На сайте "Открытые НПА" завершилось публичное обсуждение скандального проекта приказа министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), согласно которому технически и технологически несложные объекты строительства переведут в сложные, передает inbusiness.kz.
В МИИР объясняют необходимость принятия такого приказа ужесточением требований безопасности при строительстве жилья, ссылаясь на горький опыт Турции, где во время недавнего разрушения оказались разрушенными большое число зданий и сооружений. Однако проект приказа вызвал бурное негодование участников рынка стройэкспертизы, около 300 негативных отзывов на сайте, отрицательную оценку НПП "Атамекен". По их мнению, дело не только в том, что, прикрываясь благими намерениями, чиновники заберут значительный объем работ у частных экспертов в пользу РГП "Госэкспертиза", но и существенно повысят коррупционные риски, могут уничтожить около 200 экспертных организаций. А в Турции, говорят они, вообще нет понятия об обязательной экспертизе проектов
Подпишут ли приказ?
В своем запросе к министру индустрии и инфраструктурного развития РК Марату Карабаеву корреспондент inbusiness.kz по поводу сложившейся ситуации, в частности, поинтересовался, учтут ли в министерстве отрицательные отзывы экспертного сообщества при разработке, корректировке этого проекта приказа и когда он будет подписан? В ответе за подписью вице-министра МИИР Ирана Шархана содержатся только ссылки на Закон РК "О правовых актах", согласно которому "орган-разработчик при согласии с экспертным заключением Национальной палаты предпринимателей РК и членов экспертного совета вносит в консультативный документ, проект нормативного правового акта, соответствующие изменения и (или) дополнения". В случае несогласия с экспертными заключениями, объяснил вице-министр, орган-разработчик формирует позицию c обоснованием причин несогласия. По поводу нашумевшего проекта приказа МИИР РК в ответе Ирана Шархана нет ни слова.
По информации экспертного сообщества, представители МИИР РК на различных совещаниях объясняют необходимость издания нового приказа поручениями главы государства. Однако inbusiness.kz так и не получил ответа от вице-министра на вопрос, о каких конкретно поручениях идет речь.
Действительно, сфера экспертной деятельности нуждается в реформировании. Палата экспертных организаций Казахстана неоднократно вносила предложения в МИИР по поводу того, чтобы отрегулировать законодательство, убрать в нем коллизии и повысить ответственность экспертных организаций и экспертов. В частности, убрать такой пробел: с одной стороны, сейчас экспертные организации обязаны быть членами Палаты экспертных организаций Казахстана, а с другой стороны, они могут работать и самостоятельно. Созданная в государстве система аккредитации экспертных компаний и аттестации непрозрачна, заявляют в палате, и она требует изменений.
Кто создает неразбериху и хаос
Иран Шархан в ответе на запрос проигнорировал вопрос о своем отношении к предложениям Палаты экспертных организаций Казахстана. Он лишь констатировал, что в законодательстве четко определено: аккредитованные экспертные организации обязаны с момента создания палаты состоять ее членами (ассоциированными членами).
"Вместе с тем экспертные организации после их государственной регистрации обязаны пройти аккредитацию в соответствии с правилами аккредитации экспертных организаций. При этом…государственная и аккредитованные экспертные организации при проведении комплексной вневедомственной экспертизы осуществляют все процедуры и операции посредством собственных информационных систем государственной экспертной организации и Палаты экспертных организаций, интегрированных с порталом. Исключение – проекты с грифом секретности или с пометкой "ДСП", – отметил Иран Шархан.
Он подтвердил, что в настоящее время ответственность за качество выполненных работ несет только юридическое лицо, а непосредственные исполнители – эксперты и инженерно-технический состав работников остаются без соответствующего внимания. По информации вице-министра МИИР РК, международный опыт показывает, что лица, непосредственно выполняющие работы, должны нести солидарную ответственность с юридическими лицами и ограничиваться в допуске к выполнению определенных работ.
В связи с этим, продолжил он, предлагается новый подход разрешительной системы в сфере строительства – через внедрение системы сертификации экспертов с обязательным прохождением курсов повышения квалификации.
"При внедрении такой системы основным критерием для допуска к сертификации будет наличие соответствующего опыта работы с документальным подтверждением – это акты выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию. Сведения по подтверждению опыта работы будут получены из источников государственных информационных систем путем интеграции", – сообщил Иран Шархан.
Говоря иначе, в МИИР РК признают, что в сфере экспертной деятельности есть определенные проблемы. Аккредитованные экспертные организации (АЭО) обязаны состоять в Палате экспертных организаций Казахстана, а "Госэкспертиза" и частники должны работать в своих информационных системах (ИС), говорят в министерстве.
Член дисциплинарного совета Палаты частных экспертных организаций Аскар Нурмаганбетов считает, что фактически сейчас МИИР не только не реагирует на работу некоторых АЭО вне членства в палате, но и предоставляет им для работы информационную систему "Госэкспертизы".
"Это нарушение законодательства РК. Получается, что государственный уполномоченный орган своим бездействием специально создает среду для нарушений законодательства, юридический хаос. Пользуясь им, можно будет списать все проблемы на деятельность АЭО и в итоге ликвидировать сам институт частной экспертизы проектов, – убежден он. – Кроме того, в ответе МИИР размыта позиция Палаты экспертных организаций Казахстана относительно введения имущественной ответственности юридических лиц – это страхование деятельности и персональной ответственности экспертов".
Аскар Нурмаганбетов убежден, что у МИИР нет четкой позиции в вопросе реформирования экспертной деятельности. Сейчас в министерстве предлагают внедрить новый подход в разрешительной системе, а месяц назад подобные предложения Палаты экспертных организаций МИИР назвал преждевременными, несмотря на проект закона, подготовленного депутатами мажилиса. Коллизии в законодательстве министерство не решает уже в течение шести лет, утверждает Аскар Нурмагамбетов.
Кто виноват
На частных экспертов строительных проектов хотят навесить все нарушения в сфере экспертной деятельности, говорит Аскар Нурмагамбетов. По его словам, на каждом совещании у премьер-министра чиновники МИИР и его комитета по делам строительства и ЖКХ утверждают, что якобы существуют многочисленные нарушения со стороны частных АЭО. При этом умалчивают о большом числе нарушений со стороны экспертов РГП "Госэкспертиза".
"Однако мы не видим за последние пять лет ни одной АЭО, наказанной, лишенной аккредитации за озвученные нарушения. Налицо либо нацеленная дезинформация о нарушениях, либо полная потеря контроля и регулирования со стороны уполномоченного органа", – утверждает Аскар Нурмаганбетов.
По информации Ирана Шархана, за 2022 год в Казахстане привлекли к административной ответственности три аккредитованные экспертные организации и двух экспертов. Сейчас по поручению премьер-министра РК Алихана Смаилова министерство индустрии и инфраструктурного развития проводит анализ информации о выдаче частными экспертными организациями заключений комплексной вневедомственной экспертизы, сообщил он.
Что же касается нарушений со стороны РГП "Госэкспертиза", то в МИИР сообщили: в период с 9 декабря 2021 года по 18 марта 2022 года Высшая аудиторская палата РК проводила аудит эффективности рассмотрения проектов строительства РГП "Госэкспертиза", обоснованности их сметной стоимости за период 2017-2021 годов. Всего было около 17 тыс. проектов, которые финансировались за счет государственных инвестиций, средств квазигоссектора. Как отметил Иран Шархан, по итогам аудита РГП "Госэкспертиза" было предписано совместно с акиматами городов и областей провести повторную комплексную вневедомственную экспертизу с выдачей заключений, скорректированных в части технологического оборудования по девяти проектам в рамках ГЧП. Это составляет всего 0,05% от общего числа проектов, добавил вице-министр МИИР РК.
Но, по мнению Аскара Нурмаганбетова, министерство лукавит и в этих ответах. Высшая аудиторская палата РК, говорит он, выявила в деятельности РГП "Госэкспертиза" нарушения на миллиарды тенге через завышение стоимости строительства.
"Все данные есть в открытом доступе, в отчетах аудита Высшей аудиторской палаты. Как пример можно привести строительство 9- этажного жилого дома в Павлодаре. Здесь "Госэкспертиза" "не заметила" вопиющие нарушения – отсутствие в смете проекта плит перекрытия на семи этажах. Таких примеров можно привести много", – возмущен Аскар Нурмаганбетов
"Госэкспертиза" – коммерческая структура?
РГП "Госэкспертиза", по его словам, считается государственной экспертизой только потому, что является структурным подразделением комитета по делам строительства и коммунального хозяйства МИИР. Но фактически это полноценное коммерческое предприятие, работающее в одном рыночном поле с частными АЭО. Более того, рынок экспертных работ искусственно поделен между РГП "Госэкспертиза" и частными аккредитованными экспертными организациями.
"Работники "Госэкспертизы" не являются госслужащими, работают сдельно, по тем же правилам и расценкам, что и частные эксперты". Кроме того, МИИР ни слова не говорит о повышении ответственности экспертов "Госэкспертизы" и введении страхования их ответственности", – продолжает Аскар Нурмаганбетов.
Теперь же, по его словам, государственный уполномоченный орган пользуется надуманными поводами – землетрясением в Турции, где вообще нет понятия обязательной экспертизы проектов. Он делает это для того, чтобы провести передел сложившегося рынка экспертных работ в пользу своей аффилированной структуры.
"Да ладно были бы серьезные аргументы, но ведь их нет! Искусственный перевод объектов строительства из "несложных" в "сложные" ничего не меняет в смысле повышения безопасности, прочности, устойчивости сооружений. Методика расчетов строительных конструкций от этого не меняется", – заверил эксперт.
По информации Ирана Шархана, в соответствии с поручениями президента страны в Казахстане разрабатывают концептуально новый документ – Градостроительный кодекс Республики Казахстан.
"В Градостроительном кодексе предполагается упорядочить, усовершенствовать и урегулировать обширный перечень вопросов, имеющих ключевое значение для поступательного развития отрасли и выведения ее на качественно новый уровень. Это демонополизация рынка, снятие бюрократических барьеров, децентрализации, формирование безопасной и полноценной среды обитания и жизнедеятельности человека, устойчивого развития населенных пунктов и межселенных территорий", – отметил вице-министр МИИР РК.
По мнению экспертного сообщества, Градостроительный кодекс является только частью государственной комплексной программы развития строительной отрасли. Именно в ней нуждается Казахстан, чтобы значительно повысить качество работ в этой сфере и четко понимать, в каком направлении будет развиваться строительная отрасль. А пока, считают эксперты, не видится заинтересованности МИИР в этой программе, которую так и не разработали в течение 30 лет.
Ранее мы рассказывали, как проект приказа МИИР РК вызвал бурю отрицательных отзывов среди экспертов. Документ может "взорвать" весь строительный сектор, считают участники рынка.