/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 548,88 KASE 2 381,23
DOW J 29 354,01 Hang Seng 27 610,72
FTSE 100 7 454,77 Пшеница 560,60
Онлайн-страхованию настраивают штатный режим

Онлайн-страхованию настраивают штатный режим

В Нацбанке прокомментировали претензии автовладельцев к единой страховой базе данных.

29 Январь 2019 07:04 6934

Онлайн-страхованию настраивают штатный режим

Автор:

Елена Тумашова

Новости

Сегодня
18:58

Президент Казахстана подписал многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям

Сегодня
18:56

В 2020 году в Казахстане запланировано произвести 984 тысячи тонн битума

Сегодня
18:26

В военчасти на юге Казахстана после самовольного ухода контрактника пропало оружие

Сегодня
18:16

Генпрокуратура предостерегает казахстанцев от участия в несанкционированных митингах

Сегодня
18:11

Посмертное донорство: как поступят с нашими телами?

Сегодня
18:05

Сакен Шаяхметов назначен заместителем акима Павлодарской области

Сегодня
17:50

Премьер Белоруссии поблагодарил казахстанского коллегу за эвакуацию белорусов из КНР

Сегодня
17:25

Казахстан передал Таджикистану охранное оборудование для исправительных учреждений

Сегодня
17:10

Индекс доллара США вблизи максимального за последние три года уровня

Сегодня
16:50

Запуск завода Tesla в Германии могут отложить на шесть-девять месяцев

Все новости

Казахстанцы, заключившие онлайн-полисы обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельца транспортных средств, столкнулись с недоработками единой страховой базы данных. В частности, с отсутствием данных о страхователе – классе его транспортного средства, стаже вождения и прочим.

В ответ на это в Национальном банке РК подтвердили, что в первые несколько дней после введения онлайн-страхования по обязательным классам страхования имелись некоторые трудности. В частности, возникали единичные случаи в отношении подтверждения стажа вождения у водителей транспортных средств.

«Автовладельцам относительно недавно были выданы водительские удостоверения нового образца, что в целом не сказалось на работе системы», – пояснили в Нацбанке.

Возникновение этих случаев, как объясняет регулятор страхового рынка, было связано со взаимодействием информационных систем страховых компаний, единой страховой базы данных и баз данных госорганов, которые необходимы для верификации данных о страхователях, застрахованных лицах и транспортных средствах при дистанционном заключении договора.

На базе ЕСБД (единая страховая база данных) организована служба поддержки, которая в оперативном порядке обрабатывала такие случаи и разрешала каждую ситуацию индивидуально, в том числе через взаимодействие с Министерством внутренних дел Республики Казахстан, уверили abctv.kz в Нацбанке.

«В остальной части значительных недоработок в информационных системах страховых организаций и ЕСБД, препятствующих реализации онлайн-страхования, не наблюдалось», – отмечается в ответе на запрос.

Вместе с тем в Нацбанке сообщили, что «возникают вопросы к функционалу и интерфейсу интернет-ресурсов некоторых страховых компаний». Эти вопросы регулятор будет отрабатывать с каждой компанией отдельно.

Как администрируется ЕСБД

Напомним, в середине прошлого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал законодательные поправки, касающиеся онлайн-страхования и закрепления легитимности страхового полиса в электронной форме. Заключить полис онлайн стало возможным по всем видам обязательного и добровольного страхования, при этом по договорам обязательного страхования обращение бумажных полисов было исключено.

Подписать договор онлайн-страхования и оформить страховой полис можно через интернет-ресурсы страховых компаний. Информация об онлайн-полисах хранится в единой страховой базе данных.

ЕСБД – учетная организация и эталонная база данных, создана в 2008 году для учета страховых полисов, а также для снижения риска мошенничества.

С 1 июля 2017 года по настоящее время владельцем и оператором единой страховой базы данных является дочерняя организация Национального банка со стопроцентным участием АО «Государственное кредитное бюро».

В Нацбанке напомнили, что передача базы данных организации с государственным участием было вызвано необходимостью обеспечить сохранность информации, снизить риски ее утраты и распространения либо несанкционированного доступа к ней третьих лиц, поскольку эти данные в числе прочего содержат персональную информацию физических лиц, а также информацию, отнесенную законодательством к тайне страхования.

Страховые компании, являющиеся как поставщиками информации для единой страховой базы данных, так и ее получателями, имеют онлайн-подключение к информационным системам АО «Государственное кредитное бюро».

В свою очередь АО «Государственное кредитное бюро» имеет интеграцию с рядом государственных органов, в том числе через специальный шлюз Национального банка, который позволяет выгружать, верифицировать и проверять данные, вводимые страхователями при получении страховых услуг в рамках онлайн-страхования.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Базовая ставка не изменилась – 9,25%

Нацбанк не исключил смягчения денежно-кредитных условий в будущем.

03 Февраль 2020 15:16 2055

Базовая ставка не изменилась – 9,25%

Фото: Максим Морозов

Национальный банк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25% годовых и процентный коридор +/- 1 п.п.

В сообщении регулятора говорится о том, что инфляция осталась в пределах целевого коридора 4-6%, в январе этого года составила 5,6% в годовом выражении. Рост цен на продовольственные товары составил 9,2%, непродовольственные товары – 5,2%, платные услуги – 1,4%. Инфляционные ожидания населения остаются умеренными. В декабре 2019 года они замедлились до 5,6% по сравнению с 5,8% в ноябре.

Нацбанк считает, что в краткосрочном горизонте будут наблюдаться проинфляционные риски – на фоне влияния повышения акцизов на реализацию бензина и подорожания регулируемых услуг. До конца этого года и в среднесрочной перспективе ожидается постепенное ослабление инфляционных процессов и замедление годовой инфляции до уровня середины целевого коридора 4-6% и ниже до конца 2020 года.

Годовая инфляция в России составила 3%, странах ЕС – 1,6%, что ограничивает рост цен на импортируемые товары.

По мнению регулятора, потребительский и инвестиционный спрос способствует повышению экономической активности. Рост реальных денежных доходов населения в январе – ноябре 2019 года составил 5,8% в годовом выражении, бюджетные расходы на социальную поддержку увеличились на 26,0% в 2019 году, потребительское кредитование выросло на 26,9% за 2019 год. Расширение инвестиций за 2019 год составило 8,5%. По итогам 2019 года краткосрочный экономический индикатор вырос на 5,0% в годовом выражении.

Незадолго до объявления решения по базовой ставке аналитики высказали в беседе с inbusiness.kz мнение, что сейчас оснований к ее изменению нет. Напомним, 9,25% – такой уровень регулятор установил в сентябре прошлого года, подняв тогда ставку с 9,00%, и сохранил в октябре и декабре.

«Думаю, ставку оставят без изменений. На международной арене сейчас напряженно из-за вспышки китайского коронавируса. Падают индексы, нефть, рубль и юань. Китай (фондовый рынок. – Ред.) открывается в понедельник, и падение начнется, скорее всего, и там. Поэтому для снижения базовой ставки в настоящее время особых оснований нет. Но и для ее повышения поводов пока тоже не наблюдается», – прокомментировал эксперт международной брокерской группы TICKMILL Арман Бейсембаев.

«Рыночных предпосылок для снижения базовой ставки в настоящее время нет. Инфляция «топчется» у верхней границы таргетированного коридора (коридор на конец 2019 года – 4-6%, в январе в годовом выражении инфляция составила 5,6%. – Ред.). Скорее всего, ставку оставят без изменения, учитывая то, что с инфляцией регулятор обещал справиться», – поделился мнением аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв.

Ранее в беседе с журналистами руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал» Петр Гришин предположил, что в этом году Нацбанк снизит базовую ставку на 100 процентных пунктов – с 9,25% до 8,25% в течение года. По мнению российского аналитика, снижение может происходить поэтапно, в четыре захода, на каждом втором заседании комитета.

Отметим, что в этом году, так же, как и в прошлом, Нацбанк планирует объявлять решение по базовой ставке восемь раз. Очередное заседание Технического комитета по денежно-кредитной политике назначено на март (само решение объявят 16 марта), далее – на апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, декабрь.

«Дальнейшие решения по базовой ставке будут приниматься с учетом соответствия сложившейся и прогнозной динамики инфляции ее целевым ориентирам, а также баланса внутренних и внешних рисков. При развитии ситуации в соответствии с ожиданиями Национального банка, а также при принятии мер правительством и местными исполнительными органами по повышению конкуренции на продовольственных рынках и проведению оптимальной тарифной политики возможно смягчение денежно-кредитных условий», – говорится в сообщении Нацбанка, распространенном в понедельник, 3 февраля.

Елена Тумашова

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Как победить мошенников и «помогаек», а также удешевить медстрахование в рамках ОСМС, рассказывает страховщик.

29 Январь 2020 17:40 4831

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Актуализировать тарифы и тарифные факторы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) предлагает страховое сообщество. Об этом рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» и компании по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life» Олег Ханин.

В последний раз эти тарифы менялись в 2007 году. За это время произошли изменения: страховой полис перестал действовать до первой страховой выплаты, теперь он действует в течение всего срока договора, также были увеличены лимиты по возмещению вреда жизни и здоровью – вдвое. Все это существенно сказалось на объемах наших страховых выплат. Кроме того, вырос парк автомобилей в стране, изменилась демографическая ситуация, идут процессы урбанизации.

«Но тарифы остались прежними. Сейчас ни они, ни тарифные факторы не содержат определенную социальную справедливость: автовладельцы, которые должны платить меньше, почему-то до сих пор платят больше, и наоборот. В этом вся проблема, и мы о ней говорим уже года три», – комментирует Олег Ханин.

Когда изменятся тарифы по автострахованию?

Руководитель страховых компаний рассказывает, что актуарное задание для изучения разных сценариев и расчета тарифов уже готово.

«Мы попросили актуариев просчитать изменение лимитов по возмещению ущерба транспортному средству. Сейчас они составляют 600 МРП (один МРП в 2020 году – 2651 тенге. – Ред.), рассматриваются варианты 600, 800, 1000, 1500, 2000 МРП. Также увеличение лимитов по возмещению вреда жизни и здоровью с нынешних 2000 МРП до 3000, 4000, 5000 месячных расчетных показателей», – говорит спикер.

Кроме того, просчитывается возможность изменить или не учитывать амортизацию при страховой выплате, сейчас при расчете страховщики обязаны учитывать эти расходы. Идея заключается в том, чтобы автовладельцы получали возможность поставить новую запчасть взамен старой, с этим всегда проблемы и это вызывает самое большое недовольство со стороны клиентов страховых компаний.

«Мы попросили актуариев просчитать все эти сценарии. Результаты расчетов на основе статистики единой страховой базы данных, данных Нацбанка, АРРФР, страховых организаций они предоставят нам. И мы, исходя из того, чтобы это было не сильно обременительно для автовладельцев в части стоимости страхования, соберем комбинированный продукт из разных опций. Возможно, будет принято решение, что по ущербу имущества это будет не 600 МРП, а 800 МРП, потому что 1200 МРП – это слишком дорого для автовладельцев», – делится планами Олег Ханин.

Многие автовладельцы из агломераций ежедневно заезжают в город, но разница между стоимостью полиса, например, в Алматы и Алматинской области существенна. Будет просчитываться, сколько, кто и как должен платить.

Ожидается, что в этом году будут сделаны актуарные расчеты. Работа небыстрая и немаленькая по объему. Потому что нужно будет проанализировать договоры страхования и убытки по ним за предыдущие пять лет. Это огромный массив данных, рынок заключает безумное количество договоров в течение года.

После этого должно пройти обсуждение, и дальше предложения вынесут на рассмотрение в парламент, поскольку новые условия должны быть прописаны в законодательстве. «Ожидаем, что в течение 2020-2021 годов будет проведена эта работа», – поделился предположением спикер.

Мошенники объезжают «Сергек» по трассам

Рост страхового мошенничества – еще одна проблема рынка, которая также поднималась не раз. Однако подставных ДТП-случаев, которые явно не соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, все больше и больше. Причем мошенники становятся все более изощренными, а документы, которые они представляют, все более «достоверными».

«Когда нам сообщают о страховом случае, наши специалисты выезжают на место ДТП, опрашивают свидетелей, пытаются получить видео с камер наблюдения, пытаются доказать, что машины ездили и после этого ДТП в нормальном состоянии (сейчас благо «Сергек» появился в городе, можно запросить какую-то информацию). Однако мошенники стараются устраивать ДТП за пределами города, на трассах, где нет камер дорожного видеонаблюдения. Сомнения вызывают и случаи, когда с момента заключения договора страхования до аварии прошло меньше или около месяца. Мошенник не любит ждать, он уже сделал какие-то траты, поэтому хочет как можно быстрее получить деньги», – рассказывает Олег Ханин.

Действия мошенников искажают портфель страховой компании, который по природе своей должен быть сбалансированным. «Они изымают деньги, которые полагаются добросовестным страхователям. И страховая компания начинает испытывать трудности, потому что по закону мы должны сделать выплаты в течение 15 дней, а конкуренция на рынке сейчас такова, что компании стремятся выплачивать как можно быстрее. К тому же мы ограничены перечнем документов, сверх которого ничего от клиентов потребовать не можем», – говорит спикер.

Выход, который видит рынок, – включение страховщиков как участников процесса в административное или уголовное производство. «Тогда мы сможем ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы в рамках процесса по рассмотрению вопроса выплат. Сейчас часто бывает так, что компания делает страховую выплату, потом проводит экспертизу, и выясняется, что машины не могли столкнуться так, как они столкнулись. И потом возникают проблемы с взысканием обратно выплат, которые мы произвели», – объясняет суть проблемы спикер.

По его оценкам, примерно 15-18% страховых случаев в год являются сомнительными.

Как завернуть «помогаек» в закон

Страховые «помогайки» – одна из животрепещущих проблем рынка. «Это люди, которые связываются с потерпевшими или лицами, имеющими право на возмещение вреда в соответствии с законом, и вводят их в заблуждение, что только через них потерпевшая сторона может получить страховые выплаты. «Помогайки» заключают с пострадавшими договоры, по которым забирают свою «комиссию», и это может быть до 50% от суммы страховой выплаты. Например, сейчас за смерть автовладельца мы платим 2000 МРП по обязательному страхованию ответственности, это существенная сумма. Половину от нее в итоге получают не наследники или иждивенцы, а совершенно посторонние люди», – рассказывает Олег Ханин.

Законных методов борьбы с ними нет. «Мы давали несколько предложений, как можно решить проблему. Одно и них – сделать работу таких «помогаек» экономически невыгодной. Есть прецедент на рынке: по обязательному страхованию работников от несчастных случаев выплаты производятся через аннуитеты. Мы предлагаем рассмотреть возможность, чтобы компании по общему страхованию по ОС ГПО ВТС перечисляли выплаты в компании по страхованию жизни, и эта выплата являлась бы страховой премией в договоре аннуитета. Таким образом, люди могли бы получать выплаты с установленной периодичностью», – объясняет спикер.

По его словам, эту схему можно еще рассматривать и затем утвердить на уровне нормативно-правового акта регулятора. Все участники рынка могли бы ею пользоваться.

ОСМС сделает страховые продукты дешевле

Олег Ханин также рассказал, почему страховым компаниям было бы интересно участие в системе обязательного социального медицинского страхования.

По его словам, несколько раз до введения ОСМС страховщики обсуждали возможность участия, но в то время ситуация была немного напряженной, было непонятно, как это делать, введение самой системы откладывалось, и тогда страховой рынок не нашел взаимопонимания с государственными органами. Но сейчас, когда это уже начало работать и люди пошли в медучреждения, и когда все больше самозанятых начнет вовлекаться в процесс уплаты перечислений в фонд, можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.

«Может возникнуть очень хорошая синергия того, что предоставляется в рамках ОСМС, и добровольного медицинского страхование. Страховщики смогут создавать продукты, которые позволят удешевить продукты по добровольному медицинскому страхованию за счет части компенсации по расходам через обязательное социальное медицинское страхование», – говорит спикер.

Он поясняет, что сейчас продукты по добровольному медицинскому страхованию покупают в основном корпоративные клиенты в рамках соцпакета для своих работников. С физическими лицами сложнее, поскольку продукт недешевый.

«Финансирование пошло, Фонд социального медицинского страхования начал работать. Уверен, со временем мы найдем общий язык по поводу медстрахования и ОСМС», – заключает Олег Ханин.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: