Начальник штаба и командир горно-егерского полка, где служили погибшие под лавиной в ущелье Коксай Жамбылской области военнослужащие, освобождены от занимаемых должностей, сообщил вице-министр обороны Талгат Мухтаров.
"На данный момент по результатам – это дисциплинарное решение, не касается уголовного дела. В связи с этой ситуацией, поскольку у правительственной комиссии были вопросы к организации и проведению этих учебных мероприятий, министром обороны принято решение освободить от должности данных должностных лиц", – сообщил он журналистам после заседания правительства во вторник.
Командиром полка служил Марат Бралинов, начальником штаба – Бахыт Шойбеков.
"В ходе следствия будет дана оценка по результатам проверочных, следственных мероприятий, и вина будет судом определена", – отметил г-н Мухтаров.
17 февраля в ущелье Коксай в Жамбылской области в ходе плановых занятий по боевой подготовке военнослужащих войсковой части 91678 (горно-егерский полк) произошел внезапный сход снежной лавины. В отработке принимали участие 23 человека, семеро из них погибли, восемь находятся в военном госпитале.
Ход расследования трагедии взял под личный контроль премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Правительственную комиссию возглавил министр обороны Сакен Жасузаков.
По факту гибели военнослужащих начато досудебное расследование по ст. 453, ч. 2 (халатное отношение к службе, повлекшее тяжкие последствия) Уголовного кодекса Казахстана.
"В ходе предварительного расследования установлено, что прямой причиной трагедии явилось стихийное бедствие, связанное с аномальными погодными явлениями, не характерными для данной местности в данное время года. Обильные осадки, завершившиеся резким потеплением, спровоцировали сход снежной лавины", – сообщил министр обороны Сакен Жасузаков на заседании правительства.
"Несчастному случаю способствовал ряд факторов общеслужебной деятельности, по которым сейчас идет расследование организации занятий, соблюдение мер безопасности и всестороннее обеспечение занятий", – добавил он.
При этом министр отметил, что это первый несчастный случай с военными, погибшими под лавиной в Казахстане, за все время существования горно-егерского полка.
"Хотел бы доложить, что случай неординарный. Эта часть существует уже 14 лет, в течение 14 лет они занимались в этом ущелье, проводили занятия зимой и летом, и таких ситуаций не было", – сказал он.
Глава Минобороны отметил, что предупреждения по лавиноопасности не было.
"В принципе, по линии ЧС и "КазГидроМета" предупреждение было об угрозе дождевых паводков, сообщение об ожидании осадков, но по лавиноопасности не было. Сейчас, думаю, следственные органы разберутся полностью, и картина будет более ясная", – сказал министр.
В свою очередь вице-министр внутренних дел Юрий Ильин пояснил, почему не было сообщения о лавиноопасности.
"Что касается штормового предупреждения, то мы получаем их от подразделений "КазГидроМета". "КазГидроМет", начиная с девятого числа, передавал нам штормовые предупреждения. Мы их доводили до местных исполнительных органов, в том числе до регионального командования "Юг", о том, что в Жамбылской области ожидается формирование талых дождевых паводковых вод на низкогорных реках, выпадение обильных осадков. То есть в их штормовом предупреждении угрозы схода лавин как таковой не прозвучало: оно касалось Южно-Казахстанской области, – сказал он журналистам. – Я объясню почему. Снеголавинные станции, которые ведут наблюдение за снеголавинной обстановкой, у нас находятся в Восточно-Казахстанской, Алматинской, Южно-Казахстанской областях, Алматы. Они размещаются там, где существует угроза схода снежной лавины для инфраструктуры населенных пунктов, объектов хозяйствования. То есть на территории Жамбылской области, где снеголавинные участки, в частности в этом ущелье, производств нет и населенных пунктов нет, поэтому она и не передавалась. Поэтому в ходе работы государственной комиссии мы это указали".
Представитель МВД объяснил и задержку с прибытием ЧС на место.
"У нас есть хронология события, начиная от первых звонков, которые поступили в 13.15 от егеря данного лесного участка, до момента прибытия первых подразделений министерства обороны. С учетом, что войсковая часть находилась намного ближе, первыми прибыли подразделения министерства обороны, затем прибыли подразделения пожарной части № 7, которые находились на удалении 60 км. Соответственно, затруднение движения из-за погодных условий спровоцировало не скажу, что задержку, но прибытие на значительное время", – сказал Юрий Ильин.
Кроме того, он отметил, что причиной смерти военнослужащих являлось не только удушье, но и "травмы несовместимые с жизнью".
Министр обороны сообщил также, что каждой семье погибших военнослужащих, погибших при сходе лавины, будет выплачена единовременная компенсация в размере пятилетнего денежного содержания, что составит в среднем порядка 4-7 млн тенге.
"Четыре семьи в населенном пункте Бауржана Момышулы и в Таразе. Мы при посещении встретились с ними. Полностью проведены мероприятия, похороны прошли, прощание с погибшими было осуществлено в данной части. Каждой семье погибшего была оказана поддержка финансовая и моральная", – сказал министр во вторник на заседании правительства.
При этом пострадавшие при сходе лавины военнослужащие находятся под наблюдением психологов.
"Мы посетили тех военнослужащих, которые находились в госпитале. Состояние у них удовлетворительное, находятся под наблюдением врачей-психологов", – резюмировал Сакен Жасузаков.
Жанболат Мамышев