территории СЭЗ имеются доступные земли с подведенной инфраструктурой общей площадью 1417 га. К примеру, на СЭЗ «НИНТ» около 600 га, в Караганде – 270 га. И их необходимо заполнять проектами.

Министр пояснил, что сейчас нацкомпании и акиматы ведут работу по привлечению стратегических партнеров в управление. Так, Дубайский DPW совместно с «КТЖ» уже работает на Хоргосском СЭЗ, и с этой же компанией акимат Мангистауской области подписал меморандум по управлению СЭЗ «Морпорт Актау».

Сингапурская компания ЭДИС привлечена на СЭЗы «НИНТ» и «Тараз».

Акимат Карагандинской области ведет переговоры с ирландской компанией IDI. Данную практику целесообразно применить и на другие СЭЗ, убежден Женис Касымбек.

Помимо этого, необходимо решить ряд вопросов и для самих участников СЭЗ. В частности, оптимизировать механизмы налогового администрирования участников СЭЗ для эффективного и реального предоставления налоговых и других льгот. Так, сегодня есть требование, обязывающее участников СЭЗ 90% доходов получать от той деятельности, которая определена на СЭЗ. Но только в 2015-2016 годах за счет курсовой разницы у многих участников СЭЗ тех самых 90% не получилось, и в результате они остались без налоговых льгот. Поэтому министерство инвестиций предлагает внедрить раздельный учет по видам деятельности.

Также МИР предлагает оптимизировать администрирование льготы по нулевой ставке НДС.

«Сегодня очень зарегулирована эта льгота, и многие участники СЭЗ отказываются от получения этой льготы в связи с тем, что очень сложно ее физически получить», – объяснил господин Касымбек.

Еще одна проблема – это получение земельных участков. Сегодня на этот процесс уходит до полугода, хотя режим СЭЗ должен предусматривать облегченный режим.

Предложенные меры поддерживает и бизнес. Глава национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов отметил, что все предложения согласованы с бизнесом и предприниматели готовы идти работать в специальные экономические зоны при нормальных для этого условиях.

Поддержал их и премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, обратив при этом внимание на то, что акимы в своей работе по развитию СЭЗ ориентируются больше на бюджет, чем на инвесторов.

«Если мы сейчас посмотрим все наши бумаги, по докладам видно, что местные исполнительные органы больше заинтересованы в получении из республиканского бюджета денег на инфраструктуру. Все остальное мало интересует. Получить деньги, построить, а те, которые уже выделены, те участки, которые уже имеются, готовые, каким образом работа проводится – это все зависит от того, кто выбран в качестве управляющей компании», – заметил он.

Глава правительства заметил, что на примере СЭЗ «Хоргос», где в качестве управленцев привлечена иностранная компания, эффективность очевидна. Поэтому и в других СЭЗ необходимо организовать нормальные управляющие компании.

«Сейчас к чему пришли? Лет 10-15 поработали, теперь говорим: давайте специализацию менять, не наполнять, теперь, кто хочет, все приходят. Опять-таки это ошибка управления. Если бы нормальная управляющая компания работала, может быть, нам и надо было бы менять специализацию и расширять, приглашать сюда всех желающих. Поэтому я, уважаемые акимы, прошу еще раз обратить особое внимание на управляющие компании», – подчеркнул господин Сагинтаев.

Ирина Севостьянова