"Рособоронэкспорт": Как нам обустроить систему эксплуатации вооружений

7675

Российский государственный спецэкспортер "Рособоронэкспорт" предлагает странам бывшего Советского Союза выстроить новую систему эксплуатации, послепродажного обслуживания, ремонта и модернизации технических средств, состоящих на вооружении сухопутных войск, которую уже "обкатал" на российской армии. 

"Рособоронэкспорт": Как нам обустроить систему эксплуатации вооружений

Слишком много воды утекло

Причина, по которой единственный государственный экспортер России озаботился созданием такой единообразной системы на постсоветском пространстве, тривиальна. Как пояснил в ходе своей презентации на международной выставке KADEX-2016 главный эксперт управления анализа и перспективного планирования АО "Рособоронэкспорт" Григорий Чайка, за последние несколько десятилетий в армиях стран постсоветских государств существенно снизилась эффективность систем эксплуатации военной техники.

"Причин тому много - это устаревшее правовое и нормативное регламентирование, несовершенство моделей финансирования и стимулирования работников органов технического обеспечения, - считает Григорий Чайка. - Аэто привело к тому, что ранее внедрявшееся регламентированное нормативное обслуживание уже не приносит ожидаемого эффекта, не в состоянии обеспечить поддержание вооружения и техники на требуемом уровне".  

Следующая причина снижения эффективности контроля за состоянием техники сосстоит в том, что существующая система эксплуатации оказалась не в состоянии комплексно отслеживать состояние каждого образца и группировки в целом. "Третье - низкая квалификация обслуживающего персонала и несовершенство системы материально-технического обеспечения привело к тому, что появился длительный период между моментом обнаружения потребности восстановления и обслуживания, принятием решения, материальным обеспечением этого процесса и реальным его выполнением", - подытожил представитель "Рособоронэкспорта".

И подчеркнул, что здесь нет чьей-то вины, сложившаяся сейчас на сервисном рынке военного вооружения ситуация – это "объективная реальность", которая после развала СССР и, как следствие, исчезновения единого центра по контролю за состоянием вооружения и принятия решений, "требует коренного пересмотра, перехода на другие принципы функционирования системы".

Сервис зиждется на паспортизации  

Российская Федерация в силу того, что масштабы вышеперечисленных проблем в российских Вооруженных Силах по объективным причинам (хотя бы исходя из размера ВС РФ) много больше, чем в странах бывшего СССР, первой озаботилась выстраиванием новой системы. По словам Григория Чайки, в России была проведена серия научных исследований, в ходе которых выработан единый взгляд на вопросы технического обеспечения.

"По результатам проведенных опытно-конструкторских работ, монтажно-технологических работ были созданы специализированные информационные системы и мобильные средства технического обслуживания и ремонта, на основе которых была создана новая система послепродажного обслуживания, - сказал он. – И наше предложение - чтобы аналогичная система создавалась у (у каждого – прим. авт.) заказчика продукции "Рособоронэкспорта". По его словам, такая система послепродажного обслуживания должна быть образована по кластерному принципу и включать в себя четыре кластера: мобильное и стационарное производства образуют производственный кластер, также должен создаваться головной центр подготовки персонала как органов технического обеспечения, так и эксплуатантов, головной логистический центр и автоматизированная система, которая обеспечит поддержку и управление всеми этими процессами.

Следуя алгоритму российского спецэкспортера, "вешалкой", с которой начинается театр новой системы эксплуатации, должна стать автоматизированная информационная система, которая впоследствии объединит все бизнес-процессы системы, но на первом этапе ее приоритетная задача – паспортизация всей военной техники, состоящей на вооружении у сухопутных родов войск заказчика. "Начинать надо с создания центра управления и автоматизированной системы, главная задача которой - сбор и наращивание исходной информации о наличии и состоянии техники, - пояснил Григорий Чайка. - При паспортизации прописывается история каждой машины, включая ее разработку, ее эксплуатационные возможности, проведенные техническое обслуживание и ремонты, и даже фотодокументирование выявленных неисправностей".

Впоследствии такая "история каждого бронетраснпортера, боевой машины пехоты и танка" позволит автоматизированной системе в автоматическом же режиме выносить вердикты о необходимости проведения планового техобслуживания, капремонта, оценивать возможности модернизации. И в автоматическом же режиме отслеживать наличие всех необходимых для этого "ингредиентов" – запчастей и инструментария – на складах заказчика. В случае форс-мажора – внеплановой поломки того же БТРа, БМП или танка – в поисках нужной детали по складам "бегает" опять же не человек, а компьютер, в недрах которого заключена информация о содержимом этих складов. Это оптимизирует процесс, сокращая временные потери от таких поисков до считанных долей секунды. Соответственно, и увеличивая эффективность системы.

Сервисные комплексы: где ремонтироваться изволите?

После создания такой информационной системы (а также одновременно с ее созданием) заказчик может начать разворачивание основы производственного кластера – сервисных комплексов, которые, по опыту России, могут быть как стационарными, так и мобильными. "Они (сервисные комплексы – прим. авт.) решают задачу как мониторинга состояния техники в регионе, так и проведения гарантийного и послегарантийного обслуживания, проведения плановых и внеплановых ремонтов, эвакуации и транспортировки неисправной техники, обеспечения запасными частями и инструментами и обучение личного состава эксплуатирующих организаций. Эти комплексы могут оказывать срочную техническую помощь, совершать краткосрочные выезды, сроком до недели, для обслуживания однотипной техники, а также работать вахтовым методом, больше недели, до полугода, причем в разных регионах и по обслуживанию, в том числе, разнотипной техники и проводить сложный ремонт", - пояснил Григорий Чайка.

