После того как сенатор Сарсенбай Енсегенов раскритиковал принятые ранее госпрограммы по рыбному хозяйству, abctv.kz опросил рыбоводов на предмет, каким должен быть новый программный документ. По мнению владельцев и работников рыбных хозяйств, для успешного развития рыбпрома следует обратить внимание на опыт Турции, где субсидируют не корма или посадочный материал, а товарную рыбу (конечный продукт). Только размер субсидий, по мнению рыбоводов, следует установить в соответствии с местными реалиями. В Турции за килограмм произведенной форели государство выплачивает 0,35 лиры (26 тенге), за килограмм морского леща и морского окуня выделяют 0,45 лиры (33 тенге). В Казахстане себестоимость товарной рыбы гораздо выше. По словам рыбоводов, комбикорм карповых и растительноядных видов рыб стоит 92 тенге за килограмм, а форелевого комбикорма – 180-230 тенге при нормативах выращивания 3-5 кг на килограмм массы. То есть субсидии должны быть как минимум в десять раз больше.
Систему управления озерными хозяйствами и нормы зарыбления, по мнению представителей рыбных хозяйств, тоже следует пересмотреть.
"У нас озерные хозяйства составляют до 20 тысяч гектаров, такие большие хозяйства неуправляемые. Всю береговую линию водоемов и рек выделили под хозяйствование и промысел природопользователям, они ежегодно в порядке компенсации ущерба зарыбляют сеголетками свои участки, но это пища для другой, более хищной рыбы. Думаю, что нормативы зарыбления для компенсации ущерба должны быть пересмотрены. Что касается субсидий, то они не всегда доходят до рыбных хозяйств. Например, наше хозяйство отправило документы на получение субсидий по кормам в областной акимат 14 апреля, скоро будет 14 июня, но ответа мы так и не получили. Я считаю, что Казахстану следует изучить опыт Турции, где за каждый произведенный килограмм рыбы дают премию", – сказал руководитель ИП, рыбовод Фарваз Гибадулин.
По словам бывшего менеджера Капшагайского нерестово-выростного хозяйства Игоря Матюнина, основной проблемой рыбоводных хозяйств являются незначительные объемы производства с весьма высокой себестоимостью, которые не позволяют работать с торговыми сетями на условиях долгосрочных договоров. В Алматинской области достаточными производственными мощностями обладает только Тургенское форелевое хозяйство. Второй проблемой, по мнению г-на Матюнина, является узкий ассортимент выпускаемой продукции, включающий, как правило, одну-две позиции. Например, если предприятие ориентировано на продажу порционной форели (индивидуальная масса 200-400 граммов) предприятиям общественного питания, то при превышении массы в 500 граммов рестораны отказываются брать рыбу. У рыбоводного хозяйства при этом возникает затоваривание продукцией, и хозяйство терпит убытки за счет текущих расходов на содержание рыбы. При этом хозяйства не могут сдать продукцию рыбоперерабатывающим предприятиям, потому как переработчики не заинтересованы в приобретении небольших разовых партий продукции даже по себестоимости. Таким образом, проблема с реализацией возникает у мелких товарных хозяйств, ориентированных на производство узкого ассортимента непереработанной продукции. Выходом может быть увеличение объемов производства за счет кооперации в рамках сервисно-заготовительных центров или торгово-заготовительных кооперативов.
По словам Игоря Матюнина, стимулом к развитию кооперации могут послужить не только существенные субсидии за каждый килограмм произведенной рыбы, а также программа сбыта и стимулирование экспорта рыбной продукции, которые практикует Турция.
Субсидии на органическое производство в Турции появились в 2009 году. Если в 2007 году турецкий экспорт рыбы достигал 324 миллионов долларов, то в 2017 году — более 770 миллионов долларов. По заявлению Ассоциации экспортеров Эгейского региона, в 2018 году Турция намерена довести экспорт рыбной продукции до миллиарда долларов.
Напомним, что сенатор Сарсенбай Енсегенов поднял вопрос неэффективного управления рыбными ресурсами в ходе встречи депутатов сената Парламента РК с вице-министром сельского хозяйства РК Ерланом Нысанбаевым. Г-н Енсегенов отметил, что принятые ранее программные документы до сих пор не реализованы. В программе развития агропромышленного комплекса, принятой в 2017-2018 годах, рыбному хозяйству отводится всего три абзаца. Поэтому необходимо принять специальную программу по развитию рыбного хозяйства. По итогам встречи он также предложил создать Комитет рыбного хозяйства.
"Сегодня Управление рыбного хозяйства находится в составе Комитета лесного хозяйства и животного мира. Отрицательно сказывается тот факт, что отсутствует соответствующий комитет рыбного хозяйства", – сказал он.
Кроме того, сенатор выразил мнение о том, что нужно совершенствовать меры государственной поддержки предприятиям рыбной отрасли, в том числе по поддержке экспорта. Необходимо также совершенствовать законодательную базу для развития отрасли.
Римма Гахова