/img/tv1.svg
RU KZ
Отдых на природе в регионах становится более актуальным

Отдых на природе в регионах становится более актуальным

Туристические тренды нового сезона выяснял inbusiness.kz.

12:11 04 Июнь 2020 8768

Отдых на природе в регионах становится более актуальным

Автор:

Ольга Власенко

Главный редактор журнала «Ветер странствий», организатор экофестивалей «Крылья Алаколя» и «Окуньколь» Наталья Боровая считает, что нынешним летом у казахстанского туризма сложилось преимущество – популярными станут этно- и экоотдых на природе в удаленных, малонаселенных регионах страны.

Наталья, может ли сложившаяся в мире пандемическая обстановка способствовать развитию внутреннего туризма?

Большие надежды возлагаются на то, что ситуация мировой пандемии может положительно сказаться на развитии внутреннего туризма. Многие страны, составлявшие конкуренцию в этой области, закрыты. Если даже они откроют свои границы, то их предложения уже не будут такими разнообразными, как раньше. Меры по борьбе и профилактике вируса могут повлиять на удорожание услуг – прежнего комфортного и беззаботного пребывания, каким оно было год назад, на отдыхе за границей в этом сезоне не будет. На восстановление международного турбизнеса в прежнем объеме понадобится время. Людям же, как и прежде, хочется отдыхать, выезжать на природу. Поэтому поток казахстанцев, отправлявшихся раньше для отдыха за границу, а это не такое уж и малое количество наших граждан, переключит свое внимание на отечественные регионы. Теперь деньги, которые казахстанцы оставляли на зарубежных курортах, смогут быть потрачены у себя в стране. Это финансовое вливание даст мощный толчок для развития отечественного туризма, что создаст конкурентную среду на внутреннем рынке и отразится на качестве туристических услуг, предоставляемых казахстанскими компаниями.

Как охарактеризовать варианты местного отдыха с точки зрения сочетания цены и качества?

Я считаю, что нельзя обвинять в завышенной ценовой политике наши компании, ведущие туристический бизнес в регионах. Их часто критикуют за несоответствие цен качеству услуг. Но это несправедливо, поскольку, как правило, только три месяца в году они зарабатывают на туризме, а выживать им надо круглый год, содержать базы отдыха, выплачивать зарплаты сотрудникам. Они вынуждены поднимать цены, чтобы свести концы с концами. Например, часто сетуют, что отдых в Боровом стоит примерно столько же, сколько отдых в Турции. Но учтите, что у турецкой туротрасли огромные преимущества, и наплыв туристов там происходит чуть ли не круглый год, да еще мощная поддержка государства. Если сейчас денежные потоки, от наших соотечественников устремятся в нашу же отечественную отрасль, это должно значительно улучшить ситуацию на местах. И впоследствии удешевить услуги проживания и питания в регионах. Возможно, у туристических баз появится возможность продлить время отдыха и работать не только летом, но также весной, осенью и зимой. Например, на Алаколе можно предлагать такую туруслугу, как зимняя рыбалка. Но из-за многих причин любители рыбалки туда не едут: сложно добраться, мало где можно комфортно остановиться. К тому же наши туристы всегда предпочитали зимой отдых в тропических странах. Теперь им придется поменять свои приоритеты и отдыхать на родине, в Казахстане. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Это факт, который может способствовать кардинальным преобразованиям в нашей туротрасли, в том числе повлиять на качество отечественного сервиса.

Каковы туристические тренды нового сезона с учетом эпидемической ситуации? Как учитываются риски при подготовке объектов отдыха к турсезону?

Разработаны специальные нормы гигиены с использованием средств дезинфекции. Все понимают, чем чреваты массовые мероприятия с большим скоплением народа. Люди из осторожности должны обезопасить себя от подобных форм досуга. Например, в этом году не будет такой формы питания, как шведский стол. Общее питание будет кое-где заменено доставкой еды в номера. Это поможет избежать скопления людей в местах наиболее вероятного заражения. Туристическое сообщество считает времяпровождение на открытом воздухе в группах с небольшим количеством человек допустимым. Отдых на воздухе – один из главных трендов нынешнего туристического сезона. Именно в этом состоит преимущество казахстанского турбизнеса в регионах. Это в Европу туристы едут на экскурсии по городам, знакомиться с архитектурой, древними строениями, замками. В Казахстане свой путь развития туризма в силу сложившихся исторических причин. Наши достопримечательности в большинстве своем находятся не в городах с массовым скоплением людей. Отдых на природе в удаленных регионах становится в условиях сложившейся в мегаполисах эпидемической ситуации наиболее актуальным. Наш конек – это эко- и этнотуризм, путешествия на природе, экспедиции в экологически чистые места, где почти нет людей.

Каким транспортом удобнее и выгоднее добираться? Какова тут ценовая политика и субсидии государства?

К сожалению, тут без особых перемен. По нашим дорогам по-прежнему можно ездить на дальние дистанции только на внедорожниках. Участки казахстанских дорог по многим направлениям оставляют желать лучшего. На легковой машине вы не наездитесь. Сейчас у нас создана своя Казахстанская ассоциация кемпингового туризма и караванинга. Ее организаторы отдельно указывают в путеводителях и на картах места, где нельзя проехать. Дороги плохие. Мне кажется, лучшим вариантом остается поезд. Надо брать купе на семью и ехать. Сейчас государством выделяются субсидии на железнодорожные перевозки и авиаперелеты на определенные туристические направления. Например, на Алаколь, в Учарал (Алматинская область) и Урджар (ВКО), будут субсидированы рейсы со стороны Алматы, Нур-Султана, Усть-Каменогорска, Талдыкоргана. Билет в купе стоит до пяти тысяч тенге, авиабилет – 10-15 тысяч.

Произошли ли какие-то изменения в сотрудничестве туроператоров и владельцев зон отдыха?

Здесь все хорошо. У туроператоров уже заключены договоры с владельцами баз отдыха. Например, усть-каменогорские операторы заключают договоры с базами отдыха на Бухтарме и работают на комиссиях. Сейчас туроператоры, которые не работали на внутреннем рынке, повернутся к отечественным компаниям лицом. Мне кажется, что решить вопросы внутри стран порой проще. Как с возвратом туристов по домам, так и с возвратом денег. Во время внезапной ситуации с пандемией возникли трудности с возвратом денег за выкупленные за полгода вперед туры. Туроператоры уже перевели суммы за границу в курортные зоны, которые не захотели их возвращать. Многие отечественные туроператоры пострадали из-за этого. Поэтому в этом смысле работать в своей стране легче и безопаснее.

Какова роль досуга и культурных мероприятий в повышении привлекательности местных туробъектов?

Роль организованного досуга высока. Обычный пляжный отдых на Алаколе, Балхаше или Бухтарме может наскучить уже на четвертый день. Потом понадобятся развлечения, более разнообразный активный отдых. К сожалению, у нас это не очень развито. Но если появится спрос – появится больше предложений. Найти грамотного экскурсовода на Балхаше или Бухтарме и удерживать его там из года в год не просто. А местные, за редким исключением, не могут так интересно и эрудированно рассказывать. Проведение любых культурно-развлекательных мероприятий способствует росту привлекательности туробъектов. Например, в Восточном Казахстане проводятся такие фестивали, как «Убинские Распевы» и «Медовый спас». Они проходят экологично и красиво, на природе, в лесах и на полянах. Культурные мероприятия привлекают людей, которые приезжают и видят красоту природы и потом уже хотят вернуться сюда просто так. Немало и тех, кто едет за тишиной и покоем в нашу тайгу, например, такое местечко в алтайском лесу, на берегу реки Черная Уба. Они не хотят никого видеть, гуляют по лесу, наслаждаясь одиночеством, тишиной и пением птиц.

Ольга Власенко
Фото из архива Натальи Боровой

Материалы по теме: