Казахстан оказался в восьмерке лучших среди 113 стран мира по индексу развития образования. По данным фонда ЮНЕСКО, только в 2016 году охват образованием детей от 1 года до 6 лет составил 64,1%, от 3 до 6 лет – 85,8%, тогда как в 2009 году эта цифра не превышала 37%. Такими данными с abctv.kz поделилась специалист по вопросам образования Кластерного Бюро в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане Лина Бенете.
В этом году, заметила специалист, фондом ЮНЕСКО было проведено еще одно интересное исследование "Обучение на протяжении всей жизни (ОПВЖ) в Центральной Азии", где внимание было уделено доступности и качеству не только высшего, технического и профессионального образования (ТиПО), но и неформального и непрерывного образования для взрослых. По словам эксперта международного фонда, на сегодняшний день это направление является важной частью образовательной политики многих стран ОЭСР. И к 2050 году подавляющая часть образовательных программ будет связана именно со взрослым населением.
Выяснить ситуацию в Казахстане вызвались специалисты Ассоциации "образование для всех". Одна из экспертов организации, Валентина Белослюдцева напомнила, что еще 20 лет назад в докладе комитета по культуре и образованию Совета Европы было сказано, что формальное образование больше не в состоянии отвечать на вызовы современного мира, используя только собственные ресурсы и достижения, и что оно должно быть улучшено неформальной образовательной практикой.
Тогда, уточнила эксперт, в Казахстане все рекомендации были учтены и даже отражены в Законе "Об образовании" - в перечень образовательных программ было включено дополнительное образование. Правда, всего лишь дополнениями и обновлениями в 2011, 2015 и 2017 годах. И если изначально все программы были ориентированы исключительно на детей, пять лет назад ситуация изменилась - были приняты типовые правила по деятельности организаций дополнительного образования для взрослых.
"Если бы все секторы образования действовали как одна целостная система, можно было бы говорить, что такая система будет средством решения для многих проблем, и не только образовательных, но еще экономических, и развития человеческого капитала. Но, к сожалению, мы пока не можем говорить, что у нас такая целостная система есть, потому как приоритет сделан больше на формальную систему, тогда как в Казахстане существует огромная потребность взрослых в дополнительных источниках и ресурсах образования", - отметила эксперт.
Исследование ЮНЕСКО, как уточнила представитель Ассоциации "Образование для всех", как раз направлено на определение факторов, препятствующих равному доступу молодежи и взрослых, особенно из сельских регионов, к качественному дополнительному (неформальному) образованию.
К слову, в пилотном опросе ЮНИСЕФ приняли участие семь групп респондентов: семь экспертов национального уровня от министерства образования и науки, министерства труда и социальной защиты, министерства юстиции, национальной палаты предпринимателей "Атамекен", комитета статистики министерства национальной экономики, национального центра переквалификации "Өрлеу", восемь экспертов областного уровня от департамента образования и органов занятости, а также руководители 17 университетов, 18 колледжей, 16 филиалов национального центра переквалификации "Өрлеу", четыре центра обслуживания местного сообщества и всего лишь шесть учебных центров из 100 планируемых. Кроме того, в исследовании приняли участие и сами клиенты учебных центров - всего 45 обучаемых.
В Ассоциации выяснили: сектор неформального образования заполняется огромным количеством негосударственных провайдеров, включая частный бизнес, неправительственные и религиозные организации, молодежные структуры, профсоюзы и политические партии. Все они предлагают взрослому населению страны досуг и обучение: различные семинары, курсы ПК и переподготовку, обучение на рабочем месте, индивидуальные консультации, репетиторство, наставничество, а также культурно - просветительские мероприятия.
По неофициальным данным, которые озвучила Валентина Белослюдцева, если в 2009 году в стране насчитывалось 15 тысяч различных учебных центров, на сегодняшний день их количество посчитать просто невозможно - оно ежедневно растет. И, как выяснилось в ходе исследования, официальной статистики и аналитики качества обучения в секторе неформального образования нет. Процедуры лицензирования, сертификации, аттестации и аккредитации краткосрочных программ Законом "О лицензировании" не предусмотрены, благодаря чему этот бизнес благополучно процветает в тени.
"Мы просили и акимат, и министерство юстиции сообщить нам данные хотя бы по количеству зарегистрированных учебных центров. На что нам ответили, что такой информацией не владеют. Из чего мы сделали вывод - раз уж нам минюст не может дать конкретную информацию, что можно требовать от областных акиматов. Учета нет, и это одна из главных проблем", - рассказала эксперт.
Практически все респонденты сошлись во мнении: учебные центры в Казахстане ведут бесконтрольную, стихийную и "непрозрачную" деятельность. Неформальное образование в Казахстане они назвали дорогостоящим и недоступным, зачастую некачественным, а программы однотипными и не всегда актуальными. За исключением программ национальной палаты предпринимателей "Атамекен".
"Курс по бизнес-менеджменту стоит 300-400 долларов. Какой житель сельской местности может себе позволить такое обучение? Хотя, наверняка, многим хотелось бы получить эти знания. К сожалению, обучение взрослых мы пока не можем назвать безбарьерным", - отметила эксперт.
В числе прочих слабых сторон респонденты отметили: несопоставимость имеющейся информации с международными подходами, недостаточность специалистов-профессионалов-тренеров по работе в сфере межкультурной коммуникации, отсутствие информационной поддержки НФО, направленной на продвижение образовательных услуг для взрослых, на разъяснение выгод и преимуществ инвестирования ресурсов в обучение, а также недостаточную информированность населения о программах технического и профессионального обучения.
По результатам исследования авторы сделали вывод: Казахстану необходимо провести структурно-системный анализ перспектив и реалий развития неформального образования, а также разработать концепцию и программу развития этого направления, доработать пакет нормативно-правовых актов в этой сфере, внедрить международный опыт обучения взрослых.
"Нам повезло, что мы в рамках ЮНЕСКО провели это исследование, пусть и избирательное. Но я считаю, что нужно делать это на национальном уровне, тогда нам представится общенациональная картина: в какой степени интегрировано неформальное образование в общую систему и можно ли вообще говорить о целостности системы образования. Только в этом случае можно принимать соответствующие политические решения", - поделилась своим мнением Валентина Белослюдцева.
По словам Лины Бенете, в Казахстане ситуация лучше, чем во многих постсоветских странах. В Кыргызстане это направление помогают развивать международные организации, такие как DVV International, тогда как в Таджикистане даже советские дома культуры практически не функционируют, а в Узбекистане неформальное образование связано только с сохранением культуры.
"Государство должно изучать международный опыт и развивать свои стратегии сфокусированно на регионы. Нужно привлекать местное сообщество и частный сектор, создавать учебные центры, поддерживать в финансовом плане. Надо понимать, что кто-то может заплатить за свое обучение, а у кого-то этой возможности нет. Мы считаем, что государство должно помогать таким людям, предоставлять возможности. Это важно прежде всего для экономического развития страны", - заключила эксперт ЮНЕСКО.
Алина Альбекова