Посол Грузии в РК: Из-за пандемии больше всех пострадал туризм

8277

Какое влияние коронавирус оказал на экономические взаимоотношения Казахстана и Грузии, рассказал грузинский посол.

Посол Грузии в РК: Из-за пандемии больше всех пострадал туризм

В преддверии Дня независимости Грузии, который эта республика отмечает 26 мая, чрезвычайный и полномочный посол этой страны в Казахстане – Зураб Абашидзе рассказал inbusiness.kz о нынешнем состоянии сотрудничества и о перспективах развития отношений между нашими странами.

– Господин посол, как пандемия отразилась на таком главном показателе сотрудничества, как товарооборот между нашими странами?

– Казахстан для Грузии является одними из важнейших торгово-экономических партнеров. Несмотря на мировой кризис, вызванный пандемией, совместными усилиями нам удалось минимизировать негативные последствия для торгового оборота между нашими странами. Так, в 2020 году товарооборот между Грузией и Казахстаном составил 82,2 миллиона долларов США, тогда как в 2019 году этот показатель был на уровне 97,8 миллиона долларов США. Причем экспорт из Грузии в Казахстан составил 47,66 миллиона долларов США, импорт – 34,56 миллиона долларов США.

Из Грузии в Казахстан поставляются как традиционные товары, в частности продукты сельского хозяйства, вино, винные материалы, коньяк и другие алкогольные напитки, лимонад и минеральные воды, а также различные предметы медицинского назначения, вычислительная техника. Основными казахстанскими товарами являются нефть и нефтепродукты, уголь, сельхозтехника и др. Хочу отметить, что существует солидный потенциал для расширения ассортимента товарооборота и его роста.

– До пандемии Грузия стала одним из популярных направлений для отдыха казахстанцев. Ваша страна смогла сделать туризм одной из самых доходных сфер своей экономики. Как обстоят дела сейчас?

– К сожалению, из-за пандемии больше всего пострадало наше сотрудничество в области туризма. До ее начала в 2019 году Грузию посетило рекордное количество туристов из Казахстана: около 110 тысяч человек, что на 60% больше показателя 2018 года.

Относительно 2020 года можно ограничиться одним словом – пандемия. Что касается 2021 года, то на данный момент пока точных цифр нет. Однако, в последнее время наблюдается рост туристического потока, о чем свидетельствует восстановление прямого авиасообщения между нашими странами.

За исключением прямого рейса Тбилиси – Нур-Султан – Тбилиси, восстановилось авиасообщение из Алматы, Актау, а также осуществляются рейсы из Нур-Султана в Кутаиси. Уверен, что в ближайшее время возобновится авиасообщение и между столицами.

– Какие меры предприняты для соблюдения санитарных норм в Грузии? Есть ли признание российской вакцины, так как большинство казахстанцев получили "Спутник V"?

– Пассажирам, направляющимся в Грузию, требуется предъявить справку ПЦР с отрицательным результатом. Это правило также распространяется на транзитных пассажиров. Справка считается действительной в течение 72 часов с момента забора материала до времени прилета. Транзитным пассажирам также нужна справка ПЦР.

Вакцинированные пассажиры могут не предъявлять справку с результатом ПЦР-теста при условии предоставления документа, подтверждающего полный курс (две дозы) любой вакцины от COVID-19, в том числе российской вакциной "Спутник V".

Без вакцинации, но при условии наличия справки с ПЦР-тестом разрешен въезд только гражданам следующих стран: Европейский союз, США, Израиль, Швейцария, Норвегия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Турция, Армения, Азербайджан, Украина, Казахстан, Россия, Беларусь, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан.

Справка должна быть на английском или русском языке. Если срок визита более 3 дней, пассажиру необходимо пройти дополнительный тест на третий день пребывания. Это правило не распространяется на вакцинированных пассажиров. ПЦР-тест обязателен для детей всех возрастов. Пассажиры (включая детей) должны заполнить специальную форму перед вылетом. Гражданам Грузии не обязательно предъявлять справку ПЦР с отрицательным результатом. Но по прилету они будут помещены на 8-дневный карантин.

– Но казахстанцы летают в Грузию не только для отдыха… Можете ли Вы прокомментировать смерть молодой казахстанки Айгуль Айтпаевой в Грузии, которая поехала туда в поисках работы? Как часто такие случаи происходят с казахстанцами в вашей стране? Что бы Вы рекомендовали нашим гражданам, чтобы они могли избежать подобных ситуаций?

– Как вам известно, грузинские правоохранительные органы ведут следствие по данному вопросу. В Грузии на данный момент находится специальная следственная группа из Казахстана. И в настоящее время ведется совместная работа, так как вопрос касается гражданки Казахстана и, согласно официальным заявлениям компетентных органов Грузии, одним из фигурантов дела выступает ее родственник, также гражданин Казахстана, который пригласил ее в Грузию, а теперь, насколько мне известно, находится в Казахстане. О выводах можно будет говорить после завершения совместного расследования компетентных органов двух стран.

Вместе с тем хочу особо подчеркнуть, что Грузия является одним из самых безопасных мест с точки зрения криминогенной обстановки, а также страной, где уютно и комфортно чувствуют себя наши гости.

Наилучшим аргументом, свидетельствующим в пользу моих слов, является тот факт, что ежегодно Грузию посещают несколько миллионов туристов из различных стран мира. И эта цифра значительно растет с каждым годом.

До пандемии эта цифра составила около девяти миллионов (население Грузии около 4 миллионов человек. – Прим. автора). Хочу заметить, что большинство туристов, хоть раз посетивших Грузию, возвращаются сюда снова.

– Ранее грузинские власти называли Казахстан инвестором № 1, а какую позицию сейчас занимает наша республика в этом списке инвесторов?

– Грузия заинтересована в привлечении инвестиций из Казахстана. В стране созданы благоприятные условия для инвестирования. К сожалению, в последнее время сотрудничество в этом направлении развивается не так, как этого бы хотелось нам. Этому есть, конечно, и объективные причины, которые, в первую очередь, связаны с глобальным кризисом, возникшим в результате пандемии.

Как вам известно, между Грузией и Казахстаном действует режим свободной торговли. Аналогичный режим функционирует с Европейским союзом, Китаем и со странами СНГ, что свидетельствует о наличии качественно нового широкого потенциала сотрудничества между нашими странами и в сфере инвестиций, создания совместных предприятий и т. д.

– Как обстоят дела с долгим спором между казахстанской и грузинской сторонами по ТбилГазу?

– Вопрос закрыт. Вмешательства арбитражного суда не потребовалось, Стороны урегулировали спор между собой.

Можете ли Вы прокомментировать ранее высказанное решение грузинских властей о строительстве развлекательного центра отдыха в районе порта Батуми, который выкупила казахстанская компания? Сохранит ли Батумский терминал свои позиции по перевалке грузов с завершением строительства развлекательного центра?

– Да, конечно, Батумский терминал сохраняет свои позиции. Что же касается строительства развлекательного центра, то могу сказать, что если у местной администрации есть планы по строительству каких-либо объектов, то они никак не повлияют на интересы казахстанских или каких-либо других инвесторов, в принципе.

– Известно, что в Батуми, на берегу Черного моря, идет активное строительство жилых комплексов современного уровня комфортности. Сколько казахстанцев приобрели недвижимость в Батуми?

– Затрудняюсь назвать точные цифры, но очевидно, что недвижимость в Грузии рассматривается казахстанцами, как выгодное вложение. И количество граждан вашей республики, желающих приобрести недвижимость в нашей стране, только растет. Спросом пользуются не только города Черноморского побережья, но и столица – Тбилиси, а также горные и оздоровительные курорты, такие как Бакуриани, Боржоми.

– Как обстоят дела в сфере культуры?

– Несмотря на пандемию, грузинские и казахстанские кинематографисты в настоящее время работают над созданием совместного художественного фильма, что свидетельствует о перспективности сотрудничества в этом виде искусства.

Недавно одна из улиц Тбилиси была переименована в честь Абая Кунанбаева, великого казахского поэта, композитора, просветителя и общественного деятеля. К сожалению, пандемия повлияла на интенсивность контактов в области культуры, но уверен, что мы быстро наверстаем упущенное.

– Какие перспективы для развития новых направлений сотрудничества рассматриваются?

– Казахстан является важным партнером в вопросе развития торгово-транспортного коридора, связывающего Азию с Европой. Особо хочу подчеркнуть, что, несмотря на всю остроту проблем экономического характера, с которыми столкнулся весь мир во время пандемии, Транскавказский транспортный коридор показал свою полную жизнеспособность и действовал бесперебойно.

Грузия выступает за дальнейшую активизацию и расширение сотрудничества с Казахстаном в рамках торгово-экономических, энергетических, транспортно-транзитных проектов межрегионального и глобального значения. В этом контексте перспективными являются проекты, связанные с дальнейшим развитием соответствующей инфраструктуры в портах Грузии с участием Казахстана, значительное увеличение грузооборота и, как я уже сказал, активизация общего потенциала в проектах межрегионального и глобального значения.

Кульпаш Конырова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться