Почему казахстанские абитуриенты не хотят учиться в Казахстане

22076

Одной из причин эксперты называют падение престижа отечественного образования.

Почему казахстанские абитуриенты не хотят учиться в Казахстане

Даулет Аргандыков знает о проблемах образования не понаслышке.

В прошлом он возглавлял Центр развития трудовых ресурсов при минтруда, в настоящее время руководит собственной компанией, которая входит в международный консорциум, занимающийся вопросами подготовки специалистов ТиПО. Консорциум объединяет университеты Германии, Польши, Швеции и Казахстана. Это объединение экспертов с многолетним опытом работы, которые реализуют международные проекты в европейских странах и выстраивают системы подготовки кадров. В интервью inbusiness.kz Даулет рассказал, почему казахстанское образование не ценится казахстанскими абитуриентами и студентами и что необходимо сделать для повышения качества подготовки технических специалистов.

– Вы занимаетесь анализом казахстанского рынка труда. Какие основные тренды можно обозначить?

– Если посмотреть с точки зрения казахстанской экономики, то в нескольких отраслях трудится практически 40% всех занятых. Это сельское хозяйство, госуправление, образование, которым характерна низкая производительность труда. В то же время есть отрасли, в которых занято мало людей, но при этом они показывают высокую производительность, например финансы, нефтегаз, горнорудка. Соответственно, наблюдается дисбаланс по доходам по отраслям. В целом структура экономики не способствует созданию продуктивных рабочих мест, что напрямую влияет на доходы населения. В настоящее время рабочая сила в стране составляет порядка восьми миллионов человек. По прогнозам, к 2025 году эта цифра возрастет до 9,8 миллиона человек.

В целом какие необходимо предъявлять требования к трудовым ресурсам? Они должны обладать соответствующими навыками и компетенциями. Сегодня у нас в стране стоит задача по созданию инновационной экономики, и в первую очередь мы столкнемся с проблемой, что эти кадры будут неспособны выпускать конкурентоспособную продукцию в связи с отсутствием соответствующих навыков. Второе – это социальные проблемы, связанные с давлением на рынок труда, то есть мы будем острее ощущать несоответствие рабочей силы предъявляемым требованиям. В частности, это касается работников старшего поколения и молодежи. Также есть такие тренды, как цифровизация, технологическая модернизация, вступает в силу ГИК-экономика, соответственно, перетоки между отраслями будут усиливаться и в дальнейшем. Мы видим это на примере сельского хозяйства, сегодня в отрасли занято порядка 1,1 млн человек, а буквально пять-шесть лет назад эта цифра составляла 1,6 млн человек. Количество занятых в отрасли значительно уменьшается. Это, конечно, связано с вопросами миграции. Но тенденция налицо.

– Что необходимо сделать государству в текущей ситуации?

– В таких реалиях мы должны обеспечить взаимосвязь. Самая главная задача системы образования заключается в том, что она должна генерировать кадры в необходимом количестве и качестве, а рынок – формировать заказ, и эта связь должна работать. Мы должны решить три задачи: повысить производительность труда, обеспечить экономику кадрами и обеспечить занятость, тем самым способствовать увеличению доходов населения. Сегодня выделяются ресурсы на различные программы, "Жас Маман", "Енбек". Зачастую эти программы не всегда  неэффективны. На это есть объективные причины: без эффективной системы образования мы не способны решить эти задачи, то есть обеспечить перетоки. О них можно сколько угодно говорить, но перетоки не произойдут, люди не перетекут из одной отрасли в другую, потому что нужна инфраструктура из отраслевых центров подготовки кадров и центров занятости населения. Я говорю не только о государственных образовательных центрах, это и частные организации. Для внедрения в жизнь принципа life long learning – образование в течение всей жизни – в Казахстане стоит приложить большие усилия. Должна работать эффективная инфраструктура центров занятости, которые бы смягчали эти процессы, осуществляли перетоки. Трудовые ресурсы – это, по сути, такой же ресурс для экономики, как электричество или вода, которые надо формировать правильного качества и направлять куда надо с точки зрения экономики.

Размывание ресурсов

 Какие Вы видите проблемы в подготовке специалистов колледжей?

– Во всем мире стараются финансовые ресурсы "не размазывать". Все стараются консолидировать денежные и материальные ресурсы, в том числе когда закупают обучающее и тренировочное оборудование, лаборатории для учебных заведений. Если в городе имеется несколько учебных центров для подготовки специалистов по одному направлению, то никто не ставит полный комплект оборудования в каждое заведение. Стараются внедрять сетевую форму обучения, то есть дорогое оборудование высокого класса устанавливают в одном центре.

Например, Нидерланды – лидер в аграрной отрасли. Там есть один учебный центр, в котором установлено передовое оборудование, тренажеры, симуляторы. Туда приезжают не только студенты этого учебного заведения, но и из соседних учебных центров, взрослое население, безработные, наемные сотрудники, студенты университетов, кто-то приезжает сдавать экзамены. Это единая образовательная экосистема в одной отрасли. Во всем мире работают так называемые модульные программы, и образовательный процесс обеспечивает людям конкретные  компетенции. И человек с этими навыками уже может работать. Дальше, если понадобится, он может "прокачать" дополнительно навыки. Например, повар может готовить только салаты или кондитерские изделия. Захотел, пошел, научился готовить мясные блюда или японскую кухню. В итоге это дает эффект: при минимальных ресурсах обеспечивается более высокое качество. Если раньше в Нидерландах было более одной тысячи колледжей в системе образования, то сегодня осталось только 66. Они укрупнились и стали так называемыми excellence-центрами. В итоге 66 колледжей готовят 430 тысяч специалистов в год, что на 30% больше, чем раньше, когда подготовкой технических кадров занималась одна тысяча заведений.  

Или возьмем Финляндию, в городе Тампере есть колледж Трюдо, в который вошли 26 учебных заведений, каждый со своей специализацией по определенному направлению. Что же происходит у нас? В Казахстане есть города с численностью населения 100-150 тысяч человек, в которых насчитывается по четыре технических колледжа. Я проанализировал один регион, все четыре колледжа производят автомехаников по направлению "обслуживание и ремонт автомобилей", три из них выпускают специалистов по направлению "строительство и эксплуатация зданий". То есть повсеместно происходит дублирование учебных программ и специальностей. При этом эти колледжи не загружены по мощности даже наполовину. В другом регионе одновременно подготовку специалистов ведут семь аграрных коллежей. Таким образом, происходит размывание ресурсов, учебные заведения не обеспечены материально-технической базой, учебно-методической, острая проблема с нехваткой преподавательского состава. Устаревшее в них оборудование также является одной из главных причин низкой подготовки кадров и отсутствия компетенций у специалистов, что, в свою очередь, ведет к низкой производительности труда и, соответственно, уровню зарплат.

"Должна быть связь между экономикой и системой образования"

– Как Вы оцениваете имеющиеся госпрограммы по развитию компетенций?

– В Казахстане реализуется программа "Жас Маман", которая ставит цель поставить 180 отраслевых центров. Для нашей страны в том понимании, которые они есть во всем мире, не нужно такое количество центров. Если поменять табличку с обычного колледжа на  название "отраслевой центр" – это одно дело. В идеале такой колледж должен покрывать всю отрасль, конечно с применением сетевой формы обучения. По нашей оценке, для Казахстана будет достаточно порядка 30-40 отраслевых центров. При этом сначала необходимо провести глубокий анализ, посмотреть на существующую подготовку, демографию и сверить с планами развития регионов, страны в целом, каких специалистов надо производить и так далее. Это первое. Второе – сегодня в учебных заведениях в основном отсутствует квалифицированная подготовка кадров.

По сути, образование решает две задачи – это социальная адаптация, то есть дает человеку необходимый набор навыков, чтобы выжить в обществе. Вторая задача – привитие профессиональных навыков. У нас больший акцент делается на первую задачу. В итоге мы получаем адаптированных людей без профессиональных навыков, которые, выходя на рынок труда, ничего не могут делать. И в то же время парадокс: работодатели спрашивают, где специалисты с достаточно простыми навыками, официанты, повара, автослесари, а не то, чтобы высокотехнологичные кадры для "умных фабрик". Где специалисты, которых очень просто выпускать? У нас множество колледжей выпускают поваров, но при этом рестораны постоянно жалуется на нехватку хороших поваров. Тогда стоит вопрос в качестве получаемых навыков. Поэтому главная задача – обеспечить связь между системой образования и экономикой, чтобы она генерировала в нужном количестве и качестве кадры, которые сегодня нужны рынку. В целом в Казахстане насчитывается порядка 800 организаций ТиПО, из них большая половина является государственными.

– Что касается отраслевых центров?

– Здесь мы бежим немного впереди паровоза. Сегодня по 180 колледжам уже начат закуп оборудования. Есть риск, что оно завтра будет простаивать. В мировой практике оборудование закупается в последнюю очередь. Сначала мы должны определить, какие компетенции нужны работодателю. Под эти вещи должны составляться модульные учебные программы, должна вестись подготовка не только молодежи. Мы должны рассматривать и подготовку взрослого населения, наемных сотрудников, которые хотят повысить какие-то компетенции по автоматизации. Также у нас есть безработные, самозанятые, они могут в этих центрах получать современные навыки. Далее должны быть разработаны учебники, а потом уже формироваться требования, какое оборудование нам нужно. При этом должна быть не просто инструкция, как к телевизору,  включить и выключить его, а под него должны быть разработаны лабораторные и тестовые задания. Так работает система. Только потом мы закупаем оборудование и говорим, что оно обеспечит те компетенции под работодателей и обеспечим опережающую подготовку. Сначала содержательные вещи, потом оборудование. Третье – оценка квалификации, база тестовых заданий, там тоже надо выстраивать правила игры, какие комиссии, как это будет работать. Сегодня дипломы или сертификаты – это бумажки, свидетельство того, что человек прослушал какой-то курс. На самом деле человек должен уметь подтвердить свою квалификацию, если он автослесарь, получил ли он теоретические и практические знания и может ли применять с точки зрения знаний, умений и навыков, для этого нужна оценка квалификаций.

Во всем мире работает несколько направлений. В первую очередь система квалификации, нужны понятные правила игры – кто за что отвечает. Государство должно обеспечить методологию процесса, сопровождение и так далее, бизнес участвует с точки зрения формирования заказа, минобразования под существующие профстандарты с участием бизнеса должно обеспечить разработку учебных программ. Надо переходить на модульные учебные программы. Человек может не учиться на новую специализацию два-три года, достаточно меньшее количество времени. Например, если специалист работает по ремонту автомобилей, он может пройти модуль по электрике, завтра – по двигателям, электромеханике, где компетенции заложены в модульных учебных программах. Здесь должна быть прямая связь системы квалификации с образованием. Первая – профстандарты, второе – учебные стандарты, третье – оценка квалификации, необходимо стараться делать ее независимой. Поэтому важно принять закон о квалификации, который бы урегулировал правила, кто за что отвечает.

– По Вашему мнению, почему молодежь уезжает из страны?

– Основные причины – низкое качество среднего специального и высшего образования и в целом падение престижа казахстанского образования. Все понимают, что их навыки и диплом нигде не будут котироваться. Недавно мы смотрели данные, в одном региональном вузе за несколько лет численность учащихся упала на 30%. Понятно, это связано с внутренней миграцией в том числе, но во многом это связано с тем, что молодые люди выбирают зарубежное образование. Ни для кого не секрет, если есть возможность, они стараются уехать учиться за рубеж.

Важно понимать, что каждый трудоспособный человек с точки зрения экономики – это вклад в ВВП. Меньше работающих людей – меньше ВВП, а это благосостояние страны, доходы населения. Человеческий трудовой капитал – это экономическая составляющая нашей страны, которую надо развивать. Образование – это основа основ, нам не просто надо бить тревогу, учитывая очень низкие показатели Казахстана в различных рейтингах. Без грамотных специалистов никакие вопросы не будут решаться, во всем мире ведется борьба за трудовые ресурсы, за таланты. У нас же колоссальный отток молодого населения. Это не просто проблема, а трагедия, потому что многие из них не вернутся.

Майра Медеубаева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться