RU KZ
Пришло время новой экономики – экономики шеринга

Пришло время новой экономики – экономики шеринга

08:00 29 Январь 2020 11139

Пришло время новой экономики – экономики шеринга

Автор:

Альмира Сирбаева

Феномен экономики шеринга, также известной как трастовая экономика и экономика совместного потребления, повлиял на изменение поведения покупателей. 

Концепт новой экономической модели стал очень популярным и дошел до традиционных индустрий, таких как туризм, гостиничный бизнес, транспорт и рынок труда. Этот быстрорастущий концепт создал новые возможности для бизнеса и потребителей, но и эта система оказалась не без погрешностей.

Понятие шеринга не является новым. Сдача квартир в аренду и просмотр фильмов в кинотеатрах относятся к модели совместного потребления. Тем не менее, новые формы трастовой экономики возникли в расцвет поколения миллениалов. Если в прошлом веке наличие собственного жилья, автомобиля и дачи являлись основными показателями успеха, то сейчас покупатели следуют иному поведенческому шаблону.

Согласно изданию РБК объем трастовой экономики по всему миру достигнет 335 миллиардов долларов к 2025 году. Инвесторы провозгласили экономику совместного потребления новым мегатрендом, который привлечет сотни миллионов в стартапы данного типа. За последние 9 лет эта бизнес-модель привлекла 23 миллиарда венчурных инвестиций.

Что такое экономика шеринга?

С развитием технологий у молодых людей пропадает необходимость быть привязанными к одному месту жительства. Они больше ценят краткосрочный доступ к вещам, товарам и услугам, а не прямое владение ими. Это экономическое нововведение известно под многими именами, но чаще всего его называют шеринг-экономикой.

Многие ученые отметили положительный эффект, который оказывает на общество и окружающую среду этот новый метод потребления. Благодаря аренде товаров, недвижимости и транспорта трастовая экономика уменьшает негативное воздействие на экологию, приводит к эффективной утилизации ресурсов и способствует появлению новых знакомств. Развитие таких IT-инструментов, как онлайн-маркетплейсы и мобильные приложения, повлияли на создание новых профессий и нового поведенческого паттерна потребителей.

С другой стороны, отсутствие правового регулирования, защиты прав потребителей и условий труда доказывает, что это противоречивая концепция. Многие отмечают переоцененный положительный эффект на экологию и нарушение трудовых прав.

Движущие факторы экономики шеринга

Обмен не является новым явлением: люди делились товарами с семьей, друзьями и соседями с момента образования общин. Однако с развитием Интернета появились новые бизнес-модели и новые типы компаний, такие как Naimi.kz и OLX, которые значительно облегчают доступ к услугам. В результате вместо того, чтобы тратить время на дорогу в салон красоты, потребитель, например, может вызвать мастера себе на дом через приложение. В этом случае развитие технологий значительно снижает расходы на стоимость услуги и другие операционные издержки.

Почему же концепт трастовой бизнес-модели с каждым годом привлекает все больше пользователей и инвестиций? Были выделены следующие факторы, которые влияют на решение потребителей участвовать в онлайн-обмене.

Забота об экологии

Участие в совместном потреблении, как правило, происходит в экологически чистой обстановке. Недавние исследования показывают, что платформы шеринговой экономики используются для создания устойчивого рынка, которые оптимизирует экологические, социальные и экономические последствия потребления для удовлетворения потребностей как нынешнего, так и будущих поколений.

Экономика шеринга рассматривается как экономическая модель, которая вовлекает особенно экологически сознательных потребителей. Позитивное влияние шеринга на окружающую среду может привлечь новых активных людей, которые следят за происходящим в мире и не желают отставать от своих прогрессивных друзей.

Все для высокого рейтинга

Звезды, лайки и другие виды оценок в приложениях являются важным фактором, который мотивирует потребителей участвовать в онлайн-сотрудничестве. Например, специалистов онлайн-маркетплейса Naimi.kz и водителей сервиса онлайн-заказа такси InDriver стимулирует не только заработок на площадках. Завоевание высокого статуса среди единомышленников в виде положительных отзывов является одним из основных факторов, который подталкивает людей на предоставление услуг.

Дело в деньгах

Благодаря развитию экономики шеринга у владельцев появилась возможность заработать на имуществе, которое они редко используют или не используют вовсе. Чем пылиться инструментам или другим вещам, их можно выставить на аренду. Следовательно, для потребителей это отличная возможность заплатить меньшую сумму за доступ к услуге или товару в определенный отрезок времени.

Конфиденциальности пришел конец?

К сожалению, в эпоху шеринговой экономики потребителям приходится делиться с другими не только своим имуществом. Чтобы получить ту или иную услугу, пользователям необходимо предоставить доступ к своему местоположению. С одной стороны, может показаться, что в этом нет ничего необычного. По словам основателя сервиса Airbnb Брайана Чески, вам не смогут доверять в Airbnb, если вы остаетесь анонимом. Чтобы стать арендодателем, мастером или курьером на похожих онлайн-площадках, людям приходится публиковать свои данные.

Возьмем, к примеру, функцию приложения Doggy Logs, которое позволяет хозяину питомца следить за перемещением специалиста во время прогулки собаки. Основатели британского сервиса для животных утверждают, что приложение помогает установить доверие между хозяином и специалистом. Но это своеобразное «доверие» требует полного наблюдения.

Как и любая другая экономическая модель, экономика совместного потребления обладает преимуществами и недостатками. Но в ближайшем будущем это тенденция никуда не денется.

Альмира Сирбаева