Прошлый год был кошмарным из-за роста стоимости логистики – эксперт о реалиях фармрынка

3262

О проблемах логистики, о соотношении цены и качества.

Прошлый год был кошмарным из-за роста стоимости логистики – эксперт о реалиях фармрынка Фото: Inbusiness/Midjourney

Об этом inbusiness.kz беседовал с вице-президентом STADA по региону Евразия Арминасом Мацевичусом. Европейское исследование по вопросам здравоохранения STADA Health Report 2023, участником которого является и Казахстан, показало, что в этом году высокая инфляция негативно сказалась на оздоровлении казахстанцев и профилактике заболеваний, так, 42% соотечественников сократили расходы на оздоровление, а 21% экономят на лекарствах. О том, какие выводы из этих и других результатов исследования должны сделать участники рынка, хорошо ли, что многие нынче предпочитают лечиться через Google, каковы итоги года для фармацевтического рынка и о других актуальных вопросах читайте в первой части интервью.

– Как решаются вопросы с логистическими вызовами в фарме?

– Логистика остается очень сложным вопросом. В связи с тем, что Казахстан расположен очень далеко от развитых стран, транспортировка для фармкомпаний – это очень важный момент. Прошлый год был кошмарным для всех из-за роста стоимости логистики, из-за сбоев традиционных путей через Украину, Беларусь, Россию. Они сохранились в каком-то объеме, но стали очень неустойчивыми, рисковыми. Для казахстанских логистических компаний на этом фоне, наверное, открылись определенные возможности. Но они столкнулись с другой проблемой – здесь зарегистрировалось очень много грузовиков, но возник дефицит разрешений на перевозки. К тому же груз едет сюда, а обратно в большинстве случаев машины едут пустыми. В то время как раньше они заезжали в Россию, брали что-то российское и везли в Европу. Сейчас же зачастую компания платит за перевозку в обе стороны, реально доставляя груз лишь в одну, и это удорожает логистику. Есть свои сложности и на Каспийском пути, а также вызовы по развитию железнодорожных перевозок. Все это вряд ли будет полностью решено в следующем году, но игроки рынка, конечно же, активно ищут пути решения логистических проблем.

– В условиях кризиса, высокой инфляции и всех обозначенных проблем как сохранить баланс цена-качество?

– Я бы сказал, что на качество кризис не влияет, так как активные вещества (API) для своих производств фармкомпании в любом случае приобретают у постоянных проверенных поставщиков, 80% их которых находятся в Китае и Индии. Но нужно понимать, что эти производства Китая и Индии соответствуют всем требованиям, аудируются FDA и EMA. То есть без сертификатов сейчас никто не продаст и никто не купит. К тому же нас потом проверяет Казахстанское медицинское агентство, эксперты которого едут на наши заводы и смотрят все документы, все емкости, откуда приходит товар, как он хранится, как выгружается и так далее. Словом, опасаться падения качества не стоит. Что касается цены, то тут у фармы руки связаны, так как в Казахстане цены на лекарства регулируются государством. Компании ищут пути, чтобы работать в предложенных условиях, перераспределяют объемы по странам, но все же большая часть инфляционных издержек адсорбирует производитель. Конкретно в нашем случае мы в первую очередь руководствуемся этическим принципом – если мы присутствуем на рынке Казахстана, значит, обязаны поставить пациентам лекарства, которые они потребляли.

Фото: Stada

– В принципе, регулирование цены – это благо с точки зрения общественного здравоохранения или это все-таки плохо? Потому что цена ограничивается вроде бы в интересах народа, чтобы люди тратили меньше, но при этом рынок сужается, приходит меньше лекарств, меньше выбор...

– Тут все зависит от того, с какой стороны смотреть. Если смотреть со стороны потребителя, пациента, а также государства, то при регулировании больше предсказуемости. Ограничивает ли это рынок? Конечно. Я считаю, что в такой ситуации очень важна скорость изменений. В английском языке есть хорошее слово agility – гибкость реакции на ситуацию. Например, в Казахстане закон о ценообразовании был принят в 2017 году, когда была почти неконтролируемая инфляция. Но прошло уже 6 лет, и, может быть, нужно искать какие-то новые пути и решения. В любом случае, бизнес есть бизнес, и он всегда готов к диалогу, но в то же время ждет понятных и разумных правил игры, позволяющих гибко и быстро реагировать, например, на изменения курса валют, геополитические вызовы, что в условиях жесткого регулирования цен невозможно.

– А каким, на Ваш взгляд, должно быть регулирование лекарственного обеспечения в идеале?

– Здесь все взаимосвязано. Мы уже говорили, насколько важно повышение грамотности населения в вопросах здоровья, обязательно нужно работать над формированием современного и полноценного лекарственного обеспечения. Второй момент – это развитие страховой медицины, которая повышает доступность лекарственных препаратов и медицинских услуг для населения. Это не только компенсации, чтобы пациенту меньше платить, но и контроль собственного здоровья, регулярные посещения врачей и прохождение профосмотров, необходимая профилактика и прием витаминов и пищевых добавок. Обществу нужно, чтобы человек работал и не болел, с другой стороны, это прямая экономия расходов государства на здравоохранение – лечить всегда дороже, чем тратить на профилактику. Еще важный момент – а как обеспечить эффективность лечения? Назначать лечение и выписывать рецепт должен только лечащий врач, не Google и не "врач по ссылке". Врачи лечат в соответствии с утвержденным минздравом клиническим протоколом. Опять же, протоколы надо обновлять. В Казахстане у нас есть проблема, что протоколы медленно обновляются либо они очень специфические. Почему бы не рассмотреть вариант применения европейских или мировых алгоритмов лечения, когда они есть? Тогда у врача будет значительно больше возможностей и препаратов для выбора эффективного лечения. Также важно, чтобы система компенсации тоже соответствовала этим протоколам. Сейчас бывает так, что в протоколе лечения есть, скажем, пять лекарств, а закупается только одно из пяти. Эти моменты должны быть состыкованы: протокол лечения и наличие всех предлагаемых лекарств. Конечно, очень важный вопрос – как врачам отследить эффективность лечения разными препаратами? Решением может быть электронный рецепт, когда врач, выписывая лекарство, будет уже точно знать, что принимает пациент, потому что ответственность лечения лежит на враче, а не на аптеке. Нужно стремиться к тому, чтобы складывался оптимальный баланс расходов и эффективности лечения.

Читайте по теме:

Фармацевтический рынок РК серьезно зависит от импорта

Объем фармрынка увеличился вдвое – болеющие казахстанцы приносят 2 млрд долларов

Почему фармрынок не согласен с новым регламентом определения предельных цен на лекарства

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться