Данная система позволит летать не только по воздушным коридорам, как это происходит сейчас, но и по любому заданному маршруту в зоне действия навигационного оборудования, то есть пилот не будет привязан к наземным средствам.
Проект по внедрению PBN (performance-based navigation – навигация на основе эксплуатационных характеристик) в верхнем воздушном пространстве, полетов в режиме непрерывного набора и снижения высоты с использованием новой технологии в аэропортах Астаны и Алматы, спутниковой навигации GNSS (Global Navigation Satellite System – глобальная навигационная спутниковая система), а также автоматизация предоставления аэронавигационной информации заработают уже весной следующего года, сообщили abctv.kz в "Казаэронавигации".
По мнению регионального менеджера Международной ассоциации воздушного транспорта IATA в Казахстане Джордана Карамалакова, система PBN будет способствовать увеличению трафика внутри страны и станет позитивным знаком для иностранных перевозчиков, так как свидетельствует о наличии современной системы воздушного движения.
"Когда проект начинался, мы сделали небольшой расчет и увидели, что благодаря внедрению PBN только авиакомпания "Эйр Астана" сможет экономить до двух миллионов долларов в год из-за сокращения полетного времени и топлива", – отметил представитель IATA.
В свою очередь председатель Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Талгат Ластаев ранее сообщал, что благодаря оптимизации времени полета, и, соответственно, экономии топлива дополнительный доход составит порядка пяти миллиардов тенге в год.
Американские зайцы
Напомним, Управление воздушным пространством (УВД) Казахстана является основной функцией республиканского госпредприятия "Казаэронавигация", подчиненного МИР. Предприятие получает определенную плату за предоставление аэронавигационных услуг. Но, как известно, не от всех пользователей воздушным пространством. К примеру, военно-транспортные самолеты США, совершающие полеты в Афганистан и обратно, осуществляют транзит через территорию Казахстана без оплаты сбора за аэронавигационное обслуживание.
Комментируя этот факт порталу abctv.kz, в компании отметили, что полеты происходят в рамках соглашения между правительствами Казахстана и США. Но при этом не уточнили, сколько полетов совершили американские транспортники, указав, что "количество полетов составляет незначительную долю в общем объеме обслуженных полетов".
По мнению Карамалакова, американские транспортные самолеты были обслужены на высоком уровне.
"Как платить – это политический вопрос, и его надо адресовать не к авиационщикам, а к политикам. Принципиально, когда работа сделана, "Казаэронавигация" должна получить возмещение. Есть примеры, когда воздушные суда обслуживаются бесплатно, но это не должно быть массовым явлением, поскольку влечет определенные издержки", – подчеркнул региональный менеджер IATA.
Отметим, в рамках соглашений об обеспечении транзита военного имущества и персонала через территорию РК в связи с участием Италии, Испании, Великобритании, Германии, Франции в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана, "казахстанская сторона предоставляет воздушным судам аэронавигационное обслуживание в соответствии с законодательством Республики Казахстан с взиманием аэронавигационных сборов".
В целом "Казаэронавигация" применяет два вида тарифов – для международных и внутренних перевозок, при этом они значительно отличаются друг от друга. В среднем ежегодно "Казаэронавигация" обслуживает порядка 225 тыс. полетов, ежедневно контролирует свыше 700 воздушных судов.
Госпредприятие по УВД с 2017 года планирует построить международный авиационный учебный тренинг-центр. В ответе "Казаэронавигации" на запрос abctv.kz сообщается, что "стоимость проекта, источники финансирования, сроки строительства будут определены в рамках технико-экономического обоснования, планируется изучение международного опыта развитых стран в области подготовки авиационных специалистов". Но конкретные сроки, когда будет готово ТЭО проекта, в компании не уточнили.
Передача в воздухе
Стоит отметить, что несколько лет назад полномочия по регулированию тарифов на услуги "Казаэронавигации" были в теории переданы от Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК) в введение Комитета гражданской авиации (КГА). Это было сделано с целью повышения эффективности госрегулирования авиации.
Однако, по мнению участников рынка, заметных изменений в отрасли не произошло.
"Мы выступали за эту перемену и настаивали, чтобы она состоялась. Вопрос заключается в том, что для осуществления изменений должны быть созданы соответствующие условия, а именно штат и подготовленные специалисты. Мы ждем гораздо больше от КГА, но пока они не взяли на себя лидирующую роль в регулировании сектора", – сказал представитель IATA.
По его словам, в гражданской авиации, к примеру в области регулирования финансовых взаимоотношений, отношений между аэропортами и авиакомпаниями, авиаперевозчиками и госорганами, есть определенные проблемы.
"У меня сложилось впечатление, что по некоторым вопросам стороны собираются обращаться в КРЕМиЗК, а не в КГА. А ведь комитет должен нести ответственность за состояние отрасли, чего мы, к сожалению, в последнее время не наблюдаем", – резюмировал Джордан Карамалаков.
Майра Медеубаева