Обновлёнка для регионов

4144

Министерство нацэкономики изменит программу развития регионов в части поддержки моногородов, немалая часть которых так и не смогла значительно снизить влияние градообразующих предприятий на экономику города.

Обновлёнка для регионов

В Министерстве национальной экономики Казахстана (МНЭ) отмечают, что сегодня в Казахстане существует 68 моно- и малых городов. На их инженерно-инфраструктурные сети за годы действия программы развития регионов (с 1 января 2015 года) потратили: 46 млрд тенге – на развитие (строительство и реконструкция) и ещё 24 млрд тенге – на текущее обустройство населённых пунктов. Кроме того, в МНЭ говорят о реализации 57 якорных проектов, благодаря которым создали около 9 тыс рабочих мест. Правда, в эксплуатацию ввели лишь 36, из которых два проекта простаивают, а еще восемь работают с низкой загрузкой. Ещё 19 "якорей" на стадии реализации.

Директор Департамента регионального развития МНЭ РК Даурен Жамбайбек не упомянул ни одного примера, когда экономика моногорода бы вышла из тени градообразующего предприятия. Он стал участником сессии "Инвестиции в развитие моногородов", которая прошла в Костанае в рамках Второго международного инвестиционного форума Kostanay-Invest 2018. Из докладов акимов моногородов Костанайской области стало ясно, что без финансовой поддержки извне (будь то государство или само градообразующее предприятие) практически ни один пока жить не может.

В рамках сессии Даурен Жамбайбек рассказал о новых правилах игры, которые вступят в силу после принятия обновлённой программы развития регионов. Её планируют сделать государственной, а действие продлить до 2025 года. И эта программа может перевернуть всё представление о развитии моногородов, которые вполне могут так и остаться спутниками более крупных населённых пунктов.

"Мы определили города-центры с населением свыше 100 тысяч человек. Таких в республике 22 из 87. В них в будущем будет жить большинство населения. Мы имеем в виду не только город, но и его функциональную зону. Исходя из этого будем подразделять города по перспективности. Те, которые входят в функциональную зону, перспективные. Таких у нас 23 из 68. Еще девять городов приграничные. Они также будут в приоритете, как и те, что стоят на пересечении крупных транспортных магистралей. Останется определённое количество городов, по которым будет стоять вопрос стимулирования добровольного переселения", – рассказал Даурен Жамбайбек.

Стоит отметить, что часть моногородов имеют население свыше 100 тыс. человек. Согласно данным, размещённым на портале фонда "Даму", таковых в Казахстане четыре: Темиртау, Рудный, Жанаозен и Экибастуз. Пока представитель министерства не уточнил распределение городов по группам приоритетности в новом формате программы, от которого будут зависеть и объёмы выделяемых в будущем бюджетных средств. Также пока прорабатываются механизмы поддержки. Утверждения документа ждут в ближайшее время.

Совпадение различий

Каждый моногород имеет свои эксклюзивные особенности. В Костанайской области четыре таких: Рудный, Лисаковск, Житикара и Аркалык. В них проживает 240 тысяч человек, или более четверти всех жителей области. Инвестиционная активность в моногородах довольно высока – 40% от всего объёма вложений в регион. Однако стоит отметить, что немалая часть средств идёт из кармана государства, а также владельцев местных градообразующих предприятий. Реализованных новых, крупных бизнес-проектов единицы, а значит, их доля в общем объёме инвестиций априори не может быть значительной. Акимы и заместители акимов рассказали о проблемных вопросах.

Один из них – развитие малого и среднего бизнеса. И тут специфика моногородов Костанайской области налицо. Из четырёх городов в трёх работают предприятия, входящие в состав холдинга "Евразийская группа" (ERG). В Лисаковске и Аркалыке это Крснооктябрьское и Торгайское бокситовые рудоуправления АО "Алюминий Казахстана", а в Рудном – Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение.

Аким Лисаковска Алмат Исмагулов говорит, что развитие бизнеса тормозит в том числе невозможность рудоуправления самостоятельно принимать решения о закупе товаров и услуг. По его мнению, это тормозит развитие малого и среднего бизнеса. Алмат Исмагулов предлагает внести поправки в законодательство и обязать предприятия моногородов закупать товары и услуги в регионе напрямую.

Но если в Лисаковске проблемы с развитием МСБ, то в Аркалыке производство вскоре вовсе встанет. К 2021 году здесь прекратят добычу бокситов: месторождение практически отработано. И в моногороде говорят уже о других проблемах – плохие дороги и отсутствие филиалов финансовых институтов, которые могли бы самостоятельно выдавать займы предпринимателям. Всё приходится согласовывать с центром: до Костаная 450 км, до Астаны 600 км. Есть проблемы и с залогами – банки считают недвижимость в этом моногороде низколиквидной.

"Сроки рассмотрения проектов финансовыми институтами и банками второго уровня длинные. Некоторые предприниматели добровольно забирают документы и отказываются от кредитования. То есть даже при наличии экономически выгодных проектов предприниматели существенно ограничены в финансировании. Предлагаем введение бюджетных льгот, преференций, натурных грантов для предпринимателей моногородов. Это была бы своеобразная экономическая зона для малого бизнеса", – высказал свою позицию аким Аркалыка Эльдар Кузенбаев.

Пока компенсировать потери бюджета от сокращения объёмов добычи бокситов Аркалыку не удаётся. Не дали ещё ощутимого эффекта якорные проекты – птицефабрика яичного направления "Агроинтерптица" и племенное хозяйство-репродуктор. Надежда есть на крупный мясоперерабатывающий завод мощностью 1000 тонн мяса в год, который должны запустить уже в этом году. Кстати, учредителями этого ТОО "Торгай Ет" стали местные предприниматели – ТОО "Алюминстрой". Компания специализировалась на строительно-монтажных работах и долгое время тесто сотрудничала именно с рудником.

Ещё одним серьёзным риском является удалённость Аркалыка от крупных населённых пунктов. Аким города вновь поднял вопрос о проблеме дороги Аркалык – Жезказган, которая требует ремонта. Ситуация кардинально изменится после завершения проекта по строительству автодороги "Центр – Запад". Она как раз пройдёт через моногород. Именно на неё возлагают большие надежды власти региона, старательно развивая здесь аграрный сектор и переработку сельхозпродукции. Как отмечает аким Костанайской области Архимед Мухамбетов, Аркалык может стать весомым поставщиком продуктов питания в столицу.

Впрочем, два других моногорода области на первый взгляд в лучшем положении. Рудный вообще город-донор на уровне областного бюджета наряду с Костанаем. Именно в этом моногороде делают ставку на перерабатывающие производства железорудного сырья. Уже не первый год говорят о строительстве завода по горячему брикетированию железа. Инвестор всё тот же – "Евразийская группа". За последние 10 лет здесь уже построили немало перерабатывающих предприятий: молокозавод, завод по выпуску полиэтиленовых труб, птицефабрику яичного направления, завод по изготовлению лапши быстрого приготовления и другие производства. Но переломить ситуацию с преобладанием в экономике ССГПО ( Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение) пока не получается. Доля компании в экономике города – 76%.

Председатель правления АО "Костанайские минералы" Ербол Нурхожаев в свою очередь в кулуарах инвестфорума высказал мнение, что зависимость от градообразующего предприятия не так страшна, если компания стабильна. АО является градообразующим в Житикаре. Благодаря тому, что "голова" находится в самом моногороде, здесь избежали проблем Лисаковска по развитию малого и среднего бизнеса. Просто отдали в аутсорсинг всё, что не касается непосредственно добычи хризотил-асбеста. То есть все обслуживающие и сервисные организации выведены из состава юридического лица и продолжают развиваться самостоятельно, неся собственные финансовые риски, борясь за место на рынке.

Соседский опыт

Пока основной проблемой моногорода Житикара называют дороговизну коммунальных услуг и нехватку жилья. Второй фактор считают одной из главных причин оттока молодёжи из моногородов России. В РФ их 319. Об опыте Оренбургской области, где расположены семь моногородов, рассказала первый заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговали области Наталья Струнцова.

Она отметила, что в России на федеральном уровне создан специальный фонд развития моногородов. Это некоммерческая организация, которая капитализирована за счёт федерального бюджета. За счёт средств этого фонда строят инфраструктуру для нужд инвестора. Также фонд выдаёт льготные займы под инвестпроекты от 100 млн рублей (около 500 млн тенге) под 5% годовых.

"Работа не ограничивается только экономической составляющей. Все мэры моногородов прошли обучение в Международной школе управления Сколково. Они учились рroject-менеджменту, изучали вопросы комфортной городской среды, урбанистики. Против других мэров это на сегодня совершенно другой уровень мышления и принятия решений", – отметила Наталья Струнцова.

У российских мэров также в KPI стоят задачи по созданию рабочих мест и привлечению инвестиций. Главы городов должны создать комфортные условия для инкубирования малого бизнеса.

"Главная задача – чтобы молодёжь не уезжала. Основная проблема моногородов, как стареющих, – это именно отток молодёжи, которая уезжает в более комфортные города. Здесь должна быть комплексная работа в части соцподдержки", – акцентировала внимание Наталья Струнцова.

Она отметила, что одной из задач глав моногородов стоит пункт, который оговаривает обязательное получение 30 молодыми семьями субсидий на приобретение жилья каждый год.

В Казахстане такой практики нет. Если брать индикаторы казахстанской программы развития регионов, то здесь указаны численность населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, рост в общем объёме доли модернизированной и построенной инфраструктуры, а также отремонтированного жилья. Часть задач экономического толка по Костанайской области в рамках действующей пока программы развития регионов выполнили: создали кластер по производству сельхозтехники, Аркалык перестал быть тупиковым после строительства железнодорожной ветки. Но нет в программе индикаторов, которые помогли бы определить численность экономически активной молодёжи, комфортность проживания в моногороде. Да и новое жильё практически нигде не строят. Исключение здесь составляют опять же Рудный и Лисаковск, где новые дома возвели градообразующие предприятия и для собственных работников.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться