/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Отдых на природе в регионах становится более актуальным

Отдых на природе в регионах становится более актуальным

Туристические тренды нового сезона выяснял inbusiness.kz.

12:11 04 Июнь 2020 3414

Отдых на природе в регионах становится более актуальным

Автор:

Ольга Власенко

Главный редактор журнала «Ветер странствий», организатор экофестивалей «Крылья Алаколя» и «Окуньколь» Наталья Боровая считает, что нынешним летом у казахстанского туризма сложилось преимущество – популярными станут этно- и экоотдых на природе в удаленных, малонаселенных регионах страны.

Наталья, может ли сложившаяся в мире пандемическая обстановка способствовать развитию внутреннего туризма?

Большие надежды возлагаются на то, что ситуация мировой пандемии может положительно сказаться на развитии внутреннего туризма. Многие страны, составлявшие конкуренцию в этой области, закрыты. Если даже они откроют свои границы, то их предложения уже не будут такими разнообразными, как раньше. Меры по борьбе и профилактике вируса могут повлиять на удорожание услуг – прежнего комфортного и беззаботного пребывания, каким оно было год назад, на отдыхе за границей в этом сезоне не будет. На восстановление международного турбизнеса в прежнем объеме понадобится время. Людям же, как и прежде, хочется отдыхать, выезжать на природу. Поэтому поток казахстанцев, отправлявшихся раньше для отдыха за границу, а это не такое уж и малое количество наших граждан, переключит свое внимание на отечественные регионы. Теперь деньги, которые казахстанцы оставляли на зарубежных курортах, смогут быть потрачены у себя в стране. Это финансовое вливание даст мощный толчок для развития отечественного туризма, что создаст конкурентную среду на внутреннем рынке и отразится на качестве туристических услуг, предоставляемых казахстанскими компаниями.

Как охарактеризовать варианты местного отдыха с точки зрения сочетания цены и качества?

Я считаю, что нельзя обвинять в завышенной ценовой политике наши компании, ведущие туристический бизнес в регионах. Их часто критикуют за несоответствие цен качеству услуг. Но это несправедливо, поскольку, как правило, только три месяца в году они зарабатывают на туризме, а выживать им надо круглый год, содержать базы отдыха, выплачивать зарплаты сотрудникам. Они вынуждены поднимать цены, чтобы свести концы с концами. Например, часто сетуют, что отдых в Боровом стоит примерно столько же, сколько отдых в Турции. Но учтите, что у турецкой туротрасли огромные преимущества, и наплыв туристов там происходит чуть ли не круглый год, да еще мощная поддержка государства. Если сейчас денежные потоки, от наших соотечественников устремятся в нашу же отечественную отрасль, это должно значительно улучшить ситуацию на местах. И впоследствии удешевить услуги проживания и питания в регионах. Возможно, у туристических баз появится возможность продлить время отдыха и работать не только летом, но также весной, осенью и зимой. Например, на Алаколе можно предлагать такую туруслугу, как зимняя рыбалка. Но из-за многих причин любители рыбалки туда не едут: сложно добраться, мало где можно комфортно остановиться. К тому же наши туристы всегда предпочитали зимой отдых в тропических странах. Теперь им придется поменять свои приоритеты и отдыхать на родине, в Казахстане. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Это факт, который может способствовать кардинальным преобразованиям в нашей туротрасли, в том числе повлиять на качество отечественного сервиса.

Каковы туристические тренды нового сезона с учетом эпидемической ситуации? Как учитываются риски при подготовке объектов отдыха к турсезону?

Разработаны специальные нормы гигиены с использованием средств дезинфекции. Все понимают, чем чреваты массовые мероприятия с большим скоплением народа. Люди из осторожности должны обезопасить себя от подобных форм досуга. Например, в этом году не будет такой формы питания, как шведский стол. Общее питание будет кое-где заменено доставкой еды в номера. Это поможет избежать скопления людей в местах наиболее вероятного заражения. Туристическое сообщество считает времяпровождение на открытом воздухе в группах с небольшим количеством человек допустимым. Отдых на воздухе – один из главных трендов нынешнего туристического сезона. Именно в этом состоит преимущество казахстанского турбизнеса в регионах. Это в Европу туристы едут на экскурсии по городам, знакомиться с архитектурой, древними строениями, замками. В Казахстане свой путь развития туризма в силу сложившихся исторических причин. Наши достопримечательности в большинстве своем находятся не в городах с массовым скоплением людей. Отдых на природе в удаленных регионах становится в условиях сложившейся в мегаполисах эпидемической ситуации наиболее актуальным. Наш конек – это эко- и этнотуризм, путешествия на природе, экспедиции в экологически чистые места, где почти нет людей.

Каким транспортом удобнее и выгоднее добираться? Какова тут ценовая политика и субсидии государства?

К сожалению, тут без особых перемен. По нашим дорогам по-прежнему можно ездить на дальние дистанции только на внедорожниках. Участки казахстанских дорог по многим направлениям оставляют желать лучшего. На легковой машине вы не наездитесь. Сейчас у нас создана своя Казахстанская ассоциация кемпингового туризма и караванинга. Ее организаторы отдельно указывают в путеводителях и на картах места, где нельзя проехать. Дороги плохие. Мне кажется, лучшим вариантом остается поезд. Надо брать купе на семью и ехать. Сейчас государством выделяются субсидии на железнодорожные перевозки и авиаперелеты на определенные туристические направления. Например, на Алаколь, в Учарал (Алматинская область) и Урджар (ВКО), будут субсидированы рейсы со стороны Алматы, Нур-Султана, Усть-Каменогорска, Талдыкоргана. Билет в купе стоит до пяти тысяч тенге, авиабилет – 10-15 тысяч.

Произошли ли какие-то изменения в сотрудничестве туроператоров и владельцев зон отдыха?

Здесь все хорошо. У туроператоров уже заключены договоры с владельцами баз отдыха. Например, усть-каменогорские операторы заключают договоры с базами отдыха на Бухтарме и работают на комиссиях. Сейчас туроператоры, которые не работали на внутреннем рынке, повернутся к отечественным компаниям лицом. Мне кажется, что решить вопросы внутри стран порой проще. Как с возвратом туристов по домам, так и с возвратом денег. Во время внезапной ситуации с пандемией возникли трудности с возвратом денег за выкупленные за полгода вперед туры. Туроператоры уже перевели суммы за границу в курортные зоны, которые не захотели их возвращать. Многие отечественные туроператоры пострадали из-за этого. Поэтому в этом смысле работать в своей стране легче и безопаснее.

Какова роль досуга и культурных мероприятий в повышении привлекательности местных туробъектов?

Роль организованного досуга высока. Обычный пляжный отдых на Алаколе, Балхаше или Бухтарме может наскучить уже на четвертый день. Потом понадобятся развлечения, более разнообразный активный отдых. К сожалению, у нас это не очень развито. Но если появится спрос – появится больше предложений. Найти грамотного экскурсовода на Балхаше или Бухтарме и удерживать его там из года в год не просто. А местные, за редким исключением, не могут так интересно и эрудированно рассказывать. Проведение любых культурно-развлекательных мероприятий способствует росту привлекательности туробъектов. Например, в Восточном Казахстане проводятся такие фестивали, как «Убинские Распевы» и «Медовый спас». Они проходят экологично и красиво, на природе, в лесах и на полянах. Культурные мероприятия привлекают людей, которые приезжают и видят красоту природы и потом уже хотят вернуться сюда просто так. Немало и тех, кто едет за тишиной и покоем в нашу тайгу, например, такое местечко в алтайском лесу, на берегу реки Черная Уба. Они не хотят никого видеть, гуляют по лесу, наслаждаясь одиночеством, тишиной и пением птиц.

Ольга Власенко
Фото из архива Натальи Боровой

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Ковид снизил количество посетителей и средние чеки клиентов. К весне следующего года обороты в сфере HoReCa могут сократиться на 40%.

03 Июль 2020 08:12 1537

Гостинично-ресторанный бизнес потерял половину выручки

Фото: Мария Гребенюк

Если волна коронавируса затянется и продолжится в следующем году, то оборот гостинично-ресторанного рынка в Казахстане может сократиться на 40%. Такие неутешительные прогнозы дали предприниматели, участвующие в опросе METRO Казахстан. В исследовании принимали участие партнеры компании, которые представляют HoReCa в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте.

Как сообщили авторы аналитической работы, обороты Ca (кейтеринг) снизились на одну треть, а сегмент HoRe (отели и рестораны) вынуждено частично распустили персонал. Также была пересмотрена концепция работы с учетом требований по соблюдению санитарных норм. Согласно исследованию, в среднем для перезапуска после карантина бизнесу требуются не менее пяти миллионов тенге.

Гости не приходят, чаевые не оставляют

«Сейчас в привычном формате стараются работать 73% из числа опрошенных предприятий. До сих пор не возобновили работу 24% предпринимателей, им невыгодна неполная загрузка. Еще 3% предприятий работают только в формате доставки», – сообщила начальник отдела по развитию HoRe компании оптово-розничной торговли Мадина Избасова.

Около половины опрошенных заявили о сокращении числа посетителей после рестарта до трети. Чуть больше 35% представителей общепита отметили уменьшение почти вдвое. Некоторые представители отрасли, их всего около 8%, заявили, что пандемия никак не повлияла на посещаемость заведений.

«В оценках платежеспособности клиентов мы наблюдаем расхождения. Например, сокращение среднего чека на 10-30% отметили 40% опрошенных. В то же время 35% отмечают, что для них средний чек не изменился. Каждый пятый считает, что средний чек стал ниже вполовину», – констатировала спикер.

Плюс – расход, минус – выручка

Требования по соблюдению бизнесом санитарных норм из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки добавили организациям HoReCa дополнительные расходы, что, безусловно, отразилось на выручке.

Статья трат предпринимателей прибавилась с необходимостью закупа тепловизоров, средств индивидуальной защиты для персонала и дезинфицирующих средств для обработки всех поверхностей.

«Более 90% участников рынка признали, что им пришлось значительно увеличить долю расходов для соблюдения всех предписанных норм, что отразилось на выручке бизнеса. Как показал опрос, у большинства (43%) объем выручки снизился почти вдвое. У 38% респондентов этот показатель упал на 10-30%. Выручка сократилась на критические 60-90% у 6% владельцев общепита. Сохранение уровня выручки на докарантинном уровне отметили 13% собеседников», – показали результаты исследования.

К слову, усиленные требования по обеспечению санитарной безопасности касаются как кухонного персонала, так и людей, задействованных в доставке. Работники должны быть обеспечены масками, перчатками и антисептиками. Введены новые правила мытья посуды и использования одноразовой спецодежды, ограничено число людей в одном помещении.

Сохранить штаты не удалось

Больше трети рестораторов, 35%, сократили от 30% до 40% своего персонала. 22% владельцев бизнеса оптимизировали 10-20% рабочих мест. По данным опроса, в 6% случаев распущено по домам больше половины работников, а 2% предпринимателей сократили штат на 70-80%. Сохранить все рабочие места удалось только трети опрошенных.

Гибкий маркетинг

Для привлечения посетителей заведения стали активнее применять маркетинговые инструменты. Подавляющее большинство используют акции и скидки.

58% опрошенных за время карантина предпринимателей выстроили собственную логистику или стали сотрудничать с сервисами доставки. При этом у 74% респондентов доставка приносит 10-30% всего оборота, а для одной четверти и 30-50% оборота.

«Развилась практика услуги take away, то есть самовывоза готовой еды из ресторанов и кафе. Некоторые рестораны предлагают клиентам самовывоз или доставку полуфабрикатов. Заказчик получает сет из продуктов в готовом к приготовлению виде с сохранением пропорций», – сказала Мадина Избасова

Изменения в меню внесли 33% опрошенных представителей общепита. Это связано как со сменой сезона, так и дефицитом импортных продуктов и их подорожанием.

Прогнозы не радужные, ожидания те же

Оценивая перспективы, предприниматели ожидают снижение оборотов на 30-40% до весны следующего года. Рестораторы уверены, что в ближайшее время в приоритете у казахстанцев будут заведения с низким и средним чеком. Продолжится развитие сферы онлайн-заказов готовой еды. Отмечается растущая популярность заведений с фокусом на правильное питание.

«Неуверенность бизнеса отразилась на характере оптовых закупок. Предприниматели стали закупать товар маленькими партиями, но чаще, так как сейчас им сложно спрогнозировать спрос на услуги», – отметила начальник отдела по развитию HoRe MK.

Участники исследования также озвучили свои ожидания от государства. Большинство из них ждут снижения или отсрочки налоговых выплат и кредитов. Также предприниматели высказались в пользу мер по стабилизации цен на продукты питания.

Справка: Аббревиатурой HoReCa принято называть гостинично-ресторанный бизнес, где Ho (hotel) – гостиничный бизнес, Re (restaurant) – рестораны и кафе, а Ca – кейтеринг, то есть организация удаленного питания.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 1722

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!