S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "BBB-/А-3". Прогноз изменения долгосрочных рейтингов – "Стабильный". Кроме того, агентство подтверждает рейтинг Казахстана по национальной шкале – "kzAAA". Оценка риска перевода и конвертации валюты для казахстанских несуверенных заемщиков остается на уровне "BBB".
"Прогноз "Стабильный" по суверенным рейтингам Казахстана отражает наши ожидания того, что в ближайшие два года фискальные и внешнеэкономические показатели Казахстана останутся сильными. Мы также ожидаем преемственности проводимой политики при новом президенте Казахстана", – отмечается в сообщении агентства.
Внеочередное подтверждение рейтингов и их публикация обусловлены резким снижением цен на углеводороды и пересмотром ценовых допущений S&P Global Ratings на 2020-2021 гг.
"Мы ожидаем, что снижение цен на нефть в 2020 г. негативно повлияет на экономическую активность. По нашим прогнозам, рост ВВП РК в реальном выражении составит 2,9% главным образом на фоне роста ненефтяного сектора, поскольку мы ожидаем лишь небольшого увеличения объемов добычи нефти. Рост в ненефтяном секторе был основным фактором экономического роста в 2019 г., составившего 4,5%. Более низкие цены на нефть и слабые показатели основных торговых партнеров Казахстана обусловят снижение темпов роста экономики, однако текущее и ожидаемое в дальнейшем фискальное стимулирование со стороны правительства поддержит экономику страны", – отмечают аналитики S&P.
По их оценкам, консолидированный бюджет расширенного правительства будет исполнен с дефицитом в размере 6,8% ВВП в 2020 г. – после дефицита в размере 0,6% ВВП в 2019 г. Несмотря на недавнее увеличение ненефтяных доходов, связанное с введением нового налогового кодекса, в течение периода нашего прогнозирования совокупные доходы бюджета по-прежнему будут зависеть от показателей нефтяного сектора.
"По нашим оценкам, государственные расходы увеличатся в 2020 г. относительно уровня, запланированного в текущем бюджете, что будет связано с планами правительства по продолжению бюджетного стимулирования и поддержанию экономического роста. В 2021-2022 гг. бюджет, скорее всего, будет исполняться с небольшим дефицитом, после чего мы прогнозируем профицит бюджета – на фоне повышения цен на нефть и прекращения действия правительственных программ поддержки", – считают в агентстве.
Правительство Казахстана является нетто-кредитором и, несмотря на прогнозируемые дефициты бюджета, ожидается, что чистые активы правительства будут превышать его долговые обязательства в среднем примерно на 9% ВВП в 2020-2023 гг. Объем государственного долга составил 23% ВВП в конце 2019 г. В S&P прогнозируют увеличение этого показателя примерно до 29% ВВП в 2020 г. вследствие роста потребностей в финансировании и снижения курса национальной валюты, учитывая тот факт, что около 30% долга номинировано в иностранной валюте. Процентные расходы правительства по-прежнему будут составлять в среднем чуть более 5% доходов в период прогнозов S&P.
"По нашим оценкам, ликвидные активы расширенного правительства будут составлять в среднем около 37% ВВП и будут представлены главным образом активами Национального фонда (НФРК), которые преимущественно инвестированы за рубежом", – считают в агентстве.
В S&P отмечают, что более свободно плавающий обменный курс позволит экономике Казахстана подстраиваться к меняющимся условиям с учетом давления со стороны внешних факторов, связанных со снижением цен на нефть, например за счет естественного снижения спроса на импорт. После резкого снижения цен на нефть национальная валюта обесценилась примерно на 15% по отношению к уровню, наблюдавшемуся год назад. В целях снижения риска повышения инфляции и защиты активов, номинированных в национальной валюте, на внеплановом заседании Национальный банк (НБРК) принял решение о повышении ключевой ставки на 2,75%, до 12%. 10 марта 2020 г. НБК также начал проводить валютные интервенции, продавая доллары США на валютном рынке, в качестве ответной меры на снижение курса национальной валюты. Аналитики агентства ожидают, что НБРК продолжит валютные интервенции для предотвращения резкого снижения курса тенге.
"При этом, как мы полагаем, центральный банк не намерен поддерживать обменный курс, отмечавшийся до падения цен на нефть", – подчеркивают там.
Резкое обесценение тенге обусловливает риск повышения долларизации экономики и ограничения гибкости денежно-кредитной политики.
В агентстве также опубликовали два сценария развития для изменения рейтингов.
Негативный сценарий
Продолжительное и резкое снижение цен на нефть или сокращение объемов добычи нефти до более низкого уровня, чем мы прогнозировали, могут оказать давление на уровень рейтингов в ближайшие два года, если они приведут к ухудшению внешнеэкономических показателей Казахстана. Это может произойти, если совокупные потребности страны во внешнем финансировании превысят 100% поступлений по счету текущих операций (СТО) плюс доступные резервы. S&P может понизить рейтинги Казахстана в случае повторного возникновения дестабилизирующих факторов, например значительного повышения долларизации депозитов резидентов.
Позитивный сценарий
"Мы можем повысить рейтинги, если будем отмечать ощутимую передачу значительной части полномочий кабинету министров и парламенту Казахстана в соответствии с предложениями в рамках конституционных изменений, принятых в марте 2017 г. На наш взгляд, это может способствовать повышению эффективности проводимой политики.
Наша оценка эффективности государственной и денежно-кредитной политики может повыситься вследствие значительного улучшения показателей банковской системы, например, связанного с дальнейшим повышением качества регуляторного надзора или сокращением объема кредитования связанных сторон", – сообщается в отчете РА.
Жанторе Касым