Почему и зачем Мирзиеев приехал в Астану

Аскар Муминов Аскар Муминов
13090

Узбекский лидер выстраивает новый баланс сил в Центральной Азии.

Почему и зачем Мирзиеев приехал в Астану

22−23 марта пройдет государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Казахстан. Несмотря на то, что вопреки ранее появившейся информации в официальных сообщениях Ташкента он не станет первым в графике нового избранного президента, ранее президент уже побывал в Туркменистане, но предстоящей встрече на высшем уровне в Астане придается особое значение. Казахстан и Узбекистан, будучи ключевыми странами Центрально-Азиатского региона, готовятся к прорыву в отношениях, о чем свидетельствует широкая подготовительная работа не только к визиту Шавката Мирзиеева в Астану, но и серьезная интенсификация двусторонних контактов, которая наблюдается почти полгода, с момента смерти первого президента Узбекистана Ислама Каримова. Выход Узбекистана из политической и экономической изоляции делает его привлекательным не только для международных финансовых институтов, но и для ближайших соседей.

На этом фоне в Астане звучат предложения о создании Центрально-Азиатского союза, о чем недавно заявил председатель Комитета по международным делам, обороне и безопасности мажилиса парламента РК Маулен Ашимбаев. Вероятно, на встрече на высшем уровне в Астане речь может зайти в том числе о контурах возможной региональной интеграции, идея которой была озвучена еще в начале 1990-х, но в силу совершенно разных подходов в политике и экономике Узбекистана и Казахстана так и не была реализована. Однако сейчас для этого гораздо больше возможностей, считают эксперты.

Как сообщил официальный Ташкент, также в ходе визита президенты Назарбаев и Мирзиеев обсудят состояние и перспективы развития отношений между Узбекистаном и Казахстаном в политической, торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-коммуникационной, культурно-гуманитарной и других областях, а также актуальные вопросы региональной и международной политики.

Планируется проведение в Астане национальной промышленной выставки Узбекистана и совместного бизнес-форума с участием представительных делегаций деловых кругов двух стран. 

Анонсировано подписание солидного пакета двусторонних документов межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера, а также крупных коммерческих контрактов, направленных на вывод узбекско-казахстанского сотрудничества на качественно новый уровень.

Центральная Азия – это единый организм

Накануне своего визита в РК Шавкат Мирзиеев дал первое после победы на выборах интервью иностранным СМИ, а именно информагентству "Казинформ", в котором он подчеркнул, что позиции двух стран по многим вопросам международной и региональной политики совпадают. По его словам, Узбекистан и Казахстан чувствуют свою ответственность за состояние дел в регионе, за укрепление здесь мира и безопасности.

"Одним из главных направлений внешней политики нашей страны является укрепление связей с ближайшими соседями. Это естественное стремление, и оно исходит из ясного понимания того, что устойчивое развитие Узбекистана во многом зависит от того, насколько правильно мы сможем выстроить нашу региональную политику. Мы все хорошо понимаем, что Центральная Азия – это единый организм, который на протяжении веков имел общее географическое, экономическое и культурное пространство. Вопросы, которые волнуют всех жителей региона, ни одна страна в отдельности решить не сможет. Ну, скажем, проблемы делимитации и демаркации государственных границ, транспортных коммуникаций, экологии, рационального и справедливого использования водных ресурсов. Возвращаясь к вопросам регионального сотрудничества, сегодняшнюю политику Узбекистана я бы определил так: не уходить от острых вопросов, а искать разумные компромиссы. В повестке дня предстоящих переговоров в Казахстане у нас будут также и вопросы регионального развития. Это поиск путей решения существующих проблем и совместная реализация крупных региональных проектов. Все это будет иметь для нас первостепенное значение", - подчеркнул Шавкат Мирзиеев.

Он также заметил, что любые крупные региональные проекты транспортно-коммуникационного и энергетического характера невозможны без активного взаимодействия между странами региона и высокого уровня их интегрированности. То, что сегодня Центральная Азия становится одним из ключевых игроков в международных энергетических и транспортных проектах, во многом результат активной внешнеполитической деятельности стран региона. По его словам, благодаря совместной работе Центральная Азия действительно превращается в перекресток транспортных коридоров, которые соединяют Восток с Западом, Север с Югом.

"В Узбекистане работают почти 230 предприятий с участием казахстанского капитала. В свою очередь в Казахстане – более 130 предприятий при участии резидентов нашей страны. Эти показатели можно было бы увеличить в разы. Так же как и в несколько раз увеличить объемы товарооборота. Об этом свидетельствуют новые инициативы представителей деловых кругов наших стран, часть из которых уже реализуется. В течение последних месяцев состоялся ряд визитов представителей регионов Узбекистана в Казахстан, и наоборот. Так, делегация Ташкента посетила Алматы. К нам, в свою очередь, приезжали делегации из Кызылординской и Восточно-Казахстанской областей. Узбекистан и Казахстан заинтересованы в быстрейшем урегулировании афганской проблемы. Переход Афганистана на мирные рельсы во многом зависит от экономического развития, в котором могут и должны принять участие страны нашего региона. Конечно же, здесь огромную роль могут сыграть совместные инфраструктурные проекты в Афганистане. В том числе по развитию Трансафганского транспортного коридора, который будет иметь позитивное значение и для выхода стран региона к портам стран Южной Азии, Персидского залива и Ближнего Востока", - подчеркнул в своем интервью Шавкат Мирзиеев.

Новые экономические контуры

Вместе с тем оживление политической и экономической жизни Узбекистана является не только возможностью для Казахстана по выстраиванию более динамичных отношений с ближайшим соседом, но и определенным вызовом, так как будет обостряться конкуренция за новые рынки сбыта и международные инвестиции. Об этом, в частности, недавно открыто заявил министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Определенные предпосылки для этого уже есть, так буквально за неделю до визита Шавката Мирзиеева в Казахстан спустя почти 10 лет Узбекистан вновь возобновил сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития, которое было приостановлено из-за резкой критики со стороны ЕБРР экономической политики Ислама Каримова. 

Президент ЕБРР Сума Чакрабарти заявил, что без Узбекистана работа ЕБРР в регионе Центральной Азии была неполной.

"Это действительно новое начало, и мы верим, что теперь сможем внести еще больший вклад в развитие региона в целом и Узбекистана в частности", - подчеркнул Сума Чакрабарти.

Главной задачей ЕБРР, по словам г-на Чакрабарти, будет содействие Узбекистану в полном использовании имеющегося потенциала экономического развития.

Он заявил, что уже в течение этого года будет разработана полномасштабная страновая стратегия сотрудничества, последняя относится к 2005 году, когда в узбекском Андижане произошел бунт с человеческими жертвами. После этого многие международные организации свернули свою деятельность в Узбекистане.

Узбекский сенатор Садык Сафаев подчеркнул, что еще до принятия страновой программы Ташкент и ЕБРР договорились в этом году привлечь кредитную линию, направленную на поддержку малого бизнеса, а также вместе с соседями по региону Узбекистан намерен развивать проекты в области транспортных коридоров, энергетические проекты, проекты в экологической сфере.

"У нас есть видение, связанное с прямыми двусторонними контактами с такими странами, как Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан и Афганистан. Афганистан, хотя и не является членом ЕБРР, тем не менее, мы через разные каналы можем обсуждать проекты и в этой стране", - сказал Садык Сафаев.

В свою очередь Сума Чакрабарти заявил, что страны региона могли бы развиваться намного лучше, если бы взаимодействовали друг с другом. 

"Сейчас ситуация улучшается, и этим может воспользоваться весь регион. Многие проекты могут быть жизнеспособными, только если страны реализуют их сообща, особенно в сферах энергетики, инфраструктуры. Мы предлагаем провести в Ташкенте Центрально-Азиатский форум, после того как запланированные инвестиционные проекты пойдут в рост", - сказал он.

Таким образом, Запад активно следит за наметившейся либерализацией в Узбекистане, в частности относительно большей открытости в политике, экономике. Ранее Госдепартамент США приветствовал освобождение ряда политзаключенных в Узбекистане и призвал власти продолжить эту политику и освободить и других узников, попавших в тюрьмы при Исламе Каримове. Определенное улучшение констатируют и прессозащитные организации, отметившие появление достаточно осторожных признаков плюрализма в узбекских СМИ.

Таким образом, Узбекистан делает первые достаточно заметные шаги по новому позиционированию в регионе, и в этом смысле визит Шавката Мирзиеева в другую ключевую республику Центральной Азии выглядит довольно символичным и вызывает определенный интерес в экспертной среде.

Пока посткаримовский Узбекистан "начинает впечатляюще"

Эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов заметил, что Узбекистан при новом президенте самым выразительным образом демонстрирует свою самостийность. Выждав ровно полгода после смерти Ислама Каримова, его преемник Шавкат Мирзиеев совершил свой первый зарубежный визит 6-7 марта в соседний солнечно-нейтральный Туркменистан. Таким образом, прогадали эксперты, утверждавшие, что не решится новый узбекский лидер уклониться от демонстрации особой привязанности к бывшему "старшему брату" и вынужден будет нанести свой первый визит в Москву. Оказалось, поездка в Россию не будет ни первой, ни даже второй, а всего лишь третьей, перед ней Мирзиеев посетит еще и Казахстан, заметил он.

"Столь ясно выраженные внешнеполитические пристрастия Ташкента должны лишний раз подчеркнуть внеблоковый характер внешнеполитической концепции Узбекистана, не будет вхождения ни в ЕАЭС, ни тем более нового вступления в ОДКБ. Главное внимание – к соседям. Посткаримовский Ташкент начинает впечатляюще", - заметил Аркадий Дубнов.

Эксперт в области внутренней и внешней политики, обороны и безопасности Григорий Трофимчук, анализируя визит Мирзиеева в Астану, заметил, что Казахстан – по определению важная страна для Узбекистана, в том числе даже не как сосед, а в масштабе Центральной Азии. Поэтому, по его словам, слегка вызывают удивление вопросы по поводу того, почему же президент Мирзиеев не нанес опережающий визит в Москву? Сюда же пытаются подверстать тот факт, что Владимир Путин не посетил Ташкент в ходе своего недавнего президентского тура по региону. Это уже просто ненормальная ситуация с непременным, обязательным первым визитом в Москву, заметил он. Эксперт подчеркнул, что Астана ничем не хуже, тем более что и с ней могут решаться вопросы, связанные с евразийской интеграцией обновленного Узбекистана. По той же самой причине не стоит искать "двойного дна", "тайной железной двери" и других символов в предварительном визите Мирзиеева в Туркменистан, считает политолог. Эксперт заметил, что, в конце концов, там тоже состоялись недавно президентские выборы, и в том направлении надо работать.

"Думаю, что блок региональных вопросов, включая и достаточно сложные, будет основным на переговорах между Нурсултаном Назарбаевым и Шавкатом Мирзиеевым. Вода, границы, безопасность, товарооборот, бизнес… Особой перезагрузки отношений между Ташкентом и Астаной быть не может, так как они и до этого не находились в "состоянии войны". Могут быть необходимые уточнения, как усилить двусторонний потенциал, тем более что у Ислама Каримова все-таки была своя, особая позиция по всем интеграционным блокам, не стопроцентно совпадающая с программой того же ЕАЭС. И также, видимо, надо снять некий комплекс соперничества, который просматривался в отношениях двух стран, так как и Назарбаев, и Каримов явно ощущали себя в одной "весовой" категории. Наверное, вот это самое место и можно попытаться "перезагрузить", не сильно злоупотребляя этим термином, так как России и США его чрезмерное использование только навредило. Да и с "перестройкой" в отношении Узбекистана тоже не надо торопиться, так как и здесь имеется неоднозначный опыт. Еще раз следует подчеркнуть, что настоящая символика начавшейся международной активности "нового Ташкента" состоит в акценте на собственный регион", - сказал г-н Трофимчук.

Опять "большая двойка"

Эксперт ОФ Bilig Brains Расул Арин в комментарии abctv.kz отметил, что визит Мирзиеева имеет большое значение для двухсторонних отношений между странами и для всего региона. Казахстан и Узбекистан являются главными региональными игроками, и от состояния отношений "большой двойки" будет зависеть многое. Во-вторых, Узбекистан – единственное государство в ЦА, которое имеет границы со всеми странами региона, вплоть до Афганистана. И последовательная и продуктивная внешняя политика Ташкента имеет весомое значение для общерегиональной стабильности, подчеркнул он. Но для этого все ее действия должны быть скоординированными между собой, чтобы иметь общее созидательное влияние на регион, добавил спикер. Он убежден, что в перспективе это может привести к росту влияния Узбекистана. Он подчеркнул, что, понимая важность предстоящих изменений в регионе, перед самым визитом была озвучена идея о создании собственной региональной площадки, которая позволит координировать все взаимоотношения с учетом общей региональной повестки, а не в отдельности от нее.

"Имеется много региональных площадок в ЦА, но все они с участием внешних сторон, таких как Россия, Китай, США и Япония. Узбекистан граничит со всеми странами региона, но он так же отрезан от других важных стран, расположенных вокруг ЦА, таких как Россия, Китай и Иран. Этот факт также влияет на внешнюю политику нашего соседа, делая его более зависимым в вопросе взаимоотношений с крупными державами от своих соседей, главным образом от Казахстана. Так что нам друг без друга никак. От этого визита можно ожидать как многого, так и малого. Учитывая, что это первый официальный визит, можно ожидать новую, более открытую и благожелательную позицию. Так как президент Мирзиеев намерен решить имеющиеся проблемы в Узбекистане путем новых мер, и для этого, соответственно, необходимо поменять взгляд и отношение на эти проблемы. А для этого нужно будет выйти за рамки прежних связей благодаря более открытой политике. Также, чем больше положительных внешних связей будет иметь Узбекистан, тем шире будет поле для внешнеполитического маневра. В подтверждение новой открытой позиции Узбекистана можно привести новость, согласно которой ЕБРР собирается прийти в Узбекистан. И это только первые шаги. Возможно, это все только эйфория после смены политического руководства. Но пока других сигналов не было", - сказал эксперт.

Он заметил, что в рамках только одного визита добиться решения многих застарелых проблем нереально. Несмотря на то, что Мирзиеев – новый человек, проблемы и национальные интересы остаются прежними, считает политолог. По его словам, в первую очередь важно добиться решения по вопросам демаркаций, делимитаций и, соответственно, пограничных конфликтов, и если приграничная напряженность спадет, и связанные с этим трагические инциденты сократятся в количестве, то можно уже на основе этого развивать и другие направления сотрудничества.

Стратегия регионального лидерства осталась в прошлом

Ташкентский эксперт, экономист Бахтиер Эргашев считает, что экономики Узбекистана и Казахстана не конкурируют между собой, а во многих отраслях дополняют друг друга. В отличие от той же России, с которой у Казахстана в таких секторах, как нефтедобыча и экспорт, производство и экспорт зерна, есть серьезная конкуренция, у Узбекистана с Казахстаном таких секторов, где национальные производители конкурировали бы между собой, почти нет. По его словам, у Казахстана и Узбекистана существует взаимозависимость в транспортной сфере. Транзит из Узбекистана в северном и восточном направлениях идет через Казахстан, а значительная часть все более усиливающегося товаропотока из Казахстана в южном направлении проходит через Узбекистан. И расширение сотрудничества в сфере транзита грузов между Узбекистаном и Казахстаном – это не вопрос доброй воли политиков, а настоятельное требование экономики.

"При этом, анализируя ожидаемый визит президента Узбекистана в Казахстан, стоит помнить о том, что отношения между двумя странами начались не сегодня. Они имеют солидный фундамент, заложенный на прошлых этапах. Узбекистан и Казахстан смогли выстроить прагматичные отношения, уйти в 1990-е годы от навязываемой двум странам стратегии борьбы за региональное лидерство. Узбекистан и Казахстан, имея огромную общую границу, решили почти все вопросы по делимитации и демаркации общих границ еще в нулевые годы. Кроме того, по вопросу вододеления крупнейших рек региона: Сырдарьи и Амударьи, имеющего серьезнейший конфликтогенный потенциал, у Узбекистана и Казахстана общие позиции. И это тот фундамент, который позволяет активизировать на новом этапе казахско-узбекское партнерство", - заключил он.

Аскар Муминов 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться