33 скульптора из восьми стран мира показали свои работы в рамках прошедшего в столице Eurasian Sculpture Biennale. В качестве материала авторы инсталляций использовали не только бронзу, камень, дерево, глину - но и картон, березовую кору, сухие цветы и даже старую мебель.
Одной из необычных скульптур на биеннале стала инсталляция Сергея Катрана и Владимира Мартынова из России "Семечки": огромные, в рост человека, семена подсолнуха, которые при приближении к ним покачиваются и издают звуки. Из одной семечки слышится то ли лязг, то ли стрельба, из другой - какие-то вздохи, из третьей играет джаз.
Небольшую толпу вокруг себя собрали два арт-объекта швейцарского художника Бернхарда Джорди: причудливые механизмы из металлолома, трубок и шестеренок. Один из них "Стебель жизни жизни-III", в котором среди металла отчетливо выделяется топорище, оживает, если покрутить ручку. Другой "Меняющееся объявление" работает сам по себе, как вечный двигатель. И не сразу поймешь, что принцип работы простой - как у гиревых часов с кукушкой.
Вместе с тем, широко представлены и относительно привычные пластические формы - в разных стилях, от маньеризма до модерна, от постмодернизма до пост-архаики.
Именно в столкновении противоречий видит специфику Eurasian Sculpture Biennale независимый эксперт, секретарь Союза художников РК, член Ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО Камилла Ли.
"В этой экспозиции столкнулись два самых главных направления в современном арт-процессе: contemporaryart - современное искусство с совершенно новыми формами, - и достаточно традиционная для изобразительного искусства пластическая образная система. В этом, собственно, и состоит тот диалог, который обозначен кураторами выставки, в частности, замечательным художником Эдуардом Казаряном: диалог форм, диалог семантически содержательных процессов, которые происходят сегодня в культуре. И, конечно, самое главное – высочайшее мастерство исполнения, потому что эстетика тоже является мессиджем художника обществу. В сегодняшней экспозиции нет ни одной фальшивой ноты",- считает она.
По мнению куратора и участника выставки скульптора Эдуарда Казаряна, тема биеннале "очень созвучна событиям, происходящим сейчас в Казахстане, и непосредственно ЭКСПО".
"Казахстан открывается миру, находит новые контакты, учится вести диалог со всеми странами и людьми. Так же и в искусстве очень важно искусство диалога. Даже в процессе создания этой выставки не раз приходилось стараться включать это искусство", - говорит скульптор.
В рамках биеннале скульпторы поролись за призовые места. Так, третье место жюри разделило между Георгием Трякиным-Бухаров (Казахстан, работа "Мустанг"), Бертом Шореном (Нидерланды, кинетическая скульптура на солнечных батареях "Странствие света") и Сергеем Катраном (Россия, "Семечки"). Второе место заняли Даир Тулеков (Казахстан, "Разговор") и Бернхард Джорди (Швейцария, "Меняющееся объявление"). Первое место досталось известному швейцарскому скульптору Этьен Кренбюлю с кинетической скульптурой "Остановленное время".
Гран-при Евразийской биеннале скульптурного искусства получил алматинский скульптор Алибек Мергенов с работой "Алатау", которую назвали "аллегорией нашего времени и вызовов, которые жизнь предъявляет каждому из нас каждый день".
Отметим, выставка проходит во Дворце Мира и Согласия, и продлится до 4 августа.
Ксения Татаринова, фото автора