Немецкие технологии взамен на сырье

11341

Товарооборот между Казахстаном и Германией по итогам текущего года возрастет на 45%.

Немецкие технологии взамен на сырье

Посол Казахстана в Германии Болат Нусупов рассказал abctv.kz  о нынешнем состоянии казахстанско-германских отношений, а также о перспективах сотрудничества.

 Общеизвестно, что Германия – один из самых крупных и серьезных партнеров Казахстана в Европе. Согласно официальным данным, объем товарооборота между нашими странами по итогам прошлого года составил 4,5 миллиарда евро, это значительно ниже, чем в 2013 году, когда он превысил 6,5 миллиарда евро. В чем причина такого резкого падения торговых отношений?

– Причина снижения товарооборота в падении цен на сырье – на нефть и цветные металлы. Напомню, что Казахстан является четвертым по величине поставщиком сырой нефти в Германию и играет тем самым ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности ФРГ и Европы.

В 2016 году порядка 85% объема товарооборота Германии со всеми пятью странами Центральной Азии приходилось только на нашу страну. Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается традиционной.

В казахстанском экспорте свыше 91% приходится на минеральные ресурсы, а остальная часть – это черные металлы (2,4%), неорганические химикаты (2,2%), цветные металлы (1,7%).

Но в целом, несмотря на снижение цен на основные сырьевые ресурсы, товарооборот между нашими странами показывает свою устойчивость. Согласно немецким статданным, а я часто пользуюсь ими, объем взаимного товарооборота между Казахстаном и Германией только за пять месяцев текущего года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 36% и составил 2,1 млрд евро.

Мы ожидаем, что по итогам этого года рост товарооборота между нашими странами составит порядка 45%, и мы сможем вернуться к рекордному показателю внешней торговли 2013 года, когда он превысил 6,5 млрд евро.

 Сейчас высказываются опасения, что очередные санкции США и ЕС против России могут негативно сказаться на Казахстане. Могут ли они отразиться на казахстанско–германском экономическом сотрудничестве?

– Не думаю. По крайней мере, достигнутые ранее договоренности свидетельствуют об активизации сотрудничества между нашими странами. Например, недавний визит федерального президента Франка-Вальтера Штайнмайера в Астану, который широко освещался в казахстанской прессе. Его сопровождала солидная делегация из числа немецких депутатов и представителей деловых кругов.

Так вот, по итогам делового совета были подписаны двусторонние экономические документы о реализации 21 проекта на сумму порядка миллиарда долларов.

Подписанные соглашения охватывают нефтехимию, энергетику, возобновляемые источники энергии, розничную торговлю, строительство, геологоразведку, машиностроение, военно-техническое и информационное сотрудничество и другое.

При этом особо хочу отметить договоренности о внедрении элементов немецкой программы "Индустрия 4.0.", в которой участвуют Институт Фраунгофера, Союз машиностроителей Германии и Мюнхенский центр высоких технологий TUM International.

Сегодня более 90% немецких инвестиций идут в несырьевой сектор экономики Казахстана, то есть в реальный сектор: перерабатывающую промышленность, химическую отрасль, производство строительных материалов, машиностроение, сельское хозяйство.

Помимо этого, обе страны активно взаимодействуют в области транспортной логистики. Так, транспортировка грузов контейнерными поездами из Китая в Европу через Казахстан увеличилась почти в пять раз за последние два года.

Кроме этого, активно работает такая структура, как Берлинский евразийский клуб, который был создан в 2012 году в качестве диалоговой площадки для обсуждения широкого спектра вопросов сотрудничества между Казахстаном и Германией, а также между Центральной Азией и Евросоюзом.

За пять лет своего существования поочередно в Астане, Брюсселе и Берлине состоялось около 20 заседаний клуба. Предыдущее, юбилейное заседание состоялось, как Вы помните, в Астане. Следующее, 21-е заседание клуба планируется провести в Брюсселе 4 октября текущего года с участием представителей общественно-политических, экспертных и деловых кругов Европы.

 Для Казахстана сегодня важен вопрос привлечения инвестиций в экономику. Есть ли отличие от характера германских инвестиций в первые годы независимости и сегодня?

– Да, нынешние инвестиционные отношения между двумя странами характеризуются поиском новых возможностей взаимодействия на федеральном и региональном уровнях. Как я уже до этого говорил выше, немецкие инвестиции идут в основном в несырьевой сектор экономики.

Так, по данным Национального банка Казахстана, в период с 2005 по 2016 год валовый приток прямых инвестиций из Германии в Казахстан составил порядка четырех миллиардов долларов.

В общем объеме валового притока доля инвестиций из Германии в Казахстан в 2016 году составила около 1,2% (2,2% в 2015 году). В целом это невысокий показатель, но эти инвестиции идут в сферу промышленного производства, что весьма актуально для Казахстана.

Судите сами, за последние три года количество зарегистрированных в Казахстане экономических структур с участием немецкого капитала возросло с 1200 до 1450 единиц в форме совместных предприятий, представительств немецких компаний и банков.

Инвестиционное сотрудничество осуществляется в сфере обрабатывающей промышленности, торговли, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, прочих коммунальных, социальных и персональных услуг и других отраслях экономики.

Примером тому могут служить инвестиции таких немецких компаний, как Knauf, Heidelberg Cement, Мetro, Linde, Funke и других.

 Означает ли это, что германские инвестиции в сырьевой сектор Казахстана сокращаются?

– Нет, но они стали намного качественнее. Так, между нашими странами подписано межправительственное соглашение о партнерстве в сырьевой, промышленной и технологической сферах. Уникальность этого документа состоит в том, что Германия до настоящего времени заключила подобные соглашения лишь с Монголией и Чили.

Этот документ предусматривает доступ немецких компаний к сырьевым ресурсам нашей страны, в частности к редкоземельным металлам, взамен на внедрение ими в Казахстане высоких технологий и инноваций.

Другими словами, немецкий бизнес, используя местные трудовые ресурсы, создает продукцию с высокой добавленной стоимостью, от добычи сырья, ее переработки на местах до создания готового изделия.

В течение двух лет Немецкое сырьевое агентство провело анализ казахстанских месторождений, и в 2015 году издало специальный каталог, который был распространен среди немецких фирм.

Ряд компаний уже приступили к реализации конкретных проектов.

Так, фирмой "Ульмус Фондс" начата реализация проекта по разведке благородных и цветных металлов в Карагандинской области. Компания "Аурум Дойчланд АГ", являющаяся дочерней структурой концерна "Квеста Капитал", занимается разработкой золоторудных, вольфрамовых и молибденовых месторождений, а также строительством завода по добыче золота в Жамбылской области.

Компания "Интернэшнл Корпорейшн оф Металл энд Эллой Девелопмент Холдинг ГмбХ" в 2016 году подписала соглашение о строительстве ферросплавного завода в Кызылординской области.

В рамках недавнего визита президента Германии в Астану немецкая фирма "Ульмус Фондс" подписала с АО "Казгеология" соглашение о проведении поисковых работ на медь в рамках государственного геологического изучения недр на Шубарсайском плато в Карагандинской области. Таким образом, в Казахстане будет создана первая стационарная немецкая лаборатория.

Словом, соглашение наполняется реальным содержанием.

 Как обстоят дела с казахской диаспорой в Германии?

– В настоящее время численность казахской диаспоры, проживающей в ФРГ, составляет около тысячи человек. Компактно и более многочисленно наши соотечественники проживают в таких городах, как Кельн, Мюнхен и Берлин. Как Вы знаете, многие представители казахской диаспоры прибыли в Германию в качестве трудовых мигрантов из Турции в 50-60-х годах прошлого века. В настоящее время среди них имеются врачи, инженеры, юристы и другие.

Казахстаном принимаются меры по поддержке соотечественников, изъявивших намерение возвратиться на свою историческую родину. Им выдаются бесплатные визы сроком до трех лет, а некоторые представители казахской диаспоры направляют своих детей в Казахстан для получения образования.

 Не могу не затронуть вопрос и о наших соотечественниках немецкой национальности. Поддерживаете ли связь с ними?

– Проживающие в Казахстане граждане немецкой национальности, а также переехавшие в Германию наши бывшие соотечественники являются важным звеном в успешном развитии казахстанско-германских двусторонних отношений.

По данным МВД ФРГ, число этнических немцев, переселившихся из Казахстана в Германию, составляет около миллиона человек.

Некоторые наши земляки добились определенных общественно-политических успехов также и в Германии (например, первый депутат бундестага из числа поздних переселенцев, уроженец Казахстана Хайнрих Цертик).

Но есть и те, кто желает вернуться в Казахстан. Только с начала текущего года более 80 немецких граждан получили визы для постоянного места жительства в нашей стране.

В целом общественные объединения немцев из Казахстана поддерживают с посольством постоянную связь и активно участвуют в наших мероприятиях. Кроме этого, создана межправительственная комиссия по вопросам граждан Казахстана немецкой национальности, которая вырабатывает меры по поддержке немецкой диаспоры, включая развитие ее самобытности и немецкого языка. Очередное заседание комиссии состоялось недавно в Астане в рамках визита президента Германии в Казахстан.

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться