Политологи – о выборах в мажилис

3643

Кто имеет шансы попасть в нижнюю палату и наработать хороший политический капитал; у партий было достаточно времени подготовиться; три против трех – обновится ли партийный состав мажилиса.

Политологи – о выборах в мажилис Фото: Максим Морозов

Почему сроки выборов в нижнюю палату парламента не перенесли на фоне пандемии (глава государства объявил, что они пройдут в конституционный срок – 10 января 2021 года)? Если будет локдаун, насколько это помешает выборному процессу (по озвученным минздравом сценариям, пессимистичному и реалистичному, жесткие ограничения могут ввести в декабре или январе – при определенных условиях, по оптимистичному сценарию локдаун не введут)? Удастся ли реализовать на практике уже на этих выборах изменения по парламентской оппозиции и 30-процентной квоте для женщин и молодежи? Об этом inbusiness.kz поговорил с экспертами.

Политолог Айдос Сарым:

"Мне кажется, происходящие в мире события показывают, насколько важно иметь в стране легитимный орган власти (легитимный парламент – на примере Кыргызстана), который принимает законы и таким образом, собственно, обеспечивает весь экономический, социальный процесс. Все ведь вокруг закона крутится, любая большая политика – это бюджеты и законы, это очевидно.

В мире не так много примеров, когда выборы по каким-то причинам переносили. Насколько я могу судить по своим наблюдениям, в основном, так или иначе, выборы проходят и в Европе, и в Азии, и в Латинской Америке.

Думаю, Администрация президента и органы власти в Казахстане просчитывали, как обеспечить проведение голосования в условиях пандемии. У нас уже есть опыт – хороший или плохой, но он есть – организации жизни, когда есть угроза заражения коронавирусом. Люди уже знают, что такое социальная дистанция, как лечиться, где брать маски, есть запас средств защиты и пр. И вы помните выступление президента (7 октября на совещании по подготовке ко второй волне Covid-19 Касым-Жомарт Токаев указал на слабые места – недостаточный объем ПЦР-тестирования, дороговизну тестов и масок и пр., и на то, какие меры надо принять для противостояния пандемии. – Ред.). Введение жесткого карантина, локдауна желательно избежать, потому что малый и средний бизнес и в целом экономика страны оказались не в лучшем положении.

Проведение выборов в мажилис в установленные законом сроки мне кажется закономерным, нормальным. Что бы ни говорили, лучше провести эту процедуру правильно и вовремя. Тем более сейчас, когда страна вступает в период модернизации и реформ, "цена" мажилиса, его значение сильно возрастает. Необходимо принимать огромное количество законов, новых кодексов. Экономику нужно обеспечивать законодательным базисом. Исходя из этого, мне кажется, все принято вовремя и обоснованно.

30-процентная квота и формирование парламентской оппозиции – предложения, которые вошли в первый пакет политических реформ. Надеюсь, второй пакет будет принимать уже новый состав мажилиса, который серьезно поработает над модернизацией общественных надстроек, над наполнением действующих институтов реальным, жизненным содержанием, над укреплением этих институтов, над тем, чтобы сделать государство более функциональным, сильным, эффективным.

Думаю, в ближайший месяц пройдет целая серия больших и малых, областных и городских конференций, съезды парий, будут формироваться новые партийные списки. Общество, наблюдатели, журналисты, блогеры будут следить за этим процессом и как под микроскопом рассматривать, происходит ли обновление списков, сколько молодых в процентном соотношении, сколько женщин.

В нашей стране распространены популистские подходы, предвзятое отношение к выборам, к партиям. Нет понимания серьезности этой сферы. Элементарно – маленький вопрос: за каждого кандидата непарламентские партии должны вносить в центризбирком взнос, сегодня это примерно 630 тыс. тенге. То есть если партия, не представленная сегодня в мажилисе, выдвигает десять новых членов, за них надо будет заплатить больше 6 млн тенге (взнос составит 637500 тенге за каждое лицо, включаемое в партийный список; от уплаты освобождаются партии, которые на предыдущих выборах депутатов парламента набрали более 7% голосов избирателей от числа принявших в голосовании, в настоящее время это Nur Otan, "Ак жол" и КНПК. – Ред.).

Вот такая проза жизни, из которой состоит политика, многим неизвестна. У нас многие из тех, кого называют гражданскими активистами, не читали сам закон. Уже слышны досужие разговоры о том, что полномочия мажилисменов истекают в марте. Хотя в законе ясно написано, когда должны проходить выборы: к завершению срока действующего созыва необходимо иметь сформированный новый состав мажилиса, чтобы процесс легитимности не прерывался. И вот таких моментов, показывающих серьезность намерений тех или иных людей, их ответственность, вдумчивость, – много. Это хороший тест на знание законов. Критиковать можно все, никто этого не запрещает, но предмет критики надо знать.

Будет ли из кого выбрать для парламентской оппозиции? Скажем так, в более продвинутой политической или журналистской тусовке есть некоторые негативные ожидания, и кто-то начинает заведомо хоронить эти выборы. На самом деле интрига будет, интрига есть. Слава богу, все наше политически активное население не улетело на Марс. Есть люди, есть разные подходы, есть разные мнения. Думаю, списки – и парламентские, и партийные – будут обновляться. Это закономерно. Тем более в обществе есть антиэлитные, антиистеблишментские настроения, о которых все знают, их все понимают и будут стараться этим вызовам отвечать. И на выборах, соответственно, можно будет посмотреть, насколько глубоко партия все это восприняла, поняла и насколько готова к этим обновлениям. Все события, происходившие до этого времени, об этом и говорили. Наиболее недоверчивым надо набраться немного терпения и посмотреть.

В целом, с одной стороны, участникам политического процесса надо усиленно работать над тем, чтобы отвечать на эти вызовы. Но с другой стороны, мы видим, что запросы общества изменились, парадигма стала другой. Люди начинают думать больше о бытовых, социальных, экономических вопросах. Хотят опоры, серьезных государственных инвестиций в социальную сферу. Вот такие запросы, мне кажется, будут превалировать. И вся политическая экзотика, которая была до сих пор на рынке, как, например, защита животных, хотя все это имеет значение и все это очень важно, будет уходить на второй план. Тот, кто будет формировать массовые запросы, отвечать массовым ожиданиям, будет иметь шансы быть представленными в мажилисе и в целом наработать хороший политический капитал".

Политолог Талгат Калиев:

"Нужно понимать, что крайне важно для страны, для устойчивого государства, для политической культуры, чтобы выборы проходили в конституционные сроки. Это имеет историческое значение.

Увидим ли мы уже на этих выборах, что парламентская оппозиция будет создана в полном объеме? Да. В законодательстве о парламентском меньшинстве (я был в рабочей группе по его разработке) прописаны очень хорошие параметры в возможности занимать пост председателя комитета, иметь право обязательного выступления и т.д. Разумеется, все, что законодательно оформлено, будет реализовано, потому что закон нужно исполнять. И это уже вопрос партий – смогут ли они привлечь к себе молодежь, обеспечить гендерное присутствие.

У партий было достаточно времени подготовиться. И про гендерные вопросы в мажилисе, и про присутствие молодежи в партийных списках они знают уже больше года. Вообще партии не должны работать от сессии до сессии, от выборов до выборов. Олимпийские чемпионы не лежат на диване четыре года, а потом только на соревнованиях выступают. Они все это время самоотверженно работают. Точно так же должны работать и партии. Для них период между выборами – это время для выработки стратегических решений, концепций, для того чтобы собраться с мыслями, мобилизовать штабы.

У нас политическая, партийная культура только формируется. И это не означает, что сегодняшняя партийная палитра будет сохраняться на протяжении столетия. Она будет отшлифовываться, меняться, слабые партии "умрут", сильные – укрепятся. И это зависит от того, насколько они мобильными они будут, и смогут ли адаптироваться к новой реальности.

Не лишние ли это расходы сейчас, в условиях коронакризиса? Деньги созданы для того, чтобы их тратить. У государства всегда будут расходы, и всегда кому-то кажется, что лучше их направить на что-то другое. Но здесь речь идет об институтах государственной власти, институтах самого государства, и это крайне важные расходы, их необходимо обеспечить. И, в конце концов, это вопрос незыблемости нашей Конституции (выборы в мажилис и маслихаты в общей сумме будут стоить примерно 15,3 млрд тенге (при раздельном проведении – 25 млрд тенге): 10,8 млрд тенге затратят в этом году, 4,5 млрд тенге – в следующем; из суммы, заложенной на этот год 7,3 млрд тенге предназначены для оплаты труда членов избирательных комиссий, 3,5 млрд тенге – для изготовления бюллетеней, полиграфической и иной продукции, информационное сопровождение выборной кампании в целях обеспечения гласности и открытости избирательного процесса, а также на создание необходимых материально-технических условий для избирательных комиссий, 341,4 млн тенге необходимы для обеспечения членов избирательных комиссий всех уровней средствами индивидуальной защиты. – Ред.).

Мажилис VII созыва будет новый, интересный. Еще очень важно, что на предстоящих выборах свое избирательное право будет реализовывать молодое поколение. Оно политически активное, интересуется вопросами экологии. Та же самая Грета Тунберг – яркий представитель, в белорусских процессах принимали участие молодые люди, они разрабатывали технологии мониторинга, телеграм-каналы вели, это 19-20-летние ребята.

Это поколение – дети тех, кто прошел активные 90-е, в Казахстане это был период становления нашего государства, они видели пик политической активности того периода и, конечно, в какой-то степени передали это своим детям. Поэтому нынешнее молодое поколение отличается высоким уровнем активности. Думаю, их электоральное поведение будет чрезвычайно интересным".

Отметим, что непосредственно участником предстоящих выборов может стать гражданин Казахстана, проживающий на территории страны последние десять лет, и по возрасту не моложе 25 лет.

Политолог Данияр Ашимбаев:

"Все понимают, что если сейчас "угрожать" локдауном, форсировать эту тематику, то могут возникнуть серьезные последствия. Во-первых, до сих пор не проработаны социальные риски, спровоцированные первым карантином. Во-вторых, слишком много злоупотреблений было в этой сфере. Очередной локдаун может вызвать социальный взрыв. Поэтому власти вряд ли сейчас решатся на подобные жесткие ограничения.

Кроме того, выборы отменять нельзя, подготовка к ним уже идет. Nur Otan, например, провел свои праймериз (внутрипартийные выборы прошли с 17 августа по 3 октября. – Ред.). Общий план кампании выборов в мажилис в январе уже принят и утвержден, эти выборы плановые. Особой необходимости в отсрочке нет. Отменять голосование из-за карантина означает проводить его в более плохих политических условиях.

Смогут ли партии выполнить условие по 30-процентной квоте? Женщины и молодежь в каждой партии есть. В действующем списке Nur Otan их много. В КНПК есть Смирнова (Ирина; депутат мажилиса нынешнего, шестого, созыва, член Комитета по финансам и бюджету. – Ред.), Баймаханова (Галина; депутат мажилиса прошлого и нынешнего созыва, секретарь Комитета по вопросам экологии и природопользованию. – Ред.). В "Ак жоле" – Никитинская (Екатерина; депутат мажилиса V и VI созывов, член Комитета по финансам и бюджету. – Ред.), Дания Еспаева (депутат мажилиса VI созыва, член Комитета по финансам и бюджету, кандидат в президенты Республики Казахстан в кампании 2019 года. – Ред.).

То есть женщины в списках есть. Молодежные крылья у партий, в принципе, всегда создавались, они должны быть зарегистрированы. Особых проблем с набором молодежи и женской квоты не возникнет.

Норма о парламентской оппозиции, думаю, в новом составе мажилиса без проблем вступит в силу. Вопрос только, будет ли списочное голосование за каждого представителя комитета или пакетное (одна пария "забирает" себе такие-то должности, за другой закрепляют другие должности и т.д.). Это вопрос технического исполнения. Потому что если говорить о партийном составе, то, как мне кажется, изменений в трехпартийном составе мажилиса, который действует в настоящее время, не предвидится. Есть три партии, которые имеют политическую активность. И три партии, находящиеся в состоянии анабиоза – кто-то из них рванет вверх и наберет какие-то голоса? Я в этом сильно сомневаюсь. А новых партий не возникло".

Мажилис: от 67 до 107. Немного истории

30 августа 1995 года в результате всенародного референдума была принята новая Конституция Казахстана, в которой парламент был определен как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции, состоящий из двух палат – сената и мажилиса.

Первый созыв мажилиса действовал с 1996 по 1999 год. В него водило 67 депутатов, их избирали по одномандатным территориальным избирательным округам, образуемым с учетом административно-территориального деления республики и с примерно равной численностью избирателей.

Позже были приняты изменения и дополнения в Основной закон, которые трансформировали полномочия палат, изменили порядок формирования депутатского корпуса, увеличили срок полномочий парламента. Количество депутатских мандатов увеличили до 77, при этом 67 депутатов избирались, как и прежде, по одномандатным территориальным избирательным округам, а 10 – на основе партийных списков.

Позже, когда в результате реформ 2007 года президентская форма правления начала трансформироваться в президентско-парламентскую, мажилис стал формироваться по партийным спискам.

В настоящее время действует мажилис VI созыва. Выборы в него прошли 20 марта 2016 года. В них приняли участие шесть политических партий, три набрали более 7% голосов избирателей и поэтому прошли в состав. Это партия Nur Otan (82,20%; от нее в составе мажилиса 84 депутата), Демократическая партия Казахстана "Ак жол" (7,18%; от нее – семь депутатов), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14%; от нее – семь депутатов). Таким образом, 98 депутатов из 107 избираются по партийным спискам. Кроме того, девять депутатов избраны от Ассамблеи народа Казахстана. В состав мажилиса VI созыва вошли 43 депутата прошлого созыва. В целом депутатский корпус обновился на 60%. Мужчин – 78 (73%), женщин – 29 (27%).

Информация взята с сайта мажилиса парламента Республики Казахстан. – Ред.

В Казахстане официально существует шесть партий: Nur Otan, "Ак жол", КНПК, "Бирлик", "Ауыл", ОСДП.

Елена Тумашова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться