Казахстан завершает реконструкцию взлетно-посадочных полос и терминалов крупных аэропортов и переходит к строительству небольших аэродромов. С помощью последних планируется развивать межрегиональные и местные авиамаршруты.
В 2018 году планируется завершить реконструкцию аэропорта Семей и начать реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Костанай. До 2020 года необходимо будет завершить реконструкцию аэропорта Усть-Каменогорска, и после этого модернизация всех взлетно-посадочных полос крупных аэропортов будет завершена. В ближайшее время также планируется реконструкция терминалов аэропортов Шымкент, Кызылорда и Уральск на основе государственно-частного партнерства.
Одним из приоритетов по программе "Нурлы жол" станет развитие малой и региональной авиации. Для развития малых аэродромов комитетом гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК предусматривается строительство 16 аэродромов, из них пять с твердым покрытием, 11 – с грунтовым покрытием. Финансирование проектов предусмотрено за счет республиканского бюджета. Для обслуживания этих аэродромов потребуются самолеты регионального класса. По информации председателя комитета гражданской авиации МИР Талгата Ластаева, в настоящее время в рамках пилотного проекта по авиакомпании "Жетысу" проводятся работы по приобретению в лизинг до 20 самолетов. Речь идет о 20 самолетах вместимостью до 20 кресел с двумя двигателями с "возможностью быстрой реконфигурации" (30-40 минут) в санитарно-пассажирскую и транспортную версию.
В рамках данной работы планируется активизировать работу по разработке технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации в рамках типового технического задания. Согласно последнему, на один аэродром с грунтовым покрытием предусмотрена сумма не более 500 миллионов тенге, а на аэродромы с твердым покрытием – не более трех миллиардов тенге. Пока речь идет о пяти аэродромах с твердым покрытием и 11 аэродромах с грунтовым покрытием. На развитие местных авиалиний из республиканского бюджета единовременно выделяется 23 миллиарда тенге, а из бюджетов местных исполнительных органов – два миллиарда тенге ежегодно до момента полной самоокупаемости.
Дронами займутся всерьез
Помимо местных аэродромов, изменения коснутся и владельцев популярных в настоящее время дронов.
"В настоящее время наиболее актуальным и динамично развивающимся сектором гражданской авиации является использование дронов. Нами уже заложены основы правового регулирования беспилотных летательных аппаратов. В текущем году будут внедрены дополнительные правила, внесены изменения в законодательство, и учет данной категории данных летательных аппаратов начинается с 1,5 килограмма. Для удобства владельцев беспилотных летательных аппаратов предполагается, что все процессы регистрации и разрешительного порядка будут автоматизированы в одной информационной системе. Планируется усилить эту работу в рамках перехода на британскую систему госрегулирования", – говорит Талгат Ластаев.
В КГА предлагают обучать владельцев дронов.
"Мы хотим полностью регламентировать процесс их использования. Это касается обучения и всего остального. Оно же сейчас нерегламентировано. Есть места, где нельзя (использовать дроны. – Прим. автора), но это не всегда обоснованно. Мы хотим упростить возможности использования, ввести критерии. Во-вторых, что касается операторов дронов – это тоже практически удаленный пилот. Их надо, наверное, обучать, инструктировать по каким-то элементарным требованиям. Они будут получать соответствующий документ", – сказал г-н Ластаев abctv.kz.
Он напоминает, что дроны весом более 1,5 килограмма подлежат регистрации. Всего же их в Казахстане зарегистрировано порядка 100. В КГА затрудняются назвать реальное число дронов в стране, поскольку их ввоз в РК не ограничен.
Талгает Ластаев заверяет, что КГА намерен внедрить в Казахстане самый последний опыт, выработанный по регулированию использования дронов в мире.
Жанболат Мамышев