По его словам, мобильные комплексы, которые изготавливаются в России, на деле представляют собой колонну автомобилей на шасси "КамАЗов" или "Уралов". Эта колонна перевозит как личный состав комплекса, так и сам комплекс в частично демонтированном, в частично – уже собранном виде. И, соответственно, становится эдаким армейским "такси", которое по вызову может подъехать к месту дислокации войсковой части, может проследовать за ней на полевой выезд либо на парад. И спокойно развернуться в любых условиях и в любом месте, где потребуются услуги такого комплекса.

"Мобильные сервисные центры могут применяться как в местах постоянной дислокации, так и в полевых условиях - при организации перемещения войск, при организации парадов, - сказал по этому поводу Григорий Чайка. - Мобильный комплект также способен проводить испытания отремонтированной техники и эвакуацию техники. В его состав входят пять подвижных средств технического обслуживания – две мастерские ремонтно-слесарные и три мастерские техобслуживания, которые при разворачивании могут являться дополнительными цехами для проведения различных работ. Производственный цех имеет в основе пневмо-каркасную палатку, достоинство его в том, что можно наращивать его возможности и площади до обслуживания шести машин одновременно".

Такие комплексы прошли испытания, взяты на вооружение и в промышленном режиме уже производятся в Российской Федерации. Достоинства такого комплекса – он, по словам представителя "Рособоронэкспорта", способен в полевых условиях производить полное диагностирование узловых и агрегатных систем, проводить ремонты различной сложности, вплоть до замены узлов и агрегатов. "Такой комплекс оснащен контрольно-диагностическим оборудованием, станочно-механическим оборудованием, что позволяет выполнять ремонт почти всех составных частей: систем движения  и систем управления огнем, шиномонтаж, смазочные и промывочные работы - это далеко не полный перечень возможностей этого комплекса", - заявил Григорий Чайка.

Состав комплекса в автомобилях - шесть мастерских на колесах и четыре прицепа, личный состав - 16-18 человек. "Время разворачивания комплекса - не более часа, при этом он способен в таком составе выполнить порядка 15 видов технического обслуживания и 6-8 видов ремонта, - продолжил докладчик. - На месте разворачиваются укрывочные палатки каркасного и пневмо-каркасного типа, площадью от 25 до 220 квадратных метров. Диагностику комплекс может провести по всем электронным и механическим системам боевой машины". При этом он имеет домкраты, позволяющие поднимать при осуществлении ремонтных работ до 30 тонн груза, его газосварочное оборудование позволяет производить любой вид сварки, а в энергетическом плане такой комплекс абсолютно автономен: в его состав входит мобильная электростанция на прицепе с двумя генераторами по 30 киловатт. "В качестве нового элемента, который мы, может быть, введем в состав такого комплекта, нами сейчас рассматривается солнечная электростанция", - добавил Григорий Чайка.

А нужен ли вашей технике стационар?

Наличие таких мобильных комплексов в системе послепродажного обслуживания того или иного государства может автоматически избавить ее от мучительных раздумий, надо ли ей открывать на своей территории стационарное производство для тех же целей. Ведь если текущие потребности группировки бронетехники полностью покрываются мобильными мастерскими, то держать целый завод ради проведения капремонта или модернизации одного бронетранспортера раз, условно говоря, в десять лет – слишком большая роскошь. Поэтому представитель "Рособоронэкспорта" в ходе своей презентации предлагал потенциальным заказчикам взять на пробу один мобильный комплекс, "обкатать" его на батальонном уровне, выяснить все свои возможные претензии к нему, озвучить их перед "Рособоронэкспортом" и получить его в доработанном виде.

Параллельно российский спецэкспортер предлагает создавать ту самую "вешалку", предваряющую любой театр – информационную автоматизированную систему, разработкой которой он намерен заниматься сам. При этом он не исключает и участие национальных производителей в создании звеньев цепи новой систем. "Мы предлагаем не только поставки для вас, но и участие ваших предприятий: проработан вариант, при котором привлекаются и предприятия национальной промышленности, - заявил Игорь Чайка. - Мы предлагаем организовать эту работу в четыре этапа, на первом из которых идет поставка мобильно-сервисного центра или комплекта батальонного уровня. Он эксплуатируется, вы изучаете его, готовите предложения для доработки. На втором этапе в России изготавливаются модули-контейнеры полного состава и устанавливаются на шасси заказчика. На третьем этапе мы предлагаем все оборудование из средств поставщика, и Россия может поставлять только специализированный инструмент и специализированное контрольно-диагностическое оборудование, а сами комплектующие, сами запчасти могут производиться на месте. И на четвертом этапе, когда будут решены эти задачи, можно будет вести работу по организации совместного производства таких машин".

При этом, подчеркнул он, прежде, чем определиться по вопросу – стоит ли создавать совместное предприятие, подразумевающее создание стационарного производства на той или иной территории, необходимо определиться с количеством обслуживаемой техники - стоит ли, грубо говоря, ради такого количества заводской забор городить, или мобильных комплексов такому количеству за глаза хватит. Когда же Григория Чайку спросили о том, как "Росооборонэкспорт" относится к тому, что на вооружении постсоветских республик состоит не только российская, но и западная военная техника, он ответил следующее: "Вопрос (о возможности послепродажного обслуживания военной техники производства западных стран с помощью данной системы – прим. авт.) не решен, он прорабатывается. Нам для этого необходимы исходные данные зарубежной техники. Мы не требуем секретов, для того, чтобы создать такое производство под зарубежную технику, мы хотим только исходные данные в объеме эксплуатационной документации. При выполнении этого условия это вполне возможно: если будут эксплуатационные данные, тогда нужно подгонять контрольно-диагностическое оборудование, технологическую оснастку. Но опыт такой есть", - заключил он.

Игорь Воротной, Астана 

Фото: Newskaz.ru

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться