О том, почему необходимо внедрение обязательных пенсионных взносов работодателей, как это повлияет на будущие поколения казахстанцев, выходящих на пенсию, в интервью inbusiness.kz рассказала директор департамента политики социального страхования, базового социального и пенсионного обеспечения МТСЗН РК Виктория Шегай.
– В последнее время некоторые эксперты критично высказываются о введении обязательных 5% пенсионных взносов работодателей, утверждая, что минтруда в противоречие поручению главы государства вместо поиска альтернативы пытается внедрить ОПВР с 2023 года. Действительно ли это так?
– Однозначно это не так! Введение обязательных 5% пенсионных взносов работодателей было предусмотрено в Концепции по дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года еще в 2014 году, а законодательно закреплено в 2015-м. Введение ОПВР должно было начаться с 1 января 2018 года. Однако, учитывая планирующееся внедрение обязательного социального медицинского страхования, сроки введения в действие данных поправок были перенесены на 2020 год. В 2019 году по поручению главы государства были приняты законодательные поправки, в соответствии с которыми сроки введения ОПВР были перенесены на 2023 год. То есть это действующие нормы законодательства, которые должны будут вступить в силу. Перед минтруда и соцзащиты не ставилась задача найти какую-либо альтернативу ОПВР.
– Эксперты также утверждают, что минтруда настаивает на введении ОПВР из-за того, что пенсионная система Казахстана, основанная на чилийской модели, дала сбои уже к концу первой пятилетки своей работы. Что можете сказать по этому поводу?
– Для "не экспертов" поясняем, что пенсионная система Казахстана не идентична чилийской модели. Так, чилийская модель однокомпонентная, базируется на личных пенсионных накоплениях граждан. При этом господдержка в виде базовой выплаты предусматривается только для тех граждан, кто не имеет накопительной пенсии.
Национальная система уникальна, она многоуровневая и многокомпонентная. На базовом уровне пенсия гарантируется всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Вторая компонента – это обязательная накопительная часть пенсии. Есть еще и добровольная ее часть, но она у нас только развивается. Такая система, по мнению международных институтов (Всемирный банк, Международная организация труда, ОЭСР), является наиболее финансово устойчивой и эффективной.
Если мы говорим о накопительной компоненте, то для ее полного цикла развития требуется не менее 40 лет. Это общеизвестный факт. Нашей системе без малого 23 года, из которых в первые 5 лет "реальная" доходность пенсионных активов достигала в среднем 8%. Для сравнения, за последние 5 лет средняя доходность пенсионных активов составляет чуть более 2%.
Введение ОПВР – это очередной этап развития пенсионной системы, заложенный, как я уже говорила, еще в 2014 году.
– Тогда все-таки почему необходимо внедрять ОПВР? Расскажите, пожалуйста, о преимуществах увеличения пенсионных отчислений для самих работников.
– Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года) либо чей стаж в солидарной системе незначителен.
Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тыс. человек, за которых работодатели уплачивают 5%-ные профессиональные взносы.
Следует учесть, что солидарная часть пенсии ежегодно уменьшается. Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние 5 лет увеличился с 13% до 30%, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10% взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии. Международный опыт это подтверждает. К примеру, в странах ОЭСР средняя ставка взносов составляет порядка 18%, в Сингапуре – 37% (20% из которых уплачиваются работодателем), в Российской Федерации ставка для работодателя составляет 22%, в Республике Беларусь – 28% и еще 1% уплачивается работником.
Введение ОПВР наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей.
– В 2019 году была создана рабочая группа по рассмотрению вопросов дальнейшего реформирования пенсионной системы. Правда ли, что перед ней ставилась задача найти альтернативу ОПВР? Действительно ли эксперты и представители НПП выступали против введения ОПВР?
– Действительно, в сентябре 2019 года по поручению главы государства при правительстве была создана рабочая группа по рассмотрению вопросов дальнейшего развития пенсионной системы в целом. В нее вошли представители государственных органов, депутаты парламента РК и эксперты. Главной задачей этой рабочей группы была выработка подходов по предоставлению гражданам возможности целевого использования пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий, оплату лечения, передачу в управление финансовым организациям. При этом необходимо было обеспечить устойчивость пенсионной системы и ее дальнейшее совершенствование.
Выработанные в рамках рабочей группы предложения были поддержаны главой государства, а часть из них уже реализована как на законодательном уровне, так и в практическом применении. Так, правом изъятия части пенсионных накоплений могут воспользоваться порядка 1 млн вкладчиков ЕНПФ. По состоянию на начало июня 2021 года одобрено более 313 тыс. заявлений на единовременные пенсионные выплаты на сумму 1,4 трлн тенге.
Споров на тему, внедрять или не внедрять ОПВР, на заседаниях рабочей группы при правительстве не возникало. Как вы помните, глава государства в своем послании 2019 года четко обозначил перенос введения ОПВР, а не отмену данного взноса.
Что касается обсуждений по этой теме, то рекомендации экспертов, в том числе НПП "Атамекен" и Ассоциации финансистов Казахстана, заключались в изменении цели данных взносов от формирования условно-накопительной компоненты к пополнению личных (наследуемых) пенсионных накоплений граждан. Данное предложение было учтено при разработке проекта изменений и дополнений в Концепцию по дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года.
К проекту по изменениям в концепцию НПП "Атамекен" в рамках экспертного заключения в январе текущего года еще раз было рекомендовано введение ОПВР с 2023 года и изменение цели данных взносов.
Если говорить о реализации поручения главы государства касательно оптимизации нагрузки на фонд оплаты труда с учетом сохранения баланса для систем пенсионного обеспечения и социального страхования, то стоит отметить, что работа в данном направлении осуществляется в рамках другой рабочей группы при министерстве национальной экономики с участием экспертов, НПП "Атамекен" и других заинтересованных органов.
– Если внедрение ОПВР заложено в действующем законодательстве, о каких изменениях в концепции развития системы пенсионного обеспечения сейчас говорят отдельные эксперты?
– Министерством, на сегодняшний день подготовлен проект по изменениям в концепцию, в котором, кроме введения ОПВР, предусматриваются и другие меры по дальнейшему развитию пенсионной системы, актуализированные на основе предложений, выработанных в рамках рабочей группы при правительстве, в том числе: право использования гражданами части пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий, оплату лечения или передачу в управление частным финансовым компаниям; переход с 2028 года от государственной базовой пенсии к минимальной гарантированной пенсии, при котором минимальный размер выплаты повысится (для лиц, чей трудовой стаж составляет менее 5 лет или вовсе отсутствует) до 70% от прожиточного минимума (далее – ПМ). Сегодня базовая пенсия в минимальном размере выплачивается лицам, чей стаж не превышает 10 лет или при отсутствии такового на уровне 54% от ПМ. При этом за каждый год сверх 5-летнего стажа размер выплаты увеличивается на 2%.
– В чем разница условно-накопительной компоненты и обязательных пенсионных взносов работодателей?
– В рамках заложенного в 2014 году принципа формирования условно-накопительной компоненты за счет 5% ОПВР предусматривалось, что условные пенсионные накопления на счетах вкладчиков будут обеспечивать пожизненные выплаты по распределительному принципу: от "богатых" – к "бедным", от "умерших" – к "оставшимся". В связи с чем данные накопления не являлись бы собственностью вкладчиков и были бы не наследуемые.
В рамках новых подходов по введению ОПВР эти взносы будут переориентированы на пополнение личных пенсионных накоплений вкладчиков, с соответствующим правом собственности и их наследования.
– Возможны ли уход в тень доходов и расходов работодателей, нежелание повышать заработную плату сотрудникам в случае введения ОПВР в 2023 году? Как в этом случае будет вестись внедрение ОПВР? Насколько возрастет финансовая нагрузка на работодателя? Как будет регулироваться вопрос того, не будут ли пенсионные средства высчитываться с уже установленных сумм заработной платы сотрудников? Другими словами, не уменьшится ли заработная плата сотрудников?
– Заработная плата работников, включая пенсионные взносы и ИПН, а также оплата за них социального налога, обязательных платежей в систему мед- и соцстрахования, включается в сумму прямых затрат работодателя. Эти расходы, как правило, включаются в себестоимость конечного продукта, товара или услуги. При этом расходы работодателя по уплате обязательных взносов и отчислений, в том числе ОПВР, в соответствии с Налоговым кодексом отнесены к вычетам из налогооблагаемого дохода.
Соответственно, введение ОПВР влияет больше на перераспределение дохода от работодателя в пользу работника. При этом нагрузка на работодателя, как мы уже говорили, остается на приемлемом уровне.
Ни один предприниматель не будет держать в своем штате работника, который не приносит ему доход. Размер заработной платы определяется работодателем по согласованию с работником. Соответственно, введение ОПВР не должно влиять на повышение или понижение заработных плат работников.
– Возможна ли отмена этой нормы, учитывая то, что дважды внедрение ОПВР откладывалось?
– Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат, по актуарным расчетам, будет на 30% ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.
Поэтому на сегодняшний день вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.
Саян Абаев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!