Установленные в регионах оранжевые контейнеры для батареек и ламп требуют как минимум обслуживания, а местами и полноценной замены. В 2016-2018 годах в разных городах Казахстана оператор РОП стимулировал развитие раздельного сбора отходов. Тогда регионам передали несколько сотен контейнеров для сбора ламп и батареек. Сегодня в нескольких областях экоактивисты говорят о том, что система не работает: контейнеры не обслуживают, сложно найти место, где можно сдать батарейки легально. Экологический кодекс требует их специализированной утилизации как опасных отходов. То есть в обычные контейнеры для сбора мусора такое вторсырье выбрасывать незаконно. Звучат нарекания в адрес Алматы, Атырауской, Костанайской и других областей Казахстана, сообщает inbusiness.kz.
Положение дел
В регионах практика работы с контейнерами для вредных отходов разная. Чаще акиматы выделяют деньги лишь на их обслуживание и содержание. О расширении сети речи нет. Власти не готовы тратить на это деньги. Например, в Костанайской области установили в общей сложности 145 таких контейнеров в районах и городах. Имущество приняли на баланс городских и районных отделов ЖКХ. Больше всего расставили по дворам Костаная – 53, а также Рудного – 25. Остальное ушло в сельскую местность и малые города.
Предприниматели, что обслуживали контейнеры все эти годы, отметили, что самый высокий износ оборудования именно в городах.
"В районах контейнеры в хорошем состоянии до сих пор. Процент их в общей массе небольшой, потому что на районы отдавали 3-5 штук, но они в отличном состоянии. В городе же их часто жгут, выламывают дверцы, воруют полки и сдают их на металлолом", – рассказал предприниматель Кайрат Мукиев, чье ТОО Waste Recycling Factory несколько лет назад выигрывало тендер по обслуживанию оранжевых контейнеров в областном центре.
В этом году фирма не выходила на тендер по обслуживанию. Одной из причин стало то, что средства выделяют лишь на текущее содержание оборудования, без учета затрат на его капитальный ремонт. А восстанавливать контейнеры приходится регулярно. Когда в 2021 году этот вопрос подняли перед акиматом города, то власти ясно дали понять, что дополнительные средства на ремонт выделять не будут.
Новый сезон
Подрядчика на 2024 год искали долго. Два конкурса не состоялись, потому что заявку подал лишь один подрядчик. В результате тендер разыграли из одного источника. Государство готово было заплатить за работу 11,9 млн тенге, а ТОО "ЭлектроТрансРеелто" подписало договор на 10,7 млн тенге. Эта же фирма выиграла аналогичный конкурс на обслуживание контейнеров в Рудном. Здесь за услуги компании заплатят 2,9 млн тенге. Разница в сумме обусловлена тем, что в Костанае из 53 контейнеров сохранили 51, а в Рудном из 25 осталось лишь 13. Остальные разломали, сожгли либо унесли в неизвестном направлении.
Фото: Евгения Ермакова
Подрядчик этого года намерен привести контейнеры в порядок, впрочем, как и все его предшественники. Представитель компании Сергей Карагодин рассказал корреспонденту inbusiness.kz, что в этом году они уже заменили несколько дверей, регулярно приобретают новые замки на дверцы. Часть материалов уже откровенно называют расходным материалом. Подрядчику предстоит капитальный ремонт как минимум одного контейнера с разорванным корпусом.
Именно эта команда в свое время устанавливала в Костанайской области переданные РОП оранжевые контейнеры. Их ставили на твердую поверхность рядом или на контейнерных площадках. Но за несколько лет ситуация кардинально изменилась: заметную часть контейнеров переставили. Теперь к части из них не подойти. Где-то мешают кучи мусора, где-то – различные заборы и калитки.
В ТОО обещают обсудить с отделом ЖКХ вопрос корректировки мест дислокации оранжевых контейнеров. Как отметил Сергей Карагодин, у людей должен быть доступ к каждому из них.
Куда двигаться
Оранжевые контейнеры вообще доступны далеко не каждому жителю области. Только в Костанае более 1000 многоэтажек, больше десяти кварталов частной жилой застройки. А контейнеров всего 51. В Рудном на более чем 150 тысяч населения лишь 13 контейнеров.
"Чтобы выбросить батарейки в специализированный контейнер, надо идти выбрасывать именно батарейки и именно в специализированный контейнер. Это не как с сетками для пластиковых отходов, которые буквально стоят в каждом дворе", – говорят костанайцы, что занимаются раздельным сбором отходов.
Специалисты в области сбора отходов отмечают, что повсеместная установка емкостей для опасных отходов экономически неэффективна. Объемы сбора сегодня невелики. Например, в 2021 году подрядчик собрал около 20 тыс. ламп. Вторсырья в них не так много, чтобы приносить ощутимый доход. С батарейками тоже все непросто. Сокращать число выброшенных в обычные контейнеры аккумуляторы помогает конкурс по сбору батареек, что уже несколько лет подряд проводят в регионе. В 2023 году школьники сдали больше 100 килограммов таких батареек.
Фото: Евгения Ермакова
Предприниматель Кайрат Мукиев отметил, что уже не первый год вынашивает идею покупки установки для переработки этих отходов. Но при существующих объемах сбора проще сделать это вручную силами нескольких сотрудников предприятия. Для промышленной переработки интересны тонны вторсырья ежемесячно. Но их в Костанайской области нет, хотя в Казахстане подобный опыт переработки существует.
Сергей Карагодин высказал другую идею – устанавливать в подъездах или школах специальные контейнеры для сбора батареек. В странах СНГ подобная практика есть, и весьма успешная. Вот только работать такая схема будет там, где люди осознают важность раздельного сбора мусора. К тому же нужен человек, который бы отвозил сырье в пункты сбора. В противном случае коробочка для батареек может быстро превратиться в подъездную пепельницу.
Развитие системы раздельного сбора отходов и их переработки тормозит и отсутствие государственного стимулирования, которое исчезло с остановкой работы Оператора РОП. Сегодня на контейнерных площадках городов все больше никому не нужного вторсырья, которое часть компаний перестала принимать из-за отсутствия сбыта. Внутренний рынок, видимо, пока не готов к самостоятельному росту.