Международные эксперты сходятся с мнением, что решение первого Президента является мудрым и взвешенным.
Так, старший научный сотрудник Карлтонского университета и аналитического центра CIGI (Канада), бывший посол Канады в Казахстане Маргарет Скок вспоминаетоб установлении дипломатических отношений между Канадой и Казахстаном в 1992 году.
"Г-н Назарбаев перестал быть президентом, но он остается, по крайней мере, на некоторое время, в центре событий. Это особенно важно, поскольку продолжаются его усилия по продвижению региональной кооперации в Центральной Азии, развиваются отношения с традиционными и новыми партнерами, международными организациями", – говорит она.
Немецкий журналист, политолог Гюнтер Кнабе отмечает, что в мире с Нурсултаном Назарбаевым связывали стабильность и контролируемость ситуации в стране. "Он обладал большим умением и авторитетом во внешней политике, благодаря чему Казахстан выстроил действительно хорошие отношения по самым разным векторам, начиная от России, Китая, Турции – и до Германии и США", – считает представитель СМИ.
Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Владимир Норов отметил заслуги Н.Назарбаева в качестве создателя Шанхайской организации сотрудничества, неоспоримую и креативную роль в продвижении ее авторитета на международной арене, в укреплении дружбы, сотрудничества и взаимопонимания государств семьи ШОС. "Надеемся, что еще не раз услышим его веское слово касательно сотрудничества в рамках ШОС. Знаем Касым-Жомарта Токаева в качестве высокопрофессионального дипломата, в том числе как заместителя генерального секретаря ООН, известного политического деятеля, возглавлявшего Сенат Парламента Республики Казахстан. Надеемся, что он с учетом его авторитета и человеческих качеств сохранит преемственность внутри- и внешнеполитического курса Казахстана", – говорит Владимир Норов.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов высказал мнение, что Нурсултан Абишевич – последний из сохранившихся у власти представителей советской номенклатуры, возглавивший Казахстан, когда тот ещё сохранял статус союзной республики. "В отличие от других первых секретарей, он не только сумел удержаться у власти, но и войти в историю. А Казахстан под его властью не только сумел практически безболезненно пройти через "лихие 90-е", но и стать образцом для подражания для всех остальных постсоветских государств", – говорит он.
"Казахстан вполне мог повторить судьбу Украины и превратиться в деградирующее националистическое failed state. Вполне мог повторить и судьбу своих соседей Таджикистана и Киргизии, прошедших через кровопролитие межклановой гражданской войны. А сам Назарбаев вполне мог повторить судьбу другого представителя советской номенклатуры, Эдуарда Шеварднадзе.
Однако Казахстан не просто сохранил свою территорию и избежал гражданского конфликта. Он превратился в экономического лидера региона и, пожалуй, наиболее динамично развивающуюся экономику всего постсоветского пространства. Поэтому Назарбаев по праву войдёт в историю в качестве творца "Казахстанского экономического чуда", – говорит Шаповалов.
По словаам экс-президента Кыргызстана Аскара Акаева, за время президентства Назарбаев подготовил множество молодых талантливых кадров, так что у казахского народа сегодня есть выбор. "Я уверен, что они проведут демократические конкурентные выборы и выберут достойного президента и преемника Назарбаева. Все-таки для прогресса нужна сменяемость власти", – говорит он.
Политолог, депутат парламента Азербайджана Расим Мусабеков отмечает, что Нурсултан Назарбаев пользуется во всем тюркском мире непререкаемым авторитетом. "Он передает штурвал, но сохранит влияние, наподобие того, как это сделал когда-то в Китае Дэн Сяопин. Хотел бы пожелать Нурсултану Абишевичу бодрости и долгих лет жизни, а братскому казахскому народу уверенно продолжать движение по пути прогресса в условиях общественной стабильности и согласия", – говорит Расим Мусабеков.
Профессор Университета национальной обороны г. Вашингтон Эрика Марат считает, что в течение многих лет Назарбаев наблюдал за переходами власти в соседних странах. "Очевидно, он хотел избежать насильственной смены власти, как в Кыргызстане, не хотел умирать на своем посту, как в Узбекистане, поэтому он решил уйти в отставку и сам контролировать переходный период", – говорит профессор.