Цех по переработке и сортировке мусора ТОО "Фирма "Эталон" был открыт в апреле этого года. Сейчас цех перерабатывает около 70 тонн ТБО в сутки. По данным директора ТОО "Фирма "Эталон" Виктора Стребкова, цех полностью перерабатывает тот мусор, который ежесуточно поступает от населения и предприятий Риддера.
Идея создания такого участка по сортировке и переработке мусора у предпринимателя возникла потому, что стал заканчиваться срок эксплуатации полигона ТБО в Риддере – городе Восточного Казахстана с населением более 48 тыс. человек.
"Мы занимаемся вывозом мусора от населения, предприятий. Но Экокодекс запрещает захоронение, складирование на полигонах практически 90% всего морфологического состава ТБО. Куда его девать? Я понимаю прекрасно, что данные участки должны строиться за счет бюджета. Но мы приняли решение построить самостоятельно этот участок, каким-то образом городу помочь. Но все упирается в финансирование. Вот этот цех с оборудованием для нашего небольшого городка обошелся мне в 255 млн тенге. И это еще не предел", – говорит Виктор Стребков.
Нужное дело
"Мы выделили ТОО "Фирма "Эталон" земельный участок, – говорит заместитель акима Риддера Евгения Нужных. – Теперь его предприятие будет забирать в собственность без аукциона, по программе развития территорий. Открытие такого цеха – это было действительно важно. Сейчас в городе нет раздельного сбора мусора, но этот вопрос рассматривается руководством "Эталона".
Сам узел разборки и сортировки мусора в цехе – российского производства, но монтировали его работники ТОО "Фирма "Эталон" своими силами. Станки по разделу шин тоже производства РФ. Пиролизные печи для сжигания ТБО – производства КНР. Число работников – 20 человек. Начальник цеха по переработке и сортировке мусора ТОО "Фирма "Эталон" Максим Щелкунов рассказал inbusiness.kz о процессе утилизации ТБО в этом цехе.
"Заезжает машина с мусором, выгружает. Погрузчиком мусор сдвигается, он поступает на конвейерную ленту. Шесть человек занимаются сортировкой мусора. У нас шесть видов ТБО сортируются на продукцию, которая идет на продажу, – это полиэтилен, пластиковые бутылки, картон. Мы ее прессуем в тюки. И есть мусор, который мы сжигаем в пиролизных печах, это пластик, текстиль, резиновые изделия, пищевые отходы. После того, как его в печи переработали, получается пиролизное масло, – объяснил Максим Щелкунов.
Он также рассказал, что в печах процесс сжигания происходит без доступа кислорода. Открытого горения внутри печей нет. Они нагреваются за счет форсунок, потом проходит процесс разложения.
"Выделяется дым, он проходит через теплообменники, и мы получаем пиролизное масло двух типов – более тяжелой и более легкой фракции. И получаем газ. Получается, печь сама себя отапливает. Газа хватает и на работу самой печи, и для запуска второй печи. Здесь нет сильных выбросов, большого расхода дизельного топлива. В одну печь максимум загружается 10 тонн ТБО. Цикл – 12 часов. После остывания идет выгрузка. К печи подсоединяется специальный аппарат, и она сама себя разгружает", – говорит Максим Щелкунов.
Помимо пиролизного масла, в процессе сжигания мусора в печи образуется порошок, после прессования которого образуются угольные брикеты. Как отмечает Максим Щелкунов, этот уголь – хорошего качества. Он отлично горит, долго держит температуру, не дымит и не коптит.
"Сейчас сделаем экономический подсчет, сколько он будет стоить. По всем составам это активированный уголь. Его можно применять в водоочистке, он широко применяется в России, используется на фабриках для улавливателя золота", – отмечает г-н Щелкунов.
Куда деть продукцию?
По словам Виктора Стребкова, его цех пока работает с убытками. Но предприниматель даже и не взялся бы за его создание, если бы ТОО "Фирма "Эталон" не занималось бы еще, помимо сбора и вывоза ТБО, ремонтом дорог и не имело бы асфальтных заводов в собственности.
"Я пошел по принципу, чтобы использовать получаемый уголь и пиролизное масло для собственных нужд. Пиролизное масло вместо мазута мы используем на асфальтном заводе. Уголь мы также используем на асфальтном заводе для производства пара. Но вопрос встанет зимой, куда мне все это деть? А я произвожу в месяц 22 тонны пиролизного масла. Уголь я населению могу продать. А пиролизное масло не знаю, куда девать", – говорит Виктор Стребков.
По его информации, для того чтобы в дальнейшем производство развивалось, необходимо еще 250 тысяч долларов для того, чтобы приобрести установку, которая из пиролизного масла изготавливает бензин и дизельное топливо. Эта продукция уже востребована круглый год, и ТОО "Фирма "Эталон" могло бы покрывать собственные нужды в таком виде топлива.
"Также в ТБО очень много идет пластика, полиэтилена. Еще нужно финансирование для того, чтобы поставить линию по производству полимерпесчаной плитки, полимерпесчаной доски. Зарабатывать надо. Сами зарабатываем, сами развиваемся. Но, если подсчитать, у меня пока идут убытки", – говорит Виктор Стребков.
По его данным, цех уже столкнулся с проблемами сбыта картона из-за запрета на его вывоз за пределы Казахстана. В то же время если цена за один килограмм картонной продукции в Российской Федерации составляет 18 рублей (более 102 тенге), то в Павлодаре, где она также идет в переработку, всего 40-45 тенге за килограмм. Везти ее туда невыгодно, и пока картон в цехе по переработке и сортировке мусора ТОО "Фирма "Эталон" только складируется.
"Заводы по переработке картона в Казахстане стоят из-за коронавируса почему-то. В Алматы какое-то оборудование на таком предприятии сломалось, они ждут его из Китая. Но пока оно не пришло, завод всю зиму стоит. Но нам туда его возить экономически невыгодно. И куда девать картон, не знаем. Границы закрыты. И вообще, вывоз картона в ту же Россию запрещен. Я считаю, что это лоббирование чьих-то интересов. Продукция сортируется, девать ее некуда. Необходимы деньги для переработки того сырья, которое накопилось на складе. Пока картина не совсем радужная, – резюмирует Виктор Стребков. – Государство знает о проблеме, но лицом не повернулось к бизнесу в этом вопросе. Любой закон, который выходит, должен подкрепляться экономически, иначе работать он не будет".
По сбыту ударила пандемия
Другая фирма Риддера – ТОО "Таймур" пустило в дело промышленную золу с местной ТЭЦ. Как рассказал директор предприятия Мурат Ордаканов, ТОО "Таймур" занимается производством газобетонных блоков, бетонных блоков, а также выпускает пескоблоки, шлакоблоки, лего-кирпичи. В качестве инертного материала при производстве до 80% используется зола, также добавляется речной песок.
"Золу мы покупаем в отстойниках Риддерской ТЭЦ. Ее здесь валом, она десятилетиями собиралась. Мы по использованию золы полностью прошли сертификацию. В этом году получили СТ. КЗ, – рассказал Мурат Ордаканов. – В Восточном Казахстане подобную продукцию выпускают в Семее, Усть-Каменогорске, но на золе по ВКО стройматериалы выпускало только одно предприятие в Усть-Каменогорске. С золой производственники не связываются, потому что с ней непросто работать. В ней остается до 28 видов кислот, окислов, и, когда процесс идет, должен быть определенный температурный режим, нужно строго соблюдать технологию. Я специально связывался с университетом в Барнауле, там профессор защищала докторскую по газоблокам. И я с ней до сих пор консультируюсь. Допустим, мы залили массу в форму, а она не поднялась. Значит, мы что-то недоложили".
Сейчас на предприятии создано шесть рабочих мест. По производству лего-кирпичей ТОО "Таймур" получило инновационный грант в 2019 году. Это 3 млн тенге по программе "Дорожная карта бизнеса – 2020" от фонда "Даму".
Мурат Ордаканов говорит, что производством газоблоков предприятие начало заниматься с 2013 года. В то время по Риддеру планировались большие стройки: несколько девятиэтажных домов. Также предприниматель активно сотрудничал с частниками, которые строили свои дома.
"В то время я провел маркетинговые исследования. Работал с частным сектором, раньше три-пять домов строились в городе в год, и я спокойно выдавал свою продукцию. Газоблок – материал очень хороший для строительства, отлично держит тепло. Звукоизоляция и шумоизоляция очень хорошая. Из него строить намного быстрее, чем из кирпича. Если возьмем обыкновенный красный кирпич, то в газоблоке 18 кирпичей. Если они весят около 60 кг, то газоблок – 20 кг. Он объемный, но легкий. При строительстве получается экономия в растворе, цементе, во времени. Газоблок, который делаем, используется для строительства домов, гаражей, бань. В сутки мы производим 10 кубометров газоблоков", – объясняет г-н Ордаканов.
Несмотря на такие преимущества стройматериалов компании "Таймур", вывозить их за пределы Риддера экономически невыгодно.
"Сбыт идет только по Риддеру. Из Усть-Каменогорска мне звонили в июне, хотели приобрести газоблоки. Но доставка получается дорогой, занимает почти 50% от стоимости самого материала. Заказчику нужны газоблоки в количестве 1 тыс. штук, но в "КамАЗ" такое количество не вместится. Туда только 300 положишь, значит, надо три рейса сделать из Риддера в Усть-Каменогорск. Или нанимать длинномер. В общем, пока складируем наши газоблоки, – говорит Мурат Ордаканов. – Сейчас из-за пандемии нет много заказов. Приходят мелкие, но люди не могут оплатить и забрать продукцию. Готовая продукция у нас лежит".
Евгения Нужных утверждает, что еще не все потеряно. В этом году по Риддеру уже построено 3,5 тыс. квадратных метров частного жилья. Сейчас в рамках госзаказа разрабатывается проект многоэтажного жилого дома на 60 квартир. Но для участия предпринимателя в этом строительстве необходимо внести изменения в техническое решение, потому что в проект строительства заложено использование других материалов. В будущем по Риддеру планируется строительство школы и больницы.
"В перспективе есть подключение этого предпринимателя к реализации своей продукции, – говорит замакима Риддера. – У нас по городу в прошлом году не было государственного строительства. В этом году оно начинается, и в перспективах строительство тоже есть".
Ольга Ушакова
Подпишитесь на наш канал Telegram!