/img/tv1.svg
RU KZ
Премьер поставит Казахстан на счетчик

Премьер поставит Казахстан на счетчик

Бакытжан Сагинтаев считает, что при расчете тарифов на воду надо учитывать оснащенность приборами учета и потери.

17:34 18 Октябрь 2016 7277

Премьер поставит Казахстан на счетчик

Автор:

Жанболат Мамышев

Заседаем – воду льем?
На очередном заседании правительства подробно рассмотрели вопросы водоснабжения и водоотведения городов и сел республики. Традиционное понимание вопроса заключается в схеме «тариф в обмен на инвестиции», когда компания бралась инвестировать в строительство или ремонт сетей после того как получала более высокий тариф. В результате в разных регионах сформировались совершенно разные тарифы, которые порой отличаются друг от друга на порядок. В частности, по словам министра национальной экономики РК Куандыка Бишимбаева, тарифы на воду при строительстве систем водоснабжения в селах варьируются от 9 тенге до 4 тыс. тенге за кубический метр воды.

Вместе с тем, полагает премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, к вопросу воды надо подойти комплексно, не концентрируясь только на тарифах и инвестициях. «Здесь о тарифах говорили, но если мы посмотрим по водоотведению, то у нас в городе Таразе водоотведение всего 8 тенге (за 1 кубометр стоит услуга – прим. автора). Что можно сделать с 8 тенге, какой ремонт можно сделать? Наверно еле хватает на заработную плату. Здесь Куандык Валиханович (министр национальной экономики РК Бишимбаев – прим. автора), надо будет вместе с акиматом посмотреть. 8 тенге тариф, я не знаю, когда в последний раз поднимали, когда, например, в Караганде доходит до 96 тенге, разницу чувствуете? Но при этом надо посмотреть разницу сетей: состояние сетей при 8 тенге и состояние сетей при 96 тенге», - сказал он.

При этом он высказал мнение, что возможно и 8 тенге за 1 кубометр за услугу водоотведения достаточно. «Может достаточно 8 тенге – я не ручаюсь, состояние не знаю, но здесь надо будет смотреть, когда вы тариф утверждаете. Надо смотреть – даем высокий тариф, но при этом потери какие? Мы об этом особо не говорили – надо особо посмотреть на тарифы», - отметил г-н Сагинтаев.

Премьер считает, что возможно председатель правления АО «Банк развития Казахстана» Болат Жамишев прав, утверждая, что строительство сетей должно быть прерогативой государства.

«А уже ответвляющие части, установка приборов, о чем не было сказано ни слова, это очень важный вопрос. Мы же приводим в пример шымкентский водоканал – «Водные ресурсы маркетинг». Насколько я знаю – там четко поставлен учет, нет потерь и собираемость очень хорошая. А то мы уже дошли до того, что некоторые руководители малых городов уже сами своими ногами ходят, деньги собирают. Это нехорошо – завтра будем двор убирать за службой. Мы уже уровень акиматов опускаем до не знаю чего. Поэтому лучше здесь по другому повести – учет навести, порядок навести, собираемость увеличить», - предложил Бакытжан Сагинтаев.

По словам премьера, остается много вопросов и по управлению водоканалами. В частности, г-н Сагинтаев предложил не пускать на самотек передачу в управление и в рамках государственно-частного партнерства объектов водоснабжения и водоотведения.

Глава правительства полагает, что и бремя финансирования водных объектов нужно разделить между республиканским и местными бюджетами на паритетных началах.

«Если будет финансирование со стороны правительства, то, думаю, будет правильно предоставлять финансирование со стороны местных бюджетов. Допустим, в 2007 году многие из вас работали акимами, необходимо было решить вопрос с состоянием местных дорог. Там финансировалось (строительство и ремонт дорог – прим. автора) со стороны правительства и в таком же объеме - из местного бюджета. Поэтому акимами в то время был поднят вопрос стимулирования. Сейчас такой вопрос поставлен. Если мы будем выделять финансовые средства с двух сторон, тогда обеспечение питьевой водой с 48% в сельских населенных пунктах значительно повысится», - сказал он.

Г-н Сагинтаев также предложил «капитально» посмотреть на возможность передачи сетей водоснабжения и канализации в ведение РГП «Казводхоз» комитета по водным ресурсам министерства сельского хозяйства РК. Такое предложение прозвучало от главы МНЭ.

«В одном случае «Казводхоз» обслуживает, в другом – частники работают, в третьем – коммунальные предприятия работают. Надо будет проанализировать, посоветоваться с акимами – что будет лучше: в одни руки передать все в коммунальные, «Казводхоз» или частника или оставить все как есть, но при этом посмотреть эффективность. Мы часто строим водопровод, воду проводим, а в связи с тем, что нет эксплуатации, через какое-то время все это выходит из строя, и некому ремонтировать. Потом мы получаем справедливое возмущение населения, что деньги потратили, а где вода? Поэтому здесь нам надо капитально посмотреть», - сказал он.

В городе выгодно, в селе – не всегда
За период реализации госпрограммы «Ақ бұлақ» с 2011 по 2015 годы доступ казахстанцев к централизованному водоснабжению увеличен в городах на 5% (с 82% до 87%), в селах - на 9% (с 42,5% до 51,5%). Одновременно доступ в городах к централизованному водоотведению увеличился на 8% (с 73% до 82%), в селах - на 2,2% (8,8% до 11%). При этом износ сетей водоснабжения снизился на 6,1% (с 67,9% до 61,8%), водоотведения на 5,9% (с 66,1% до 60,2%). На эти цели из республиканского бюджета выделено 396,8 млрд тенге, на которые было реализовано 1493 проекта в сфере водоснабжения и водоотведения в городах и селах.

В текущем году по госпрограмме «Нұрлы жол» и программе развития регионов выделено 62,1 млрд тенге на реализацию 75 проектов и на 2017 год предусмотрено 53 млрд тенге на реализацию 157 проектов.

Помимо бюджетных средств внедряются и механизмы по привлечению займов международных финансовых организаций в развитие системы водоснабжения. На сегодняшний день совместно с ними реализуются проекты на сумму 17,9 млрд тенге (из них займы МФО составляют 9,4 млрд тенге).

«В регионах предлагается государственное финансирование осуществлять преимущественно на развитие сельского водоснабжения, а городское водоснабжение развивать за счет внебюджетных источников. Следует отметить, что проекты реализуемые за счет привлечения займов международных финансовых организаций и софинансирования из Нацфонда, как коммунальными, так и частными водоканалами, показывают, что ГНП (городские населенные пункты – прим. автора) могут обойтись без прямого финансирования из государственного бюджета. Эта работа будет продолжена и в следующем году», - сказал Куандык Бишимбаев.

На сегодня ЕБРР подписаны предварительные соглашения и осуществляется подготовка проектов финансирования 4 водоканалов (ГКП «Костанай Су» - 4,2 млрд тенге, «Кокшетау су арнасы» - 3,3 млрд тенге, «Семей водоканал» - 2,3 млрд тенге, «Оскемен водоканал» - 4,1 млрд тенге.

Также глава МНЭ предлагает для создания дополнительных внебюджетных источников финансирования городских водоканалов использовать возможности казахстанских институтов развития, в частности АО «НУХ «Байтерек».

Другим важным вопросом является проведение геологоразведочных работ по оценке запасов подземных вод и систематизация данных с дальнейшей оптимизацией планируемых проектов по обеспечению доступа населения питьевой водой. В текущем году эти работы проводятся на 35 месторождениях на сумму 6,5 млрд тенге.

В рамках реализации программы «Ақ бұлақ» были обследованы сети водоснабжения и водоотведения и разработаны программы обоснования инвестиций по 53 городам.  В результате определена общая инвестиционная потребность сектора в 1,97 трлн тенге, что является колоссальной нагрузкой для республиканского бюджета. При этом нормативные потери водоканалов составляют 17-23%.

«С учетом потенциала роста тарифов, считаю целесообразным снизить нагрузку на бюджет по финансированию водоканалов в ГНП. Кроме того, в ГНП сохраняется высокий уровень потерь водных ресурсов, низкий уровень тарифов и их собираемости, связанные с неэффективным менеджментом городских коммунальных водоканалов. В этой связи есть необходимость для внедрения принципов государственно-частного партнерства для решения проблем водоснабжения ГНП», - отметил министр.

С учетом международного опыта для решения вопроса водообеспечения в городских населенных пунктах предлагается рассмотреть возможность реализации проектов в сфере водоснабжения по принципу государственно-частного партнерства с созданием единого оператора, осуществляющего управление совместно с техническим партнером, обладающим соответствующим опытом и знаниями.

«Считаем целесообразным привлечь частного партнера с инвестиционными возможностями, затраты которого будут возмещаться через различные механизмы, предусмотренные законом «О государственно-частном партнерства». В зависимости от особенностей отдельного водоканала необходимо разработать оптимальный механизм возврата инвестиционных затрат, такие как возмещение через тариф, прямая компенсация инвестиционных затрат, субсидий от государства и ряд других», - полагает Куандык Бишимбаев.

Также министерство предлагает с 2017 года больший упор сделать на финансировании водоснабжения в сельских населенных пунктах, потому что в городских населенных пунктах имеется возможность для привлечения внебюджетных средств. «В настоящее время нами совместно с ЕБРР готовится pipeline или перечень проектов на следующий год, которые могут быть реализованы за счет привлечения внебюджетных займов», - отметил министр.

Кроме того, в рамках управления единым оператором будет проводиться подготовительная работа по коммерциализации водоканалов для дальнейшей приватизации.

Если с городами более-менее понятно, то с селами вопрос обстоит сложнее. Сектор сельского водоснабжения не является инвестиционно-привлекательным для частного капитала, так как на это влияют такие факторы, как отдаленность сел друг от друга, небольшая численность населения и высокая себестоимость оказываемых услуг.

По состоянию на 1 октября текущего года из 6670 сельских населенных пунктов (СНП) обеспечены централизованным водоснабжением только 3616 или 53,8%. Из оставшихся не обеспеченных центральной водой 3054 СНП, в 2294 селах проживает менее 500 человек.

«Такая плотность населения соответственно недостаточна для создания экономически обоснованных и финансово доступных централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Существующие тарифы в СНП зачастую при строительстве систем водоснабжения становятся неподъемными для населения и не окупаемыми с точки зрения дальнейшего возврата инвестиций (в зависимости от региона тарифы варьируются от 9 до 4 тыс. тенге за кубический метр воды», - сказал г-н Бишимбаев.

В результате, на большей части территории Казахстана услуги водоснабжения и водоотведения субсидируются либо предоставляются на основе индивидуального самоснабжения.

«Кроме того, из 313 опорных сельских населенных пунктов с численностью 929,5 тыс. человек не имеют централизованного водоснабжения в настоящий момент 62 опорных села – из них 20 приходится на Павлодарскую область. По вашему поручению, Бакытжан Абдирович (премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев – прим. автора) мы сейчас рассматриваем, что в первоочередном порядке водоснабжение было организовано именно в райцентрах и опорных селах. Из 177 районных центров Казахстана один районный центр - Баянаульского района не имеет централизованного водоснабжения», - сказал министр.

Для решения вопроса водообеспечения сел, МНЭ предлагает рационализировать управление водоканалами СНП, «подвешенных» к групповым водоводам, рассмотрев возможность их передачи в единое управление РГП «Казводхоз».

Также в министерстве считают необходимым возобновить нереализованные принципы системного и комплексного подходов, которые предусматривались в программе «Ақ бұлақ». Эти подходы содержат принципы отбора проектов питьевого водоснабжения в соответствии с установленными критериями, привязанными к численности населения в СНП.

В рамках этой работы акиматам следует предлагается вновь внимательно проанализировать перспективность развития сел с населением до 500 человек и эффективность обеспечения централизованным водоснабжением.

В качестве примера министр привел Терсаканский групповой водовод построенный в Костанайской области за 919,5 млн тенге, с утвержденным тарифом для населения 3992,5 тенге за 1 кубический метр (заявленный тариф 18804,8 тенге), обслуживающий 3 села с общим населением 641 человек, в то время как в городе Костанай тариф составляет 98 тенге за 1 кубометр.

«В этой связи, считаем целесообразным пересмотреть критерии по отбору проектов водоснабжения на основе анализа отдаленности СНП, численности населения и экономической целесообразности», - сказал он.

В свою очередь вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Айтуганов сообщил, что в настоящее время на балансе РГП «Казводхоз» находится 26 групповых водопроводов, подающих воду в 495 СНП с численностью населения более 1 млн человек. Из них до конечного потребителя «Казводхоз» обслуживает 180 СНП, а по остальным обслуживают государственные коммунальные предприятия. При этом он также предложил передать на временное обслуживание «Казводхозом» остальные населенные пункты, подключенные к групповым водопроводам.

До конца года в 480 селах завершат поисково-разведочные работы для обеспечения их запасами подземных вод

Жанболат Мамышев

Чего ждать от нового правительства

22 Февраль 2019 15:03 4092

На смену старому кабмину придет более политизированный состав, который будет по инерции устранять недостатки предыдущего.

Вектором для нового правительства станет проведение более эффективных социально-экономических мер, которые снимут напряженность в обществе аккурат перед электоральным периодом.

Отставка ожидаема

Отставка правительства Бакытжана Сагинтаева была ожидаемой. Кадровое решение, по мнению политологов, имеет ряд оснований.

 

«Отставка закономерна, и ее предвещали уже давно. Кабинет Бакытжана Сагинтаева оказался, быть может, самым слабым за всю историю независимости. Хуже того, кабмин не понял и не смог оценить происходящих общественных изменений. Динамика общественных процессов изменилась, запросы общества значительно выросли. Этого, похоже, сам премьер не понял и вообще отошел в тень. Не знаю даже, что мог бы изменить или усилить теперь уже экс-премьер, но очевидно, что он лично потерял инициативу и скорее следовал за событиями, нежели предлагал повестку», – комментирует политолог Айдос Сарым.

Директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев считает, что бывшее правительство проявило неспособность справиться с критическими моментами в экономике, в том числе остановить снижение курса тенге, и реализовывать социальную повестку, представленную в прошлогодних посланиях и заявлениях главы государства.

«Вопреки заявлению экс-премьера Бакытжана Сагинтаева никакой «слаженной работы» оно изначально не вело. Практически все члены правительства в той или иной степени проявили свою некомпетентность и безответственность по ряду вопросов, оторванность от реалий и особенно потребностей населения, отдачу приоритета в своей работе личным или узкогрупповым интересам. Впрочем, это не столько персональная, сколько системная проблема, касающаяся всех составов казахстанского правительства», – отмечает Андрей Чеботарев.

Плюс, по его мнению, перестановки также связаны с приближением транзитного периода и электорального цикла. Отставка правительства в свете последних процессов и событий в стране способствует повышению рейтинга главы государства с расчетом на предстоящие выборы, подчеркнул руководитель ЦАИ «Альтернатива».

«С учетом изменения статуса и полномочий Совета безопасности и положительного решения Конституционного совета о возможности президента РК подать в отставку процесс транзита власти приближается. В связи с этим следует ожидать серьезных кадровых перестановок и, как следствие, изменение внутриэлитного расклада. Обновление же правительства вполне может привести к смене кадров в президентской администрации, других центральных госорганах и среди акимов регионов», – отмечает Андрей Чеботарев.

Фактически Казахстан уже вступил в новый электоральный цикл. Вопрос лишь в том, какие из выборов – президентские или парламентские – пройдут раньше других. Причем по ряду признаков обе избирательные кампании, скорее всего, будут проведены досрочно», – считает Андрей Чеботарев.

Политолог добавил, что согласно поправкам в Конституцию РК, внесенным в 2017 году, прекращение полномочий правительства теперь будет автоматически осуществляться после не президентских, а парламентских выборов. «Президенту РК же важно было решить этот вопрос самому и без привязки к проведению тех или иных выборов», – отмечает политолог.

Кто возглавит новое правительство?

Если отставка кабмина не стала сюрпризом, то тема его состава интригует. Вопросы кадрового характера интересны главным образом тем, как они отразятся на внутриэлитном раскладе, отмечает Андрей Чеботарев.

Новое правительство, по его мнению, по инерции устранит некоторые недостатки предыдущего: «Свою роль также сыграет необходимость реализации социально-экономических мер, способствующих созданию благоприятной предвыборной атмосферы и достижению нужных властям результатов будущих президентских, парламентских и местных выборов. Но в дальнейшем без кардинального изменения системных условий и механизмов формирования правительства, осуществления им своей деятельности и всестороннего контроля за ней все вернется на круги своя».

Новый состав правительства, поясняет спикер, теперь должен формироваться не только на основе консультаций президента по кандидатуре премьера, но еще и консультаций последнего по кандидатурам других членов правительства с депутатами мажилиса Парламента.

«Хотя в наших условиях все это во многом будет формальным, вместе с тем накладывает на парламентариев большую политическую и моральную ответственность за формирование и деятельность будущего правительства. Соответственно, данная ответственность частично снимается с президента страны. С учетом же отсутствия серьезных оснований для возможного улучшения дел в экономике и социальной сфере в ближайшей перспективе все это является довольно важным для Акорды», – полагает Андрей Чеботарев.

Казахстанский политолог Айдос Сарым пророчит в кресло нового главы правительства только назначенного на должность исполняющего обязанности премьер-министра Аскара Мамина.

«Скорее всего, он и будет предложен президентом в качестве нового премьера. Что это означает? Президент, в принципе, определился со своим вектором на год-два. Социальные инициативы и новая социальная политика – это и будет курсом нового кабинета. Больших или болезненных реформ не будет. Президенту сейчас нужен будет очень жесткий руководитель, который будет сутками работать и «пинать» министров и акимов. Для этой цели Мамин подходит как никто другой. Он довольно жесткий руководитель, с колоссальной работоспособностью. Скорее всего, прежние разговоры, что чиновникам надо завершать работу в 18:00 и идти домой, придется забыть», – считает политолог.

В новом кабинете на первый план в повестке выйдет социальный блок. Это означает, что первый вице-премьер будет «социальщиком». Так как большая часть министров была назначена относительно недавно, они сохранят свои позиции.

«Новый кабинет будет априори политическим, возрастет запрос на политическое. Соответственно, будет расти и спрос. Как сверху, так и снизу. По сути, все министры и акимы должны быть политиками, а не просто менеджерами и крепкими хозяйственниками. Это и будет главной особенностью и стилем нового правительства», – считает эксперт.

Вместе с тем основной груз и ответственность за реформы и состояние экономики будут значительно диверсифицированы и переложены на правительство, добавил г-н Сарым.

Стоит напомнить, что покинувший вчера пост премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев руководил правительством с сентября 2016 года. На этом посту он сменил Карима Масимова, который был назначен на пост председателя Комитета национальной безопасности РК.

Стоит отметить, это первый роспуск правительства, который проведен по инициативе главы государства.

«По многим направлениям экономики, несмотря на принятие множества законов, решений правительства, положительные изменения так и не достигнуты. Рост ВВП в основном достигается за счет сырьевых ресурсов. Но правительству совместно с Нацбанком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики. Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но конкретных результатов по многим важным направлениям нет», – заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Большая одномоментная рокировка происходила в январе 2012 года, когда сменились акимы областей, главы министерств и их замы.

Перед распущенным кабмином стояла задача провести реформы в сфере земельных отношений, системе здравоохранения, социальной области, жилищном секторе, а также развить инфраструктурную среду и сектор малого и среднего бизнеса.

Карина Алимова

Проектный ориентир Бакытжана Сагинтаева

30 Июль 2018 07:00 2871

Премьер-министр РК побывал с рабочей поездкой в ЗКО.

Глава кабмина РК Бакытжан Сагинтаев провел в Приуралье строгую инспекцию по исполнению послания президента «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», программных документов «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», «Пять социальных инициатив», а также государственных и отраслевых программ. Госслужащие во время визита держались в напряжении, причина стала понятна во время совещания с активом области: четкую оценку недоработкам по всем направлениям дали большинство министерств, передает корреспондент портала abctv.kz из Уральска.

Отечественный бензин на-гора

Премьер-министр в ЗКО посетил ряд промышленных и социальных объектов, лично проинспектировал работу автоЦОНа, ход строительства жилья и дорог.

Первым объектом посещения премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева стал консорциум иностранных инвесторов «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.», разрабатывающий Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение. Здесь премьер-министр ознакомился с технологическим процессом добычи углеводородов.

Об основных результатах работы предприятия рассказал генеральный директор компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.» Эдвин Блом. Карачаганак содержит 12 млрд баррелей жидких углеводородов и 57 трлн кубических футов газа, из которых около 11% было добыто до настоящего времени. На 21-м году освоения Карачаганака обеспечено 42% всех производственных показателей по республике, и это говорит о том, что имеются большие перспективы дальнейшего освоения месторождения, заверил Э. Блум.

Сырье с Карачаганака очень ждут на бензиновом заводе АО «Конденсат», находящемся в нескольких сотнях метрах от производственной базы «КПО Б.В.». К слову, завод был открыт в рамках телемоста с участием главы государства, здесь производят бензин экологического класса К5.

Председатель совета директоров АО «Конденсат» Валерий Джунусов рассказал о проведенной модернизации завода. В 2017 году завод модернизировали с увеличением мощности предприятия до 850 тыс. тонн в год. Кроме этого, в июне 2018 года введена установка по гидроочистке дизельного топлива до экологического класса К5. В целом на реконструкцию завода привлечено инвестиций свыше $200 млн.

Сейчас завод покрывает дефицит моторных топлив на внутреннем рынке страны, а также увеличил поступления в бюджет акцизов и иных видов налоговых платежей. С начала функционирования новых бензиновых установок было реализовано более 80 тыс. тонн бензина высшего экологического класса К5. В бюджет области выплачено за этот период около 1 млрд тенге акцизов. Кроме того, завод обеспечивает достойным доходом более 1000 жителей области – работников предприятия и членов их семей, создав высококвалифицированные рабочие места. Но руководство завода беспокоит отсутствие стабильности в поставке сырья. Обеспечение завода сырьем – одно из поручений главы государства, данных им в ходе визита в ЗКО.

На совещании с активом области заместитель премьер-министра РК Ерболат Досаев рассказал о проведенной работе по обеспечению АО «Конденсат» необходимым объемом сырья для увеличения поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.

«В июне 2018 года Министерство энергетики включило нефтеперерабатывающий завод АО «Конденсат» в график транспортировки нефти казахстанских производителей по системе магистральных нефтепроводов и по железной дороге. Согласно графику, на июль текущего года утверждена пробная квота в размере 15 тыс. тенге. Дальнейшее обеспечение завода сырьем будет проводиться с учетом потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах и технических возможностей самого нефтеперерабатывающего завода АО «Конденсат», – сообщил Е. Досаев.

Реализация производимых на заводе высокооктановых бензинов и дизельного топлива производится не только в ЗКО, но и в близлежащие области. Кроме того, половина объема производимой продукции поставляется за рубеж. К примеру, вакуумный газойль экспортируется в Белоруссию, сбыт гудрона ориентирован на Россию.

О планах и задачах по развитию нефтепромышленного комплекса региона в целом рассказал вице-министр энергетики РК Болат Акчулаков. В рамках проектного управления по топливно-энергетическому комплексу совместно с областью декомпозированы целевые индикаторы на 2018 год, а именно рост ВДС (валовая добавленная стоимость. – Ред.) на уровне 2,7%, инвестиций – 7,1%, производительности труда – 4,6% и численность занятых в ТЭК на уровне 9100 человек.

«Индикатор роста инвестиций в ТЭК выполнен. Объем инвестиций в добычу нефти составляет 89 миллиардов тенге, нефтепереработку – 3,2 миллиарда тенге, электроснабжение, подачу газа, пара и кондиционирование – 2,2 миллиарда тенге. Рост производительности труда составил 95,5 процента, численность занятых в I квартале текущего года составила 9434 человека при плане 8200», – сказал Б. Акчулаков.

Он также отметил, что оперативный план на полугодие по объему добычи нефти по области выполняется.

Болевая точка – дороги

Западно-Казахстанская область отличается отсутствием хороших дорог. В рамках рабочей поездки по ЗКО глава государства дал поручения по капитальному ремонту автомобильных дорог республиканского значения. Об исполнении доложил заместитель премьер-министра Ербол Досаев.

По направлению капитального ремонта автодорог для развития сообщения районных центров Казталовский, Жанибекский и Бокейординский с Уральском в настоящее время начаты ремонтные работы на участке автодороги Чапаево – Жалпактал – Казталовка протяженностью 35 км и объемом финансирования в размере 1 млрд тенге за счет средств республиканского бюджета.

«По автодорогам Казталовка – Жанибек – граница РФ и Униге – Бисен – Сайхин общей протяженностью 245 километров определена проектная организация, которая в настоящее время разрабатывает проектно-сметную документацию. Все необходимые средства, в том числе на разработку проектно-сметной документации, в республиканском бюджете предусмотрены», – рассказал Е. Досаев.

В следующем году за счет республиканского бюджета со сроком завершения в 2021 году планируется начать реконструкцию автодороги Подстёпное – Федоровка – граница РФ. В проекте республиканского бюджета на 2019-2021 годы в рамках установленных лимитов на эти цели поддержаны расходы на сумму 17,3 млрд тенге. В настоящее время ведутся конкурсные процедуры на начало разработки проектно-сметной документации, заключение контракта запланировано на август-сентябрь текущего года.

Поручение выполнено

Глава государства в ходе рабочей поездки в Приуралье дал еще одно поручение – обеспечить оборонно-промышленный комплекс – АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания», АО «Уральский завод «Зенит» и АО «НИИ «Гидроприбор» – государственным оборонным заказом.

«Все поручения главы государства находятся на постоянном контроле правительства», – заверил заместитель премьер-министра РК Е. Досаев.

Генеральный директор АО «Зенит» Вячеслав Валиев на совещании поблагодарил президента страны и правительство за эту работу. Он не стал выделять акценты, но ситуация на производстве была настолько плачевной, что треть сотрудников завода, а то и больше, могла бы быть отправлена в бессрочный отпуск за свой счет.

Проектный отчет

Аким Западно-Казахстанской области Алтай Кульгинов доложил о работе акимата за первое полугодие в рамках проектного управления.

«В настоящее время регион обеспечивает 4,5 процента ВВП страны и девять процентов промышленного производства. Наблюдается рост производства в обрабатывающей промышленности на 17 процентов. Достигнут рост производства в сельском хозяйстве на 3,1 процента. Внешние инвестиции возросли на 4,3 процента. Объем выполненных строительных работ увеличился на 7,2 процента и составил 44,1 миллиарда тенге», – сказал А. Кульгинов.

Реализация государственных программ и мероприятий в рамках проектного управления способствует динамичному развитию области, уверен аким.

«Достигнут рост валовой добавленной стоимости в базовой индустриализации на 20 процентов, агропромышленном комплексе – на 16 процентов, развитии ИКТ – на шесть процентов. Также отмечается рост производительности труда в базовой индустриализации на 28 процентов, АПК – на 16 процентов, ИКТ – на 16 процентов, транспорте и логистике – на 8,5 процента, торговле – на 0,7 процента. По итогам шести месяцев достигнут рост инвестиций в развитии транспорта и логистики в 1,7 раза, здравоохранении – в 1,6 раза, торговле – на 43 процента, ИКТ – на 35 процентов, туризме – на 18 процентов и в ТЭК – на три процента», – информировал А. Кульгинов.

Тем не менее, в правительстве отметили в текущем году спад притока инвестиций в область, но позже сошлись с акимом в том, что это естественный процесс после мощного вливания инвестиций прошлого года.

Первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Роман Скляр сообщил, что в рамках проектного управления и проекта привлечения инвестиций акиматом заявлено 50 проектов на сумму $6 млрд со сроком исполнения до 2022 года. Что касается текущего года, то в рамках проектного управления запланирован ввод в эксплуатацию девяти инвестпроектов на сумму $53 млн. Кроме того, в этом году строительно-монтажными работами должны начаться шесть проектов на сумму $463 млн.

Туристская недостаточность

Вице-министр культуры и спорта РК Ерлан Кожагапанов высказал недовольство по низким показателям развития туротрасли, особенно выделив два направления.

«В республиканской карте потенциальных точек туристического роста мы совместно с акиматом определили два направления. Первое – это Бокейординский историко-культурный музейный комплекс и развитие детско-юношеского туризма в области. Оба направления могут генерировать поток туристов до 30 тысяч человек», – сказал Е. Кожагапанов.

Он считает, что область имеет большой потенциал развития туристической отрасли, и упрекнул акимат в бездействии.

Алтай Кульгинов парировал тем, что развивать туризм без инфраструктуры невозможно, дороги в Бокейорду пока нет. Но в перспективном для туризма районе будут строить аэродром для малой авиации, и строительство дороги в направлении на Урду тоже уже идет.

Акцент на недоработки

Министерство сельского хозяйства РК и другие ведомства представили на совещании все имеющиеся минусы в области – каждый по своему направлению. В частности, низкие показатели по растениеводству. Но этот фактор обусловлен зоной рискованного земледелия, ответил аким и обратил внимание на то, что при планировании в министерствах следует учитывать специфику регионов.

По системе видео-конференц-связи свои пожелания высказали министры из Дома правительства в Астане.

Министр здравоохранения РК Елжан Биртанов выразил мнение, что необходимо усилить приток инвестиций в области оздоровления и принятия дополнительных мер по профилактике и управлению ключевыми заболеваниями.

Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев отметил активную работу по цифровизации сферы образования. К примеру, на сегодняшний день 86% школ имеют широкополосный доступ со скоростью от 4 Мбит/с и выше, а 90% оснащены компьютерной техникой. При этом 90% детских садов подключены к автоматизированной системе. Но следует обратить внимание на внедрение электронного журнала и установку Wi-Fi в школах, считает он.

Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев информировал о цифровизации отраслей экономики и развитии отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По результатам I квартала 2018 года рост валовой добавленной стоимости (ВДС) составил 14,7%. Численность занятых в сфере ИКТ составила 3200 человек, рост производительности труда составил 16,2%.

В завершение совещания Б. Сагинтаев обратил внимание актива на то, что за реализацию госпрограмм и развитие области отвечает не только аким, но и его подчиненные, а также бизнесмены и другие жители, задействованные в программах. А цель выведения на первый план недочетов от министерств заключается в том, чтобы подсказать, в каком направлении следует особенно усилить работу.

«Индикаторы министерствам были спущены, и по итогам каждого квартала мы смотрим пробелы в целом. И, если есть отставание, решаем, чем помочь, для этого создан проектный офис. Когда мы заслушивали акимов в I квартале, половина акиматов не понимали, о чем докладывали. С каждым разом растут проектные офисы и акиматы, но один аким ничего не сделает. Это работа всех, всего актива области, каждого в своей отрасли, – подчеркнул Б. Сагинтаев. – Мы создали дополнительно два проектных офиса – по цифровизации и агропромышленному комплексу».

В целом премьер-министр отметил положительную динамику экономического роста Западно-Казахстанской области. «Все вопросы, которые были поставлены главой государства во время визита, полностью решаются. Те вопросы, которые требуют бюджетного изменения, будут заложены в бюджет следующего года и планомерно решены. Мы должны достичь темпов роста не менее 5-5,5 процента с 2021 года, а этот год должны завершить с показателем не ниже четырех процентов», – резюмировал Б. Сагинтаев.

Виктория Вольская, ЗКО