Нарушения в сфере госзакупок ЮКО носят системный характер и требуют выстраивания механизма защиты добросовестных предпринимателей от необоснованных исков со стороны госорганов, считают члены совета по защите прав предпринимателей при региональной палате предпринимателей (РПП) ЮКО.
Такие выводы прозвучали на заседании совета, посвященного рассмотрению проблемных вопросов госзакупок.
Об их актуальности говорит частота обращений и жалоб по этому поводу предпринимателей. По данным, приведенным atameken.info руководителем департамента по защите прав и снижению адмбарьеров РПП ЮКО Тимуром Нахипбековым, с госзакупками были связаны 58 из поступивших в прошлом году в РПП 264 обращений, то есть 22% от общего количества, и 32 из 224 обращений этого года, то есть 14%.
"Объяснение таким цифрам мы видим не только во внесенных изменениях в Закон РК "О государственных закупках": у предпринимателей действительно возникает очень много вопросов по применению закона. Есть системные проблемы и вопросы, которые не решаются на протяжении долгих лет", - прокомментировал г-н Нахипбеков.
Различные проблемные аспекты госзакупок выносились на публичные площадки РПП и ранее, на этот раз предметом обсуждения стала сфера строительства. Проведенный экспертами палаты мониторинг выявил случаи неправильного применения условных скидок к заявкам потенциальных поставщиков.
"Одним из основных критериев для применения условной скидки является опыт работы на рынке. Некоторыми организаторами государственных закупок при проведении конкурсов к одному и тому же потенциальному поставщику применяются разные условные скидки. Разница применения условных скидок отражается в основном на стаже работы потенциальных поставщиков, что приводит к искусственному снижению итоговых балов потенциального поставщика. Тем самым госорганы создают искусственные административные барьеры и преграды по отношению к потенциальным поставщикам", - пояснил эксперт РПП Талгат Егембердиев.
"Для всех компаний, которые участвуют в госзакупкак имеет важное значение опыт работы, то, как они себя зарекомендовали на рынке, - отметил в свою очередь председатель ассоциации дорожников и строителей ЮКО Абильсеит Рабаев. - Это может повлиять на решение комиссии - выиграет компания тендер или нет. Искусственное снижение или повышение опыта работы может свидетельствовать о лоббировании интересов определенных компаний".
Отдельным вопросом повестки дня было вынесено обсуждение ситуации с ТОО "Жол Болсын", которую участники заседания определили, как беспрецедентную. Руководитель товарищества обратился за помощью в палату, устав от непрекращающихся исков со стороны бывших заказчиков: на протяжении нескольких лет они пытались добиться через суд признания его недобросовестным предпринимателем по двум эпизодам деятельности.
Первый связан с историей, начавшейся в апреле 2013 года. Тогда ТОО заключило договор с госучреждением (ГУ) "Областная противотуберкулезная больница" о государственных закупках работ, согласно которому обязалось выполнить капитальный ремонт помещений, зданий, сооружений и передаточных устройств больницы.
"С первых же дней после подписания договора заказчик приостановил начало ремонтных работ, так как не получил соответствующее разрешение в управлении государственного архитектурно-строительного контроля по ЮКО. Подрядчик вынужден был сам подать документы, перечисления денежных средств по выполненным объемам работ осуществлялись с нарушением сроков, тем самым срывая график работ. 28 августа 2013 года после завершения всех видов договорных работ был составлен и подписан акт рабочей комиссии, в котором указан измененный срок завершения работ, так как его продлили в связи с вышеперечисленными обстоятельствами. 9 сентября 2013 года был составлен и подписан акт государственной приемки оконченных работ без замечаний.
Однако заказчик четыре раза подавал в специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) ЮКО исковые заявления о признании ТОО "Жол Болсын" недобросовестным участником государственных закупок и взыскании с него неустойки. По результатам рассмотрения в пятый раз было вынесено определение о прекращении рассмотрения иска. Благодаря участию в судебном разбирательстве представителей РПП была доказана необоснованность исковых требований госучреждения", - рассказал эксперт палаты Марлен Калдаров.
Аналогичная история произошла с этим же ТОО после строительства летом 2011 года детского сада в Сузакском районе ЮКО. Как выяснили в РПП, строительные работы подрядчик завершил в срок и без замечаний, о чем свидетельствовал подписанный акт рабочей комиссии и акт государственной приемки. В период гарантийного срока эксплуатации построенного объекта - в течение двух лет со дня подписания акта госприемки - он добросовестно устранял все дефекты и поломки.
"Однако после его истечения заказчик в лице ГУ "Отдел строительства, архитектуры и градостроительства акимата Сузакского района" подал иск о признании ТОО недобросовестным участником государственных закупок и взыскании неустойки. СМЭС ЮКО в октябре 2013 года вынес заочное решение о его полном удовлетворении. О вынесенном заочном решении суда товариществу стало известно только в 2016 году. Добиться пересмотра дела в пользу предпринимателя удалось не сразу. Только после направления дела Южно-Казахстанским областным судом в суд первой инстанции было вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований ГУ", - проинформировал Калдаров.
Из вышеизложенных фактов следует, что заказчики в лице ГУ "Областная противотуберкулезная больница" и ГУ "Отдел строительства, архитектуры и градостроительства акимата Сузакского района путем подачи необоснованных исков неоднократно пытались создать искусственные административные барьеры и преграды добросовестному субъекту предпринимательства, считают в РПП.
"Госорган подавал иск на ТОО по одному и тому же эпизоду пять раз! Чтобы доказать свою правоту и необоснованность претензий госорганов, предприниматель страдал, бегал, терял свои нервы, средства и время. А госорган-заказчик не несет за это никакой ответственности, и, получается, может бесконечно подавать необоснованные иски, волокитить, вынуждать предпринимателя бегать по разным инстанциям. За этим, возможно, кроется коррупционное начало", - эмоционально высказался по этому случаю г-н Нахипбеков.
Рассматриваемая история вызвала бурное обсуждение среди членов совета, многие из которых потребовали назвать истцов поименно. "Мы должны знать коррупционеров в лицо, - объяснил свое желание член совета, председатель шымкентского городского филиала "Нұр Отан", депутат областного маслихата ЮКО Умирзак Мелдеханов. - Ведь даже если этот человек там уже не работает, он может продолжить действовать таким образом в другом месте".
"Раз суд признал необоснованность претензий истцов, значит они, по меньшей мере, некомпетентны. Таких людей надо убирать с любого поста: им не должно быть места нигде. Поэтому их фамилии надо обязательно обнародовать", - сказал другой член совета, депутат областного маслихата ЮКО Дулат Абиш.
Заместитель директора палаты предпринимателей ЮКО Газизбек Натбаев удовлетворил проявленный интерес и назвал требуемые фамилии. Но при этом подчеркнул, что дело не в фамилиях и личностях: это системный вопрос, который надо решать в корне.
"За годы судебных тяжб руководители этих учреждений поменялись несколько раз, но ситуация не изменилась, - пояснил atameken.info позицию РПП Тимур Нахипбеков. - Это свидетельствует о том, что в сфере госзакупок региона сложилась системная проблема. Предприниматели вынуждены поздно приступать к исполнению договоров по вине самих же заказчиков. А незаконные сжимания сроков дают последним повод направлять иски в суды".
По итогам заседания было принято решение направить материалы в прокуратуру для внесения акта прокурорского реагирования. Кроме того, планируется проанализировать количество и исход исков, поданных в суды области по поводу признания предпринимателей недобросовестными, по итогам которого РПП намеревается внести конкретные предложения. В частности, поставить вопрос об ответственности заказчиков перед подрядчиками по необоснованным подачам в суд исковых заявлений.
Участники заседания дополнили резолюцию своими предложениями - о взыскании в подобных ситуациях с виновных чиновников убытков, понесенных предпринимателями, а также внесении представлений в суды о недопустимости принятия необоснованных заочных решений в отношении предпринимателей.
Между тем, представитель областной прокуратуры Батыр Ергешов заявил, что в рассмотренной ситуации усматриваются как минимум признаки административного правонарушения - воспрепятствования предпринимательской деятельности. Прокурор посоветовал донести до сведения предпринимателей необходимость обращения в подобных случаях в надзорный орган, а также на телефоны мобильных групп прокуратуры по вопросам защиты прав предпринимателей.
"Подобные проблемы нужно решать системно, - резюмировал руководитель департамента РПП Тимур Нахипбеков. - Невозможно отслеживать по всей республике все тендера и контракты по госзакупкам. Многие предприниматели предпочитают вообще молчать в подобных ситуациях, так как хотят работать дальше без проблем и препятствий. Поэтому нужна гарантия, необходимо выстроить налаженный механизм, который позволил бы запретить госорганам безосновательно преследовать предпринимателей, нужно установить за это законодательную ответственность.
Наш мониторинг в принципе подтверждает широко бытующее общественное мнение о коррумпированности системы госзакупок. Мы видим здесь один выход: не только подобные ситуации, но и в целом все проблемные вопросы бизнеса нужно ставить под общественный контроль. Пока дело будет ограничиваться двумя сторонами, ничего не изменится. А если каждая ситуация, каждый проблемный вопрос будет находиться под общественным контролем и выноситься на публичное обсуждение, чиновники трижды подумают, прежде чем нарушить права предпринимателя".
Между прочим, многочисленные истцы, неправота которых была доказана судом, а также представители госорганов, которыми они руководили, приглашение принять участие в обсуждении проблемы и, соответственно, предоставленную возможность объяснить мотивацию своей стороны, проигнорировали.
Клара Ларина