DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 314,56 Brent 36,55
О подлинном и не очень

О подлинном и не очень

Закончился I Almaty Film Festival. Белорусская картина получила Гран-при, а последний фильм Ким Ки Дука шокировал публику.

21 Сентябрь 2018 09:00 12178

О подлинном и не очень

Автор:

Ольга Власенко

На церемонии закрытия кинофестиваля наградами были отмечены картины, снятые благодаря международной копродукции. Приз за лучшую режиссуру получил Роман Бондарчук («Вулкан», Украина, Германия). Лучшим актёром назван Георгий Бочоришвили («Горизонт», Грузия, Швеция). Награду «Лучшая актриса» разделили между собой две главные героини фильма «Донос на Сару и Салима» (Палестина, Нидерланды, Германия) – Майса Абд Эльхади и Сивэйн Крэчнер. Специальный приз жюри «За операторское искусство и работу художника-постановщика» присудили картине «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова (Казахстан, Франция).

Как рассказал продюсер картины «Хрусталь», получая главную награду, фильм сделан женской командой: режиссёр, оператор и сценарист – женщины. Видимо, это обстоятельство в том числе повлияло на решение жюри. Режиссёр Дарья Жук родилась в Минске, училась в Нью-Йорке, живёт и работает между Минском и Бруклином. Картина 2018 года повествует о Белоруссии двадцатилетней давности. Или же о безвременье, в котором оказалась целая страна. А если точнее, учитывая биографию режиссёра картины – она уехала, а страна осталась. Героиня фильма по имени Веля, диджей, любит фиолетовый парик в стиле Адель из «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша 2015 года, мечтает переехать из Минска в Чикаго, где процветает свободная музыкальная субкультура и она сможет носить и делать, что хочет. Вокруг сюрреализм: клубные танцы на фоне статуй вождей коммунизма, школьные экскурсии в военных музеях, пляшущие наркоманы, развешанный на ветках деревьев белорусский хрусталь, секондхендовская одежда и кассеты в плеерах.

Веля подаёт на визу в посольство США, но в страну свободы не берут диджеев – нет такой профессии в бланке, поэтому девушка вынуждена солгать и указать, что она менеджер на заводе по производству хрусталя и живёт в посёлке Хрустальный. Туда ей и приходится ехать, чтобы подтвердить по телефону своё пребывание и должность проверяющему из визового отдела. В Хрустальном начинаются приключения продвинутой городской девушки в сельской местности, вынужденной взаимодействовать с местными жителями. В целом сентенция фильма не нова: остаются отсталые, прогрессивные же должны уехать ради поиска счастья и свободы. Вывод невольно напрашивается сам собой: время течёт по кругу, ничего не меняется, а сердца всё также требуют перемен. Середина девяностых – то же, что и середина нулевых. В фильме используется стилизация под восьмидесятые – антураж, ставший модным на Западе в начале двухтысячных.

Настоящим потрясением для фестивальной публики стала показанная во внеконкурсной программе новая картина Ким Ки Дука «Человек, космос, время и снова человек». Автор лично приехал на фестиваль и вошёл в состав конкурсного жюри. На церемонии закрытия ему вручили приз за вклад в мировой кинематограф.

На просмотр набился полный зал, вызвав тем самым недовольство пожарной службы. Среди публики было немало пожилых людей, пришедших взглянуть на шедевр известного корейского режиссёра и на него самого. Но то, что увидели зрители, превзошло все их ожидания. Многие, не выдержав сцен, изобилующих жестокостью, насилием, каннибализмом и инцестом, стали уходить из кинозала во время просмотра, высказывая вслух своё негодование. Персонажи картины про человека, время и космос (судя по названию, это привет автора своему же арт-хаусу «Весна, лето, осень, зима и снова весна») сначала едят и насилуют друг друга, потом едят друг друга, перед этим изнасиловав. В общем, такова человеческая природа... и такова квинтэссенция нового кино – как было заявлено на состоявшемся после фильма обсуждении. Кстати, следует уточнить: едят друг друга в буквальном смысле. Так оно и показано во всей красе. По мнению автора, такова реальность. Оказывается, это ещё и философская библейская притча. В зале были и те, кто разделял позицию авторского кинонатурализма. Хотя он явно не клеится с притчевой метафоричностью и библейским смещённым смыслом. К тому же какой переносный смысл может быть у сцен насилия и каннибализма? Самые просветлённые зрители покинули зал уже в начале просмотра при первых сценах жестокости. Это были люди старшего поколения и разного для Казахстана национального состава. И полагаю, что они были правы.

На мастер-классе Ким Ки Дука, состоявшемся накануне показа фильма, я спросила о месте гуманизма в кинематографе, какие картины он считает гуманистическими и какой смысл вкладывает в это понятие, а также почему мы в корейских картинах нередко видим жестокость, отстранённую созерцательность и даже треш? Режиссёр ответил, что часто в западных, американских фильмах супергерой преодолевает трудности и побеждает зло, но это противоречит действительности. Видимо, то, что автор продемонстрировал в последней своей картине, и есть, с его точки зрения, реальность. В ней люди способны лишь насиловать и пожирать друг друга. Мораль и душевная жизнь им чужды. А бог в таком мире нужен лишь для того, чтобы накормить людей своими внутренностями. По мнению режиссёра, задача кино не в том, чтобы шокировать публику. При этом он всё время подчеркивал, что снял что-то такое, чего ещё не видели. В чём же заключается задача кинематографа, так и осталось непонятным. Стоит ли вообще искать философию в трэше?

На следующий день, тоже во внеконкурсной программе, был показан документальный фильм «Бергман», прекрасное кино шведской журналистки, сценариста и режиссёра Яне Магнуссон о выдающемся режиссёре Ингмаре Бергмане. Картина основана на глубинных диалогах и интервью с самим режиссёром, его коллегами и близкими. Она раскрывает суть настоящего творчества, тайну личности художника, помогает понять его психологию и жизнь. Один из самых известных фильмов Бергмана, потрясающих своей образностью и откровенностью, – «Седьмая печать». Это пример того, какой должна быть философская притча. Творчество Бергмана – настоящий пример гуманистического кинематографа. Его картины заставляют задуматься о смысле человеческой жизни, о сложном пути становления личности, её суде над самой собой, о конфликте и возможностях разрешения моральных противоречий.

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/lntr6lvh.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/4vmWMsxZ.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ZTBqeuyx.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/UL8k8Hgu.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/pwzohbK2.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/4CyKDt0P.jpg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Потери казахстанского кинобизнеса составят 5 млрд тенге

Причиной является временный запрет из-за коронавируса.

13 Март 2020 12:42 2931

Потери казахстанского кинобизнеса составят 5 млрд тенге

Потери казахстанского кинобизнеса из-за временного запрета работы кинотеатров в торгово-развлекательных центрах могут составить 5 млрд тенге. Об этом inbusiness.kz сообщил PR-директор Kinopark & Kinoplexx Theatres Ерлан Бухарбаев.

Напомним, вчера, 12 марта, вице-премьер Ералы Тугжанов сообщил, что кинотеатры в торговых развлекательных центрах временно закроют из-за угрозы распространения коронавируса.

«Этот вопрос непростой был, мы его долго обсуждали. Фактически фильмы у нас идут более часа, поэтому в одном помещении нахождение столько времени будет вызывать определенные вопросы, поэтому мы приняли такое решение», – отметил вице-премьер.

В этот же день кинопрокатчики Казахстана обратились с открытым письмом к премьер-министру страны Аскару Мамину, в котором просят не закрывать кинотеатры. В письме, подписанном десятью представителями сетей и кинотеатров, говорится о том, к чему может привести данное распоряжение. В их числе угроза потери рабочих мест и заработной платы сотрудников кинотеатров более чем для 5000 сотрудников на обозначенный срок; финансовые потери всех организаций, занимающихся прокатом, дистрибуцией, подготовкой премьер новых фильмов, в том числе и казахстанского производства, запланированных на обозначенный указом период, что напрямую скажется на объеме налоговых отчислений в бюджет страны.

«Учитывая, что кинотеатры уже испытывают значительное снижение посещаемости по причине переноса ожидаемых мировых и казахстанских премьер, у кинотеатров возникают проблемы по кредитным обязательствам перед банками, в том числе и в иностранной валюте. Закрытие кинотеатров только усугубляет ситуацию», – говорится в письме.

В целом в Казахстане в 2018 году, по данным комитета по статистике минэкономики, работало более 96 кинотеатров с общим количеством залов в 320 единиц. Так, наибольшее количество кинозалов находится в Алматы – 113, в Нур-Султане – 54, в Карагандинской области – 17, в Шымкенте – 16. Общее число мест в кинозалах по всей стране составляет порядка 47 тысяч. Доход всех кинотеатров от оказанных услуг в 2018 году составил 18,4 млрд тенге. Число проведенных киносеансов около 740 тысяч, из них национальные фильмы – 120 тысяч, зарубежные фильмы – 626 тысяч показов, число проведенных киносеансов для детей – 164 тысячи. Общее число посещений киносеансов составило 17,8 млн человек.

Коммерческий директор сети кинотеатров Chaplin Дмитрий Кириенко также говорит о потенциальных убытках, которые понесет бизнес. По его словам, о постановлении участники рынка узнали из новостей.

«На сегодняшний день у нас на руках нет распоряжения от местных властей о запрете работы кинотеатрах. Поэтому в настоящее время мы ждем официальные документы. Для того чтобы посчитать наши убытки, необходимо понимать юридический статус этого вопроса. Если данная история будет носить характер форс-мажора, возможно, какие-то обязательства мы сможем перенести на неопределенный срок. Если же мы будем продолжать нести все затраты, но при этом не будем работать, это ударит по бизнесу. Так как большая часть кинотеатров несет обязательства перед кредиторами, банками, сотрудниками, арендаторами, поставщиками и дистрибьюторами фильмов. То есть достаточно много постоянных обязательств. К примеру, наша сеть оборачивает порядка трех с половиной миллионов зрителей в год, если учитывать, что март – это один из лучших месяцев в году, на который приходится порядка 14-16% всей годовой выручки, что практически в два раза больше, чем в любом другом месяце, безусловно, потеря прибыли сильно ударит по нам и нашей способности отвечать по своим обязательствам», – подчеркнул Дмитрий Кириенко.

Майра Медеубаева

Адильхан Ержанов: «Я хотел создать крепкий сюжет»

Казахстанский кинорежиссер о фильме «Черный, черный человек».

07 Февраль 2020 08:21 8328

Адильхан Ержанов: «Я хотел создать крепкий сюжет»

В массовый казахстанский прокат вышел фильм Адильхана Ержанова «Черный, черный человек». За свое творение казахстанский режиссер получил «азиатский Оскар» в номинации «Лучший режиссер». В интервью корреспонденту inbusiness.kz Адильхан Ержанов рассказал о том, что стало определяющим для сюжета, почему он не ждет больших сборов в прокате, и готовности казахстанского зрителя к авторскому кино.

– Адильхан, Вы являетесь сосценаристом этого фильма. Почему была выбрана именно эта история? Что вас вдохновило на ее создание?

– Наверное, как и любому кинематографисту, мне нравится Альфред Хичкок и его формула саспенса (Саспенс» (англ. suspense) – беспокойство, приостановка, а латинский глагол suspendere переводится как «подвешивать»). Я всегда мечтал сделать фильм, где саспенс будет определяющим для сюжета. Когда-то я прочитал рассказ американского автора, о человеке, которого собираются линчевать. Мне показались интересными взаимоотношения полицейского и местного жителя, которого пытается защитить шериф. Мне же захотелось немного другой истории, где весь фильм главный герой находится между дилеммой – убивать или нет. Я подумал, что если смогу показать метаморфозу героя, его эволюцию, то выполню свою задачу. А остальное было уже дело техники. При переносе подобного сюжета на наши реалии, естественно, появляется и социальный фон, и какая-то правда жизни. Но изначально у меня не было цели сделать социальную историю, я хотел создать крепкий сюжет.

– В чем уникальность этой кинокартины для Вас, как для режиссера?

– Конечно, подобных сюжетов было много, и я не думаю, что изобрел что-то новое в эстетике. Свою работу оценить сложно, но самое оригинальное, что есть в картине, на мой взгляд, это дуга характера главного героя, его развитие. Все концентрируется на нем. Неотрывно мы следим за тем, как в подробностях, детально меняется его характер. При этом главный герой явно нигде не показывает своих изменений. Все происходит внутри, в подтексте. Сюжет фильма классицистский, с некоторыми нарушениями, но единство места, времени и действия остается. Мы не переключаемся ни на что другое и идем вслед за персонажем.

– В «Ласковом безразличии мира» художественная реальность вкраплена в настоящую жизненную реальность. В детективной истории «Черный, черный человек» также уживаются два этих мира?

– Это более реалистичное по форме кино. Здесь нет той доли условности, которая присутствовала в «Ласковом безразличии мира». Но в самой эстетике фильма есть какой-то намек на то, что фильм является фильмом. В этом смысле есть некий постмодернизм. И, мне кажется, я уже ни в одной работе не смогу избавиться от этого налета условности. Я думаю, любой фильм должен обладать какой-то условностью. Кино без стиля – это не очень интересно.

– Каков бюджет фильма? Он снимался полностью на инвестиции Astana Film Fund или в нем также есть доля участия других финансовых источников?

– Бюджет фильма – $50 тыс., и это полностью инвестиции Astana Film Fund. Мне кажется, это один из самых маленьких бюджетов в нашем казахстанском производстве. Мы выиграли питчинг на Almaty Film Festival и благодаря этому сняли фильм.

– Сколько времени заняло создание фильма?

 Над сценарием я думал очень долго. Первая сценарная наработка была лет пять назад. Это была совсем другая история. Единственный фабульный стержень, который остался, это то что местного дурочка пытаются линчевать. Дальше все развилось в историю о следователе. Где-то за три месяца я доработал сценарий. Снимали фильм в течение месяца, из них 11 съемочных дней. Съемки шли через день. В промежутках готовились и репетировали.

– На какой охват аудитории вы рассчитываете?

– Мне кажется, для аудитории это непривычный жанр. Все-таки зритель, вообще, не очень любит мрачные фильмы, и не только в нашей стране. В той же Италии с американскими фильмами могут конкурировать только солнечные комедии. Если там такая проблема, то нашему зрителю это тем более простительно. «Черный, черный человек» со своими особенностями и может не понравиться большой аудитории, и не собрать бюджет, как настоящие коммерческое кино. Это мой пессимистичный прогноз. Но я надеюсь, что хоть какая-то часть аудитории посмотрит картину. Наш зритель достаточно образован, но, возможно, дело в том, что у нас еще не сформировалась культура просмотра авторского кино. Также база кинотеатров, где показывают такие фильмы.

– По Вашим ожиданиям, сколько картина соберет в прокате? Как Вы считаете, она окупится?

– «Ласковое безразличие мира» собрал смешные деньги, около 200 тысяч тенге. Я думаю, «Черный, черный человек» соберет немного больше. Но это мой пессимистичный прогноз. Я не очень верю, что снял картину, которая станет хитом. Зато верю в то, что те зрители, что посмотрят ее, найдут что-то интересное для себя. Оценить окупаемость фильма смогут только дистрибьютеры, но я думаю, даже бюджет в $50 тыс. будет сложно окупить.

– Кинокартина Сергея Дворцевого «Айка» не окупилась, но получила признание на Каннском кинофестивале и считается одним из шедевров мирового кино. Его можно назвать художником, который занимается творчеством. Сейчас режиссер оказался в сложной ситуации. Фильм не стал кассовым, и у него образовались долги. Вы, наверное, знаете об этой ситуации. Насколько важно, чтобы государство поддерживало подобные авторские фильмы?

– То, что делает Дворцевой, это область культурного кинематографа, произведение искусства, которое должно поддерживаться государством, как музеи, балет. Если такое искусство не будет финансироваться государством, то исчезнет. Во всех странах Европы авторские фильмы финансируются государством.

– В Казахстане создан Государственный фонд национального кино. Как вы считаете будет ли это способствовать развитию казахстанского кинематографа? Насколько он будет эффективен? Казахфильм, например, таким назвать нельзя. По данным счетного комитета, больше половины снятых там фильмов не выходят в прокат.

– По аналогии с европейскими фондами, конечно, это должно способствовать развитию. В таких фондах есть комиссия, отчего возникает какой-то плюрализм мнений. Есть рыночная конкуренция прозрачность, а это всегда хорошо. Фонд работает первый год, и результаты уже есть. Составлен определенный список фильмом. Мы точно знаем, кто финансируется и в каких жанрах. Среди них есть авторское и коммерческое кино. И эта первая ласточка меня радует.

Даже на голливудских студиях, примерно половина фильмов и может быть больше, не видит проката. Это нормальный процесс. Какие-то фильмы оказываются не прокатными, какие-то незавершенными и ждут дофинансирования.

– Поделитесь своими планами. Над чем вы сейчас работаете?

– Я готовлю два проекта. Один на частной студии, один на Казахфильме. Надеюсь, что в конце этого года и начале следующего мы их увидим. Они будут отличаться от того, что я делал раньше. Мне кажется нет смысла делать то, что ты уже сделал, надо пробовать новое.

Мария Галушко, Динара Куатова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: