По его словам, экономика Казахстана является открытой и высоко интегрированной в мировую экономику. В этой связи внешние шоки оказали влияние на национальную экономику.
"Так, резко снизились цены на нефть до 20 долларов. Сократились мировые торговые потоки на 8,5%. Это рекордное снижение за последние 11 лет. Существенно замедлилась инвестиционная и деловая активность. Глобальный поток инвестиций снизился на 40% за год. В целом главная тяжесть преодоления пандемии не только в Казахстане, но и повсеместно легла на плечи государств. В допандемический период активно приветствовался отход государства и развивался процесс дерегулирования. На сегодня переосмысливается роль государства, вмешательство которого в сферы экономики до пандемии не одобрялось", – отметил вице-министр.
Последствия пандемии COVID-19 отразились на экономике Казахстана сильнее, чем финансово-экономические кризисы последних десятилетий, продолжил спикер. Так, он привел данные, что в период Азиатского кризиса в 1998 году экономика Казахстана снизилась до 1,9%, а в периоды мировых финансово-экономических кризисов (2007-2009 г.г. и 2014-2015 гг.) экономика Казахстана показала небольшой экономический рост (1,2%). В прошлом году экономика страны снизилась до 2,6%.
По его данным, если обратиться к отраслевому анализу, ряд секторов, связанных с производством товаров, в прошлом году демонстрировали рост на уровне 2%. Тогда как для сектора услуг год завершился с минусом 5,6%. Больше всего пострадали сферы торговли, логистики и туризма.
"На сегодня ключевым условием восстановления деловой активности является нормализация эпидемиологической ситуации. По итогам января-апреля текущего года рост экономики вышел в положительную зону, составив 0,7%, впервые с марта прошлого года", – рассказал Тимур Жаксылыков.
По его словам, по мере стабилизации экономической ситуации первостепенной задачей выступают фискальная адаптация и консолидация, направленные на сокращение ненефтяного дефицита бюджета посредством оптимизации бюджетных расходов, повышения ненефтяных и несырьевых поступлений в бюджет.
"Стоит отметить, чрезмерные расходы бюджета повышают фискальные риски. Бюджетные расходы увеличились исключительно за счет повышения текущих расходов, которые не включают в себя инвестиционные проекты развития, доля бюджета развития за 5 лет снизилась с 16,6% до 13,3%", – привел данные вице-министр.
Также он сообщил, что новая налоговая политика будет направлена на решение системных проблем и стимулирование диверсификации экономики. В целях сокращения теневой экономики до 15% к 2025 году будет обеспечено активное внедрение цифровых технологий в налоговом и таможенном администрировании, расширение безналичных платежей.
Национальный банк будет дальше придерживаться политики инфляционного таргетирования, укрепляя ее основы, что будет способствовать общей макрополитике по достижению стабильности и устойчивого экономического роста. Будут приняты меры по расширению банковского кредитования на основе рыночных механизмов. Национальный банк с 2023 года начнет поэтапный выход из госпрограмм поддержки экономики, резюмировал Тимур Жаксылыков.
Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!