Заседаем – воду льем?
На очередном заседании правительства подробно рассмотрели вопросы водоснабжения и водоотведения городов и сел республики. Традиционное понимание вопроса заключается в схеме "тариф в обмен на инвестиции", когда компания бралась инвестировать в строительство или ремонт сетей после того как получала более высокий тариф. В результате в разных регионах сформировались совершенно разные тарифы, которые порой отличаются друг от друга на порядок. В частности, по словам министра национальной экономики РК Куандыка Бишимбаева, тарифы на воду при строительстве систем водоснабжения в селах варьируются от 9 тенге до 4 тыс. тенге за кубический метр воды.
Вместе с тем, полагает премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, к вопросу воды надо подойти комплексно, не концентрируясь только на тарифах и инвестициях. "Здесь о тарифах говорили, но если мы посмотрим по водоотведению, то у нас в городе Таразе водоотведение всего 8 тенге (за 1 кубометр стоит услуга – прим. автора). Что можно сделать с 8 тенге, какой ремонт можно сделать? Наверно еле хватает на заработную плату. Здесь Куандык Валиханович (министр национальной экономики РК Бишимбаев – прим. автора), надо будет вместе с акиматом посмотреть. 8 тенге тариф, я не знаю, когда в последний раз поднимали, когда, например, в Караганде доходит до 96 тенге, разницу чувствуете? Но при этом надо посмотреть разницу сетей: состояние сетей при 8 тенге и состояние сетей при 96 тенге", - сказал он.
При этом он высказал мнение, что возможно и 8 тенге за 1 кубометр за услугу водоотведения достаточно. "Может достаточно 8 тенге – я не ручаюсь, состояние не знаю, но здесь надо будет смотреть, когда вы тариф утверждаете. Надо смотреть – даем высокий тариф, но при этом потери какие? Мы об этом особо не говорили – надо особо посмотреть на тарифы", - отметил г-н Сагинтаев.
Премьер считает, что возможно председатель правления АО "Банк развития Казахстана" Болат Жамишев прав, утверждая, что строительство сетей должно быть прерогативой государства.
"А уже ответвляющие части, установка приборов, о чем не было сказано ни слова, это очень важный вопрос. Мы же приводим в пример шымкентский водоканал – "Водные ресурсы маркетинг". Насколько я знаю – там четко поставлен учет, нет потерь и собираемость очень хорошая. А то мы уже дошли до того, что некоторые руководители малых городов уже сами своими ногами ходят, деньги собирают. Это нехорошо – завтра будем двор убирать за службой. Мы уже уровень акиматов опускаем до не знаю чего. Поэтому лучше здесь по другому повести – учет навести, порядок навести, собираемость увеличить", - предложил Бакытжан Сагинтаев.
По словам премьера, остается много вопросов и по управлению водоканалами. В частности, г-н Сагинтаев предложил не пускать на самотек передачу в управление и в рамках государственно-частного партнерства объектов водоснабжения и водоотведения.
Глава правительства полагает, что и бремя финансирования водных объектов нужно разделить между республиканским и местными бюджетами на паритетных началах.
"Если будет финансирование со стороны правительства, то, думаю, будет правильно предоставлять финансирование со стороны местных бюджетов. Допустим, в 2007 году многие из вас работали акимами, необходимо было решить вопрос с состоянием местных дорог. Там финансировалось (строительство и ремонт дорог – прим. автора) со стороны правительства и в таком же объеме - из местного бюджета. Поэтому акимами в то время был поднят вопрос стимулирования. Сейчас такой вопрос поставлен. Если мы будем выделять финансовые средства с двух сторон, тогда обеспечение питьевой водой с 48% в сельских населенных пунктах значительно повысится", - сказал он.
Г-н Сагинтаев также предложил "капитально" посмотреть на возможность передачи сетей водоснабжения и канализации в ведение РГП "Казводхоз" комитета по водным ресурсам министерства сельского хозяйства РК. Такое предложение прозвучало от главы МНЭ.
"В одном случае "Казводхоз" обслуживает, в другом – частники работают, в третьем – коммунальные предприятия работают. Надо будет проанализировать, посоветоваться с акимами – что будет лучше: в одни руки передать все в коммунальные, "Казводхоз" или частника или оставить все как есть, но при этом посмотреть эффективность. Мы часто строим водопровод, воду проводим, а в связи с тем, что нет эксплуатации, через какое-то время все это выходит из строя, и некому ремонтировать. Потом мы получаем справедливое возмущение населения, что деньги потратили, а где вода? Поэтому здесь нам надо капитально посмотреть", - сказал он.
В городе выгодно, в селе – не всегда
За период реализации госпрограммы "Ақ бұлақ" с 2011 по 2015 годы доступ казахстанцев к централизованному водоснабжению увеличен в городах на 5% (с 82% до 87%), в селах - на 9% (с 42,5% до 51,5%). Одновременно доступ в городах к централизованному водоотведению увеличился на 8% (с 73% до 82%), в селах - на 2,2% (8,8% до 11%). При этом износ сетей водоснабжения снизился на 6,1% (с 67,9% до 61,8%), водоотведения на 5,9% (с 66,1% до 60,2%). На эти цели из республиканского бюджета выделено 396,8 млрд тенге, на которые было реализовано 1493 проекта в сфере водоснабжения и водоотведения в городах и селах.
В текущем году по госпрограмме "Нұрлы жол" и программе развития регионов выделено 62,1 млрд тенге на реализацию 75 проектов и на 2017 год предусмотрено 53 млрд тенге на реализацию 157 проектов.
Помимо бюджетных средств внедряются и механизмы по привлечению займов международных финансовых организаций в развитие системы водоснабжения. На сегодняшний день совместно с ними реализуются проекты на сумму 17,9 млрд тенге (из них займы МФО составляют 9,4 млрд тенге).
"В регионах предлагается государственное финансирование осуществлять преимущественно на развитие сельского водоснабжения, а городское водоснабжение развивать за счет внебюджетных источников. Следует отметить, что проекты реализуемые за счет привлечения займов международных финансовых организаций и софинансирования из Нацфонда, как коммунальными, так и частными водоканалами, показывают, что ГНП (городские населенные пункты – прим. автора) могут обойтись без прямого финансирования из государственного бюджета. Эта работа будет продолжена и в следующем году", - сказал Куандык Бишимбаев.
На сегодня ЕБРР подписаны предварительные соглашения и осуществляется подготовка проектов финансирования 4 водоканалов (ГКП "Костанай Су" - 4,2 млрд тенге, "Кокшетау су арнасы" - 3,3 млрд тенге, "Семей водоканал" - 2,3 млрд тенге, "Оскемен водоканал" - 4,1 млрд тенге.
Также глава МНЭ предлагает для создания дополнительных внебюджетных источников финансирования городских водоканалов использовать возможности казахстанских институтов развития, в частности АО "НУХ "Байтерек".
Другим важным вопросом является проведение геологоразведочных работ по оценке запасов подземных вод и систематизация данных с дальнейшей оптимизацией планируемых проектов по обеспечению доступа населения питьевой водой. В текущем году эти работы проводятся на 35 месторождениях на сумму 6,5 млрд тенге.
В рамках реализации программы "Ақ бұлақ" были обследованы сети водоснабжения и водоотведения и разработаны программы обоснования инвестиций по 53 городам. В результате определена общая инвестиционная потребность сектора в 1,97 трлн тенге, что является колоссальной нагрузкой для республиканского бюджета. При этом нормативные потери водоканалов составляют 17-23%.
"С учетом потенциала роста тарифов, считаю целесообразным снизить нагрузку на бюджет по финансированию водоканалов в ГНП. Кроме того, в ГНП сохраняется высокий уровень потерь водных ресурсов, низкий уровень тарифов и их собираемости, связанные с неэффективным менеджментом городских коммунальных водоканалов. В этой связи есть необходимость для внедрения принципов государственно-частного партнерства для решения проблем водоснабжения ГНП", - отметил министр.
С учетом международного опыта для решения вопроса водообеспечения в городских населенных пунктах предлагается рассмотреть возможность реализации проектов в сфере водоснабжения по принципу государственно-частного партнерства с созданием единого оператора, осуществляющего управление совместно с техническим партнером, обладающим соответствующим опытом и знаниями.
"Считаем целесообразным привлечь частного партнера с инвестиционными возможностями, затраты которого будут возмещаться через различные механизмы, предусмотренные законом "О государственно-частном партнерства". В зависимости от особенностей отдельного водоканала необходимо разработать оптимальный механизм возврата инвестиционных затрат, такие как возмещение через тариф, прямая компенсация инвестиционных затрат, субсидий от государства и ряд других", - полагает Куандык Бишимбаев.
Также министерство предлагает с 2017 года больший упор сделать на финансировании водоснабжения в сельских населенных пунктах, потому что в городских населенных пунктах имеется возможность для привлечения внебюджетных средств. "В настоящее время нами совместно с ЕБРР готовится pipeline или перечень проектов на следующий год, которые могут быть реализованы за счет привлечения внебюджетных займов", - отметил министр.
Кроме того, в рамках управления единым оператором будет проводиться подготовительная работа по коммерциализации водоканалов для дальнейшей приватизации.
Если с городами более-менее понятно, то с селами вопрос обстоит сложнее. Сектор сельского водоснабжения не является инвестиционно-привлекательным для частного капитала, так как на это влияют такие факторы, как отдаленность сел друг от друга, небольшая численность населения и высокая себестоимость оказываемых услуг.
По состоянию на 1 октября текущего года из 6670 сельских населенных пунктов (СНП) обеспечены централизованным водоснабжением только 3616 или 53,8%. Из оставшихся не обеспеченных центральной водой 3054 СНП, в 2294 селах проживает менее 500 человек.
"Такая плотность населения соответственно недостаточна для создания экономически обоснованных и финансово доступных централизованных систем водоснабжения и водоотведения. Существующие тарифы в СНП зачастую при строительстве систем водоснабжения становятся неподъемными для населения и не окупаемыми с точки зрения дальнейшего возврата инвестиций (в зависимости от региона тарифы варьируются от 9 до 4 тыс. тенге за кубический метр воды", - сказал г-н Бишимбаев.
В результате, на большей части территории Казахстана услуги водоснабжения и водоотведения субсидируются либо предоставляются на основе индивидуального самоснабжения.
"Кроме того, из 313 опорных сельских населенных пунктов с численностью 929,5 тыс. человек не имеют централизованного водоснабжения в настоящий момент 62 опорных села – из них 20 приходится на Павлодарскую область. По вашему поручению, Бакытжан Абдирович (премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев – прим. автора) мы сейчас рассматриваем, что в первоочередном порядке водоснабжение было организовано именно в райцентрах и опорных селах. Из 177 районных центров Казахстана один районный центр - Баянаульского района не имеет централизованного водоснабжения", - сказал министр.
Для решения вопроса водообеспечения сел, МНЭ предлагает рационализировать управление водоканалами СНП, "подвешенных" к групповым водоводам, рассмотрев возможность их передачи в единое управление РГП "Казводхоз".
Также в министерстве считают необходимым возобновить нереализованные принципы системного и комплексного подходов, которые предусматривались в программе "Ақ бұлақ". Эти подходы содержат принципы отбора проектов питьевого водоснабжения в соответствии с установленными критериями, привязанными к численности населения в СНП.
В рамках этой работы акиматам следует предлагается вновь внимательно проанализировать перспективность развития сел с населением до 500 человек и эффективность обеспечения централизованным водоснабжением.
В качестве примера министр привел Терсаканский групповой водовод построенный в Костанайской области за 919,5 млн тенге, с утвержденным тарифом для населения 3992,5 тенге за 1 кубический метр (заявленный тариф 18804,8 тенге), обслуживающий 3 села с общим населением 641 человек, в то время как в городе Костанай тариф составляет 98 тенге за 1 кубометр.
"В этой связи, считаем целесообразным пересмотреть критерии по отбору проектов водоснабжения на основе анализа отдаленности СНП, численности населения и экономической целесообразности", - сказал он.
В свою очередь вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Айтуганов сообщил, что в настоящее время на балансе РГП "Казводхоз" находится 26 групповых водопроводов, подающих воду в 495 СНП с численностью населения более 1 млн человек. Из них до конечного потребителя "Казводхоз" обслуживает 180 СНП, а по остальным обслуживают государственные коммунальные предприятия. При этом он также предложил передать на временное обслуживание "Казводхозом" остальные населенные пункты, подключенные к групповым водопроводам.
До конца года в 480 селах завершат поисково-разведочные работы для обеспечения их запасами подземных вод
Жанболат Мамышев