Главным фактором успеха рынка онлайн-кредитования, который за прошлый год вырос в три раза, могла стать "простота" и "легкость" в получении займа, следует из результатов онлайн-опроса ОЮЛ "Казахстанская ассоциация "ФинТех" (KazFinTech), посвященного исследованию уровня удовлетворенности потребителей сервисами онлайн-микрозаймов, который получил abctv.kz.
Две трети (67%) опрошенных респондентов из числа онлайн-заемщиков заявили, что не обращаются в банки за кредитами либо потому, что последние "не дают маленькие суммы", либо "выдают [их] слишком долго". Каждому шестому опрошенному клиенту (или 17% респондентов) онлайн-кредиторов банки отказали в выдаче ввиду неблагонадежной кредитной истории, еще 7% назвали причиной невозможности использовать банковский заем отсутствие подтвержденных доходов, следует из онлайн-опроса.
"82% респондентов ответили, что сервисы микрозаймов онлайн нравятся им, потому что это быстро (39%), удобно (27%) и доступно (16%). Отсутствие других вариантов указали 10%, еще по 2% респондентов ответили, что их привлекает прозрачность и безопасность, – говорится в распространенном пресс-релизе. – Выяснилось, что пользоваться сервисами онлайн-займов казахстанцам довольно просто: варианты "очень просто" и "легко" указали совокупно 89,1% опрошенных. Вариант ответа "средне сложно" указали 7,9%, "очень сложно" – 2%".
В ходе опроса исследовалось целевое назначение привлекаемых онлайн-займов, и, как оказалось, берутся такие долги для покрытия срочных и неотложных нужд. Каждый четвертый респондент назвал в качестве причины "покупку товаров срочной необходимости" (включая покупки для детей и школьников); 12% – на лекарства и срочные медуслуги, а еще 11% – на оплату банковского кредита.
"8% респондентов берут займы для своего бизнеса, столько же – на продукты питания. По 7% набрали ответы "оплата коммунальных услуг", "другие неотложные нужды", "отдых и развлечения". По 6% – "ремонт авто" и "оплата обучения". 4% участников опроса занимают деньги онлайн, чтобы заплатить за аренду или ремонт жилья, 2% – на авиа- и ж.-д. билеты", – гласит результат опроса.
Подавляющее большинство респондентов, а именно 90%, ответили, что будут рекомендовать сервисы онлайн-займов, 3% указали, что не рекомендуют обращаться к онлайн-кредиторам и еще 7% респондентов затруднились ответить.
Уровень удовлетворенности клиентов (показатель Net Promoter Score, NPS) составил 80%, подчеркнули в KazFinTech. Опрос проводился профильной ассоциацией с 18 по 26 марта текущего года в форме онлайн-анкетирования. Численность респондентов составила 1868 человек.
Рынок онлайн-кредитования в Казахстане переживает бурный рост. За прошлый год кредитный портфель, по данным ТОО "Первое кредитное бюро", вырос более чем в три раза, до 39,7 млрд тенге, а по активам этот сегмент рынка занимает 0,05% от всех розничных замой БВУ и МФО. Количество выданных займов выросло в четыре раза, до 944 тыс. договоров. Средний размер займа в прошлом году составил 42 тыс. тенге на срок 24 дня. Объем просроченных займов по рынку равен 15%.
Динамика роста этого сегмента кредитного рынка в текущем году попала на радар финансового регулятора, который намерен зарегулировать его. По мнению участников рынка и независимых экспертов, одна из предложенных мер в части ограничения предельной годовой эффективной ставки в 100% не учитывает специфику онлайн-кредитования и грозит существованию самого рынка. Игроки предложили Нацбанку ограничить размер переплаты не более одного тела займа.
KazFinTech – ассоциация, позиционирующая себя как объединение добросовестных онлайн- кредиторов, консолидирующая 90% рынка, работающая на текущий момент на принципах саморегулируемой организации.
Султан Биманов