С 1 июля в Казахстане планируют ввести обязательную маркировку обуви. Нововведение станет обязательным для импортеров, производителей и розничных магазинов. Товар из других стран, в том числе ЕАЭС, больше не сможет попасть в страну без специального двумерного кода Data Matrix. Таким способом государство борется с подделками и уходом от налогов. Корреспондент inbusiness.kz узнал о готовности участников рынка к нововведениям.
Елена Драгунова, предприниматель:
– Введение обязательной маркировки обуви приведет к сумасшедшим нагрузкам для предпринимателей. Я работаю с партнерами из Турции, и, по их словам, удорожание одной пары обуви в этом случае составит 10 долларов. Это значит, что обувь, которую я сегодня продаю за 25 тыс. тенге без маркировки, но с учетом миллионных затрат на услуги транспортной компании, аренду помещения, оплату коммунальных услуг, и обеспечение сотрудников хорошими зарплатами, будет стоить 35 тыс. тенге. Сегодня около 80% покупок проводятся безналичным расчетом, через Kaspi Red. Система удерживает до 15% моей прибыли. Если к этим затратам добавить маркировку, то для малого и среднего бизнеса наступят не лучшие времена. На данный момент я сдерживаю цены. Но если из-за дополнительной нагрузки мне придется увеличивать стоимость товара, то люди просто перестанут покупать обувь.
На меня пытались выйти местные производители обуви, но их ассортимент не идет ни в какое сравнение с тем, что мне предлагают турецкие партнеры. Обувь местных производителей не соответствует запросам моей целевой аудитории. Например, из коллекции алматинских фабрик я выбрала бы максимум две-три модели. Их ассортимент ограничен в разнообразии, и к тому же у них высокая закупочная стоимость. Я не смогу продавать товар в том объеме, в котором делаю это сейчас.
У моих партнеров в Турции летняя коллекция составляет около 4 тыс. моделей. Мне есть из чего выбрать. За основу я беру готовую коллекцию, а дальше меняю ее под себя, добавляя разные аксессуары и изменяя цвет кожи. Это сделает мою обувь эксклюзивной. И у каждого предпринимателя есть такая возможность. С местными производителями ее не будет. И тогда обувной бизнес не сможет адекватно зарабатывать, а он считается успешным только в том случае, если предприниматель делает накрутку на товар минимум 60%. К тому же это бизнес сложный по причине больших остатков. К концу сезона мы распродаем их по себестоимости.
По моему мнению, для покупателей нововведение также не может быть хорошим из-за повышения цен на обувь. Чтобы не загубить обувной бизнес, нужно узнать мнение предпринимателей насчет этой меры.
Эльвира Сейдахметова, начальник отдела продаж обувной фабрики Samhat:
– Мы участвуем в пилотном проекте маркировки обуви. Цель этой меры – борьба с контрафактной продукцией, которая завозится на рынок в больших количествах. Мы, как производители, с этой продукцией не конкурентоспособны по ценам. Стоимость такой обуви ниже, так как импортеры не платят налоги. После введения маркировки любое поступление обуви на рынок станет легальным. При растаможивании продукции будут уплачиваться налоги, и цена товара нормализируется. Благодаря маркировке потребитель сможет увидеть, где в действительности был произведен товар и из каких материалов он сделан. Скорее всего, стоимость кожаной обувной продукции поднимется. Как производители, мы понесем определенные траты на покупку кодов для маркировки и специализированного оборудования. Траты будут накладываться на себестоимость обуви. Думаю, что это будет максимум 1%, в зависимости от объема производимой продукции.
Наша фабрика производит как спецобувь, так и повседневную, для взрослых и детей. К сожалению, в Казахстане фабрики не ориентированы для пошива обуви для населения, потому что это затратно. Для расширения ассортимента необходима разработка новых моделей, закупка нового оборудования, нужны модельеры и технологи и т. д.
Ежегодно мы увеличиваем производственные объемы. Ориентированы на опт, есть опыт экспорта продукции в Россию. Наши клиенты – это розничные сети, небольшие магазины. Ассортимент в основном рассчитан на осень и зиму. Это связано с тем, что весенним и летним коллекциям тяжело конкурировать в цене с китайской обувью. К примеру, одну единицу обуви мы реализуем по оптовой цене по 15 тыс. тенге. Официально ввезенная и промаркированная обувь с такими же характеристиками, ввезенная из России, Китая или Турции, будет стоить дороже. Если же она ввезена неофициально, то стоит на 20-30% дешевле. Мера с маркировкой обуви повысит конкурентоспособность всех казахстанских производителей, и не только обувных. Как производитель, я оцениваю введение этой меры положительно. Для крупных импортеров она не станет критичной. А у мелкого бизнеса из-за этого могут возникнуть сложности, так как на них лягут дополнительные расходы.
Анатолий Тохпариди, директор компании по производству обуви "Грант-Ют":
– Я всегда был за маркировку обуви, чтобы люди, покупающие товар, знали, что они покупают: обувь из Китая, России, Италии или местного производства. С 1991 года нас трясло, многих специалистов мы потеряли, а новых так и не смогли научить. Я знаю, что многие поставщики завозят товар из-за границы. У нас на склады принимают товары только отечественного производства и только компании-производителя. Если он сам производит и поставляет, то хорошо. А как быть, если нет?
Мы работаем исключительно с силовиками и по правилам сами маркируем обувь. Гражданскую обувь иногда шьем для людей с нестандартными ногами, инвалидов. Отдаем ее по себестоимости. В проекте цифровой маркировки мы не участвуем. Но я считаю, что человек должен знать, что он покупает. А по штрих-коду все будет понятно. Для местных товаропроизводителей это также сыграет положительную роль.
Мария Галушко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!