О перспективах Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в свете продолжающейся войны в Украине, непростой ситуации в Армении, а также пограничного военного конфликта между Кыргызстаном и Таджикистаном, что вносит серьезные противоречия в единство организации, корреспонденту inbusuness.kz рассказали заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин и эксперт Института мировой экономики и политики Лидия Пархомчик.
Владимир Жарихин:
– ОДКБ может достаточно эффективно действовать, если это не отягощено внешними серьезными воздействиями. В конце концов, проблема ОДКБ в Закавказье, в отношениях между Азербайджаном и Арменией возникла не за месяц, и она решается очень непросто. Я хотел бы подчеркнуть, что отнюдь не военной силой. Азербайджан попытался решить эту проблему военными силами, но он же ее не решил. Да, он отвоевал те районы, захваченные в свое время Арменией. Кстати, по предложениям и Минской группы (ОБСЕ. - Ред.), и со стороны России они должны были так или иначе их освобождать, и они явно затянули с этим процессом. Но проблема Карабаха-то не решена все равно, она может быть решена только на уровне переговоров, а тогда причем здесь ОДКБ? ОДКБ — это военная организация, и она не может решить проблему Карабаха военным путем, поэтому все непросто, как и непросто и в ситуации между Кыргызстаном и Таджикистаном.
Я удивлен, что член ОДКБ – Казахстан не предпринял шаги по посредничеству между этими странами, как наиболее сильная и авторитетная страна в Центральной Азии. Поэтому проявлять претензии по проблемам ОДКБ только России было бы не совсем верно, с моей точки зрения. Проявлять активность должны и другие члены ОДКБ. Мне кажется, что в этом конфликте в Центральной Азии должно решающую роль сыграть посредничество со стороны Казахстана, что, к сожалению, он не делает. Все надежды только на Россию, но у нее другие проблемы, основные с Украиной. Тем более тогда другие члены ОДКБ должны проявлять активность.
Лидия Пархомчик:
– Если мы говорим о дальнейших перспективах развития ОДКБ, то нужно понимать, что прошедший год стал одним из наиболее сложных в плане осуществления деятельности организации. Так, к примеру, был побит рекорд по количеству ведения сессий Совета коллективной безопасности ОДКБ. Всего в прошедшем году их стояло пять. Последняя из них, как мы помним, состоялась в конце ноября. Отмечая результаты итоговой сессии, нужно сказать, что геополитическая обстановка, безусловно, является лишь внешним атрибутом деятельности организации, потому что есть очень много внутренних процессов, которые продолжают расширяться. Мы знаем, что члены ОДКБ не отказываются от механизмов кооперации по выявлению вызовов и угроз регионального значения. Это проявляется и в совместных учениях, которые были проведены в ряде государств, за исключением Кыргызстана, попросившего перенести учения на текущий год. Также говорится о механизме предотвращения региональных угроз наркоторговли, незаконной миграции, незаконного оборота оружия в зоне ответственности структуры.
Более того, ОДКБ намерена расширять сферы взаимодействия между участниками. Так, к примеру, по итогам саммита был подписан ряд документов. Одним из них является положение о системе связи организации, о совместном формировании радиационной, химической и биологической защиты медицинского обеспечения государств ОДКБ, а также документ, который позволяет совершенствовать систему кризисного реагирования организации. В частности, данный документ был фактически сформирован на основе того опыта, который ОДКБ получила в результате трагичных событий в начале января в Казахстане. Тот накопленный опыт быстрого реагирования лег в основу документа, который еще более повышает боевую эффективность реагирования ОДКБ в подобных обстоятельствах.
Если говорить о каких-то новых инициативах ОДКБ, то проведение мониторинговой миссии по итогам сентябрьской внеочередной сессии Совета ОДКБ показало большой потенциал структуры в плане миротворческих функций. Именно поэтому будут рассматриваться в течение 2023 года возможности внесения определенных правок, уставные возможности организации, чтобы ОДКБ могла выступать в качестве посредника и в том числе принимать на себя ответственность на проведение миротворческих миссий формата ООН. Это достаточно амбициозные планы, но они основаны на опыте, накопленном на протяжении напряженного 2022 года.
– Как вы считаете, придаст ли новый импульс в деятельности ОДКБ недавнее назначение Имангали Тасмагамбетова на должность генерального секретаря организации?
В. Ж.:
– Должно придать, есть надежды, что Имангали Тасмагамбетов предпримет какие-то действия в посредничестве между странами в налаживании отношений. Проще всего винить в проблемах ОДКБ исключительно Россию. Но считаю, что всем членам ОДКБ нужно чувствовать свою ответственность. Это касается в первую очередь Кыргызстана и Таджикистана – чувствовать свою ответственность за стабильность в Центральной Азии, для чего, кстати, и была создана эта организация. В условиях, когда очень непросто в соседнем Афганистане, устраивать между собой разборки – это как-то достаточно безответственно, при этом еще и винить, что Россия не может помирить. Мне кажется, что здесь и члены ОДКБ, которые вступили в конфликт, и самая мощная, авторитетная страна в ЦА, как Казахстан, должны найти усилия для урегулирования этого конфликта, а не кивать на Россию.
Л. П.:
– Безусловно, казахстанская сторона связывает с назначением данной политической фигуры достаточно большие надежды. Прежде всего, мы полагаемся на дипломатический опыт столь именитого политика именно потому, что ОДКБ, несмотря на то, что это военно-политический блок, никогда не отказывалась от возможности разрешения конфликтных ситуаций именно путем переговорного процесса, даже в условиях сложной геополитической обстановки и периодически возникающих конфликтов, в том числе в пределах самой организации. Как мы уже знаем, такие конфликты с завидной регулярностью вспыхивают между Кыргызстаном и Таджикистаном. ОДКБ может быть той самой площадкой, на которой подобные вещи могли бы дополнительно обсуждаться.
– Как мы знаем, Армения против военных учений на своей территории, и премьер-министр страны Никол Пашинян считает, что военное российское присутствие в Армении создает угрозу безопасности. Что вы думаете по этому поводу?
В. Ж.:
– Я думаю, что самое худшее, что может случиться для Армении, если Россия всерьез воспримет эти идеи и действительно выведет войска оттуда, тем более пограничные войска, которые, как известно, охраняют границу с Турцией. Например, перебросит туда, где России сейчас важнее, то есть на Украину. Вот это будет самое худшее для Армении.
Л. П.:
– Если мы говорим об особой позиции Армении по отношению к ОДКБ, то действительно мы не можем не отметить нарастающий объем критики, который и глава государства в лице Никола Пашиняна постоянно озвучивает в адрес организации. Даже если мы посмотрим на завершающий ноябрьский саммит в Ереване, то планировалось, что по итогам должны были быть подписаны два документа, имеющие достаточно большое значение в плане формирования системы региональной безопасности на Кавказе. Речь идет о таком документе, как решение Совета коллективной безопасности по оказанию помощи Республике Армения и совместное заявление СМИД ОДКБ в поддержку усилий по достижению мира на Южном Кавказе.
К сожалению, эти документы не были подписаны, в первую очередь, из-за особой позиции Армении, которая сочла необходимостью внести определенные доработки в документ. Поэтому решение отказаться от проведения учений ОДКБ на территории этой страны, которые были запланированы на данный год, в принципе, не является неожиданным. Тем более что определенный опыт у ОДКБ уже имеется на примере Кыргызстана, где в итоге было принято решение не отменять учения, а перенести на другой соответсвующий полигон. Здесь будет применен тот же механизм. То есть отказ определенной стороны, чтобы принимать на своей территории учения, не означает, что данные учения не будут проведены, так как существует уже опыт кооперации между странами.
– Недавно Дмитрий Песков прокомментировал, что диалог с Арменией будет продолжен. Но если вдруг члены ОДКБ не убедят Армению, то когда и где будут проходить эти учения?
В. Ж.:
– Ситуация сейчас непростая и взрывоопасная во всем мире, поэтому такого прогноза дать не могу. Трудно предугадать, что будет в треугольнике Россия – Китай – США. Тем более не стоит говорить наперед в этой ситуации – между маленькой Арменией и большой Россией.
Л. П.:
– Страны – члены ОДКБ должны теперь направить усилия не только на то, чтобы найти подходящее место и определенный тайм для проведения учений, но и снизить уровень напряженности, возникшей между армянской стороной и остальными членами ОДКБ. Возможно, они чувствуют недостаточное внимание к их проблеме, которая решается опять-таки не силами ОДКБ.
Также, если мы говорим о проблеме Карабаха и взаимодействии с азербайджанской стороной, то она решается силами миротворческого контингента Российской Федерации. Однако здесь нужно особо подчеркнуть, что мониторинговая миссия проведена с сентября по ноябрь 2022 года на границе Азербайджана и Армении и отчет о ней был представлен на финальном саммите в Ереване. Он демонстрирует потенциальную возможность ОДКБ, как структуры, которая могла быть также привлеченной к процессу регулирования, но, безусловно, в своей нише.
Для ОДКБ характерно развивать желание сотрудничества регионального формата с региональными структурами, которые также ответственны за обеспечение безопасности. Об этом говорит решение Совета коллективной безопасности о намерении развивать сотрудничество ОДКБ с СНГ и с Шанхайской организацией, которая также в определенной степени имеет структуры и механизмы для поддержания коллективной безопасности в регионе.
Читайте по теме:
Имангали Тасмагамбетов стал генеральным секретарем ОДКБ
На учениях ОДКБ большое внимание уделили обороне с применением беспилотников
Подчеркиваю, не Россия, а ОДКБ – Токаев о помощи Казахстану во время январских событий