На церемонии закрытия кинофестиваля наградами были отмечены картины, снятые благодаря международной копродукции. Приз за лучшую режиссуру получил Роман Бондарчук ("Вулкан", Украина, Германия). Лучшим актёром назван Георгий Бочоришвили ("Горизонт", Грузия, Швеция). Награду "Лучшая актриса" разделили между собой две главные героини фильма "Донос на Сару и Салима" (Палестина, Нидерланды, Германия) – Майса Абд Эльхади и Сивэйн Крэчнер. Специальный приз жюри "За операторское искусство и работу художника-постановщика" присудили картине "Ласковое безразличие мира" Адильхана Ержанова (Казахстан, Франция).
Как рассказал продюсер картины "Хрусталь", получая главную награду, фильм сделан женской командой: режиссёр, оператор и сценарист – женщины. Видимо, это обстоятельство в том числе повлияло на решение жюри. Режиссёр Дарья Жук родилась в Минске, училась в Нью-Йорке, живёт и работает между Минском и Бруклином. Картина 2018 года повествует о Белоруссии двадцатилетней давности. Или же о безвременье, в котором оказалась целая страна. А если точнее, учитывая биографию режиссёра картины – она уехала, а страна осталась. Героиня фильма по имени Веля, диджей, любит фиолетовый парик в стиле Адель из "Жизни Адель" Абделатифа Кешиша 2015 года, мечтает переехать из Минска в Чикаго, где процветает свободная музыкальная субкультура и она сможет носить и делать, что хочет. Вокруг сюрреализм: клубные танцы на фоне статуй вождей коммунизма, школьные экскурсии в военных музеях, пляшущие наркоманы, развешанный на ветках деревьев белорусский хрусталь, секондхендовская одежда и кассеты в плеерах.
Веля подаёт на визу в посольство США, но в страну свободы не берут диджеев – нет такой профессии в бланке, поэтому девушка вынуждена солгать и указать, что она менеджер на заводе по производству хрусталя и живёт в посёлке Хрустальный. Туда ей и приходится ехать, чтобы подтвердить по телефону своё пребывание и должность проверяющему из визового отдела. В Хрустальном начинаются приключения продвинутой городской девушки в сельской местности, вынужденной взаимодействовать с местными жителями. В целом сентенция фильма не нова: остаются отсталые, прогрессивные же должны уехать ради поиска счастья и свободы. Вывод невольно напрашивается сам собой: время течёт по кругу, ничего не меняется, а сердца всё также требуют перемен. Середина девяностых – то же, что и середина нулевых. В фильме используется стилизация под восьмидесятые – антураж, ставший модным на Западе в начале двухтысячных.
Настоящим потрясением для фестивальной публики стала показанная во внеконкурсной программе новая картина Ким Ки Дука "Человек, космос, время и снова человек". Автор лично приехал на фестиваль и вошёл в состав конкурсного жюри. На церемонии закрытия ему вручили приз за вклад в мировой кинематограф.
На просмотр набился полный зал, вызвав тем самым недовольство пожарной службы. Среди публики было немало пожилых людей, пришедших взглянуть на шедевр известного корейского режиссёра и на него самого. Но то, что увидели зрители, превзошло все их ожидания. Многие, не выдержав сцен, изобилующих жестокостью, насилием, каннибализмом и инцестом, стали уходить из кинозала во время просмотра, высказывая вслух своё негодование. Персонажи картины про человека, время и космос (судя по названию, это привет автора своему же арт-хаусу "Весна, лето, осень, зима и снова весна") сначала едят и насилуют друг друга, потом едят друг друга, перед этим изнасиловав. В общем, такова человеческая природа... и такова квинтэссенция нового кино – как было заявлено на состоявшемся после фильма обсуждении. Кстати, следует уточнить: едят друг друга в буквальном смысле. Так оно и показано во всей красе. По мнению автора, такова реальность. Оказывается, это ещё и философская библейская притча. В зале были и те, кто разделял позицию авторского кинонатурализма. Хотя он явно не клеится с притчевой метафоричностью и библейским смещённым смыслом. К тому же какой переносный смысл может быть у сцен насилия и каннибализма? Самые просветлённые зрители покинули зал уже в начале просмотра при первых сценах жестокости. Это были люди старшего поколения и разного для Казахстана национального состава. И полагаю, что они были правы.
На мастер-классе Ким Ки Дука, состоявшемся накануне показа фильма, я спросила о месте гуманизма в кинематографе, какие картины он считает гуманистическими и какой смысл вкладывает в это понятие, а также почему мы в корейских картинах нередко видим жестокость, отстранённую созерцательность и даже треш? Режиссёр ответил, что часто в западных, американских фильмах супергерой преодолевает трудности и побеждает зло, но это противоречит действительности. Видимо, то, что автор продемонстрировал в последней своей картине, и есть, с его точки зрения, реальность. В ней люди способны лишь насиловать и пожирать друг друга. Мораль и душевная жизнь им чужды. А бог в таком мире нужен лишь для того, чтобы накормить людей своими внутренностями. По мнению режиссёра, задача кино не в том, чтобы шокировать публику. При этом он всё время подчеркивал, что снял что-то такое, чего ещё не видели. В чём же заключается задача кинематографа, так и осталось непонятным. Стоит ли вообще искать философию в трэше?
На следующий день, тоже во внеконкурсной программе, был показан документальный фильм "Бергман", прекрасное кино шведской журналистки, сценариста и режиссёра Яне Магнуссон о выдающемся режиссёре Ингмаре Бергмане. Картина основана на глубинных диалогах и интервью с самим режиссёром, его коллегами и близкими. Она раскрывает суть настоящего творчества, тайну личности художника, помогает понять его психологию и жизнь. Один из самых известных фильмов Бергмана, потрясающих своей образностью и откровенностью, – "Седьмая печать". Это пример того, какой должна быть философская притча. Творчество Бергмана – настоящий пример гуманистического кинематографа. Его картины заставляют задуматься о смысле человеческой жизни, о сложном пути становления личности, её суде над самой собой, о конфликте и возможностях разрешения моральных противоречий.
Ольга Власенко