В течение двух-трёх месяцев почти все птицеводческие предприятия Алматинской области, которая обеспечивает до 40% производства яиц и мяса птицы по всей республике, окажутся на грани разорения, утверждают в Союзе птицеводов Казахстана.
Уже с апреля птицеводческие предприятия Алматинской области не получают гарантированных государством субсидий на производство яиц и мяса птицы. От общего объёма дотаций, которые были заложены в план господдержки, в область поступило только 20%, сообщил глава Союза птицеводов Казахстана Руслан Шарипов.
По его словам, в этом году наблюдается непонятная диспропорция по части распределения субсидий на птицеводческую отрасль по регионам республики, так, некоторые получили всё в объёме 100%, а такие флагманы отрасли, как Алматинская область и Усть-Каменогорск, где расположены одни из крупнейших в республике птицефабрик, недополучили больше половины от гарантированных государством денег.
Работает глухой телефон
Руслан Шарипов пояснил, что вопрос распределения средств теперь в компетенции акиматов, в свою очередь Минсельхоз открещивается и на вопрос, почему не поступают дотации, перекладывает всю ответственность на региональные акиматы. Те в свою очередь жалуются на отсутствие денег в бюджете и недопоступления со стороны Минсельхоза.
"Получается глухой телефон. Мы не можем никак найти ответственных за срыв субсидирования отрасли", – сказал г-н Шарипов.
По его словам, в Минсельхозе пересмотрели приоритеты и главной датируемой отраслью определили животноводство, в связи с чем субсидии в птицеводство резко сократились.
В целом общий объём субсидий на птицеводство по республике с начала года был определён в объёме 15-20 млрд тенге, однако в итоге птицеводы не получили больше половины от этих средств, сообщил глава Союза птицеводов.
Критическая ситуация с дотациями сложилась в Атырау, Акмолинской и Алматинской областях, Караганде и Усть-Каменогорске, и наоборот, почти все 100% субсидий получили птицеводы Костаная, Северного Казахстана, Туркестанской области, сообщил Руслан Шарипов.
Осталось три месяца
Срок выживаемости предприятий птицеводства в Алматинской области глава ТОО "Когер ЛТД" Светлана Иванова оценила в два-три месяца. По её словам, сейчас под угрозой банкротства в области оказались семь предприятий отрасли, это 90% от общего числа.
Например, на её фабрике производство может быть сокращено на 40%, если сейчас выпуск оценивается в миллион яиц в сутки, то он, вероятно, будет сокращён до 550-600 тыс. яиц в сутки.
"В итоге мы получим сокращение производства, рост безработицы и уход инвесторов, которые вкладываются в птицеводство. Долговая нагрузка на предприятия растёт, единственный выход – это поднять цены на продукцию почти в два раза, и непонятно, когда через два-три месяца фабрики встанут, не вырастут ли цены на 50 процентов как минимум. Если не будет субсидий, то мы внутренний рынок не закроем, придётся импортировать яйцо и курицу, в итоге мы собственный рынок отдадим по факту белорусам и россиянам, где есть мощная поддержка отрасли", – сказала г-жа Иванова.
Заместитель директора по экономическим вопросам Нацпалаты Алматинской области Асет Шаяхметов сообщил, что НПП в связи с возникшей ситуацией направила письмо в Минсельхоз, в октябре, когда премьер-министр Бакытжан Сагинтаев посещал регион, ему рассказали о ситуации с птицефабриками, поэтому исполнительная власть в курсе сложившегося критического положения дел.
Дайте птицеводам вагоны
Директор птицефабрики ТОО "Компания Сары-булак" Мурат Увалиев заявил, что проблемой становится и отсутствие вагонов для доставки кормов, сами они выросли в течение года на 30%.
Однако, помимо этой проблемы, возникает вопрос логистики, доступности вагонов для транспортировки кормов, большинство компаний ориентировано на экспорт товаров, а внутренние перевозки замерли, что также сказывается на конечной цене продукции.
В целом представители отрасли опасаются, что государство намерено отказаться от мер прямой поддержки птицеводства и перейти на другие инструменты поддержки предпринимателей, такие как инвестиционные субсидии.
Директор ТОО "Алсад Казахстан" Ондасын Тлеулиев заметил, что если это так, то предприятиям отрасли необходим адаптационный период, если субсидии прекратятся одномоментно – это начало конца птицеводства в Казахстане, убеждён он.
Поддержка необходима хотя бы до 2021 года, когда отрасль сможет перестроиться на помощь внешних инвесторов, сказал он. Г-н Тлеулиев напомнил, что государство субсидирует птицеводство начиная с 2008 года, когда была предпринята соответствующая госпрограмма с оговорёнными суммами финансирования.
Спасти Алматинскую область
Птицеводы заявили, что сейчас нужно для начала выровнять ситуацию в Алматинской области, на которую приходится основной объём производства по яйцам и мясу птицы, так, область покрывает потребность по республике на 44% по птице и 35% – по яйцу. Если предприятия встанут, то фактически объёмы производства по стране сократятся на треть по яйцу и наполовину по птице.
К тому же цены на яйца с начала года уже выросли на 5%, на мясо птицы – на 7-10%.
"Нынешнюю цену можно сравнивать с ценой прошлого года этого же сезона. Поскольку мясо и яйцо – сезонный продукт. С мая по сентябрь мы продаём ниже себестоимости. В январе-феврале – по себестоимости и ниже. Себестоимость продукции фабрик на 70 процентов состоит из цены на корма. Цены отпускные с фабрики и на прилавках магазинов отличаются. В этом году на 40 процентов выросла цена на упаковочную продукцию. Все птицефабрики хотели бы работать хотя бы на пять процентов маржинальной от стоимости продукции", – сказал Мурат Увалиев.
Мажилис обратил внимание
Стоит отметить, что ситуация с птицефабриками дошла до мажилиса страны. На пленарном заседании нижней палаты в среду был озвучен запрос на имя премьер-министра о ситуации в отрасли.
"Завершается год, а птицефабрики Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Атырауской и ряда других областей не получают или недополучают субсидий, что создаёт критическую ситуацию, как экономического, так и социального характера", – говорится в запросе.
Депутат Тургын Сыздыков сообщил, что Атырауская птицефабрика "Алмалы Кус" осталась без инвестсубсидирования в размере 303,5 млн тенге. Со второго полугодия прекращено субсидирование на удешевление яиц от 17 млн до 26 млн тенге в месяц.
Задолженности по кредитам со штрафами и пенями перед НК "СПК "Атырау", перед зарубежными поставщиками оборудования, местными поставщиками кормов, а также в бюджет составляют почти 250 млн тенге.
"По АО "Усть-Каменогорская птицефабрика", продукция которой хорошо зарекомендована на внутреннем рынке, процент удовлетворения заявки за 2018 год по субсидиям составил всего 2,2 процента. Недополученная сумма составляет более 1,8 миллиарда тенге", – рассказал Тургун Сыздыков.
По его словам, многие товаропроизводители считают, что такое отношение к птицеводству стало возможным после того, как финансирование передали от Министерства сельского хозяйства местным исполнительным органам, которые распоряжаются целевыми средствами по своему усмотрению.
Минсельхоз не переживает
Вместе с тем в Минсельхозе РК никаких проблем с развитием птицеводческой отрасли в РК не видят. В ведомстве сообщили, что с 2011 года производство мяса птицы увеличилось на 83%, доля местной продукции на прилавках РК превысила 50%.
В Минсельхозе утверждают, что возможно удвоение производства куриного мяса, учитывая значительный рост в отрасли. Например, в этом году в Акмолинской области была запущена Макинская птицефабрика, на первом этапе которая будет производить до 25 тыс. тонн продукции в год.
В ведомстве напомнили, что государственная поддержка предприятий по производству белого мяса в виде субсидирования осуществляется с 2008 года.
Выделяемые объёмы субсидии птицефабрикам в разы превышают объёмы субсидий, выделяемых на другие отрасли животноводства, такие как овцеводство, коневодство, свиноводство, сообщили в Минсельхозе.
Так, в 2017 году на отрасль животноводства выделено 68,1 млрд тенге, в том числе на мясное птицеводство – 8,1 млрд тенге, что составляет 12% от общего объёма выделенных субсидий..
В 2017 году было импортировано 172,5 тыс. тонн куриного мяса, производство составило 179,4 тыс. тонн, доля импорта во внутреннем потреблении составила 49,9%.
Аскар Муминов