Не обошла эта участь и казахстанские кинотеатры, вместе с рядом голливудских тентполов свои премьеры до лучших времен отложили большинство отечественных продюсеров. Однако зрителя в кинотеатры нужно возвращать, и Государственный центр поддержки национального кино в грядущем году внесет свою лепту в реабилитацию кинопроката.
Сегодня казахстанские кинотеатры учатся жить в новой реальности. С ограничениями по загруженности залов, количеством сеансов и выполнением всех санитарных требований. Пессимизм, охвативший участников кинорынка во время жарких дискуссий, сегодня сменился на осторожно-оптимистический настрой. И вопреки всему казахстанцы продолжили с удовольствием ходить в кино.
Кино сегодня: режиссеры, к станку!
А между тем в отрасли ведется постоянная работа над расширением меню для киногурманов. И речь прежде всего о казахстанском контенте. Сегодня, когда санитарная служба немного ослабила хватку, операторы вновь взялись за камеры, а актеры отправились в гримерные. Только по проектам – победителям двух питчингов Государственного центра поддержки национального кино возобновлены съемки 51 картины, среди которых художественные фильмы, дебюты, анимация, авторское и короткометражное кино.
Для информации: на сегодняшний день киноцентр провел два питчинга – конкурса на получение государственного финансирования кинопроектов, претендующих на признание их национальными фильмами. Алгоритм участия в питчинге следующий: сначала проекты проходят предварительный отбор в самом киноцентре, после чего соискатели приглашаются на питчинг, который проводит экспертный совет. Пятнадцать профессионалов, среди которых режиссеры, продюсеры, сценаристы, критики, прокатчики, заранее читают сценарии, изучают сметы, а затем на питчинге определяют наиболее качественные с их точки зрения проекты. Сам питчинг проходит, кстати, в открытом режиме онлайн-трансляции. Затем отобранные заявки направляются в межведомственную комиссию, состоящую из представителей госаппарата, депутатов, руководителей министерств. Здесь обсуждается идеологическая и финансово-экономическая составляющая самих проектов. И уже после рекомендаций межведомственной комиссии министерство культуры и спорта утверждает финальный список фильмов, которые получат финансирование. Таким образом, более 30 человек задействовано в вынесении финального решения.
"Что касается самих проектов, то сегодня на государственную поддержку в равной степени могут рассчитывать как авторские или арт-хаусные картины с потенциалом для участия в кинофестивалях, так и коммерческие фильмы, ориентированные на широкого зрителя. В приоритете, безусловно, профессионализм авторов и художественная ценность проектов", – подчеркнул заместитель председателя правления по производству НАО "ГЦПНК" Айдар Баталов.
С дохода от проката фильмов киноцентр получит 20% для дальнейшего развития киноиндустрии. Также предоставляются субсидии для зарубежных кинокомпаний, которые снимают в Казахстане. В этом случае в бюджет идет 70% от потраченных средств на территории Казахстана, а 30% возвращается зарубежным коллегам.
Крупнейшим бенефициаром по результатам второго питчинга стала киностудия "Казахфильм", получившая поддержку сразу нескольких проектов на общую сумму около миллиарда тенге. Всего на производство картин второго питчинга выделено порядка шести миллиардов тенге.
Фигура вторая. Печальная
Пандемия коронавируса, бесспорно, нанесла серьезный удар по всей киноиндустрии, что, конечно, отразилось и на работе киноцентра – были приостановлены съемки всех фильмов.
"Но, самое главное, ни закрытые кинотеатры, ни отложенные премьеры, ни удар по работе кинопроката не смогли выбить из колеи казахстанских кинопроизводителей. И сейчас наши картины уже начинают уходить в активный съемочный период. Что касается непосредственно проката, думаю, здесь еще рано подводить итоги. Но замечу, что картина "Каникулы off-line – 2" – первый фильм, созданный при содействии киноцентра. Он очень успешно прошел в отечественном прокате", – отмечает Айдар Баталов.
Работа по производству кинопроектов продолжается, и в настоящее время кинопроизводственные компании проводят съемки при строгом выполнении всех правил и требований санитарных служб.
"Разработанные киноцентром положения по съемкам в период пандемии должны реально исполняться, – подчеркнул Айдар Баталов. – Основной наш месседж – донести рекомендации до всех участников съемочного процесса. И здесь прежде всего хотелось бы сказать о работе ответственных людей, которые будут контролировать исполнение всех санитарных норм на площадке. Но, по большому счету, это вопрос нашей личной осознанности, насколько каждый из нас готов беречь себя и своих коллег. Надо помнить, что сейчас каждый, кто может заразить свою съемочную группу, ставит под угрозу кинопроизводство во всей республике, ведь из-за одного очага могут закрыть все картины, находящиеся в производстве. И я уверен, что в этом никто не заинтересован", – высказался заместитель главы киноцентра Айдар Баталов.
Не секрет, что во всей сфере культуры в стране прошли сокращения бюджетов. И не только в культуре, но также в спорте, туризме, науке, в целом экономике республики. Вопрос в том, что часть проектов будет не просто урезана, а вовсе не реализована, стоял очень остро. Как рассказали представители киноцентра, были проведены переговоры с каждым производителем, победившим на питчинге, многие пошли навстречу, сократив бюджеты от 5% до 25%. В итоге удалось сэкономить 642 миллиона тенге из общего бюджета.
Посткарантинное киноменю
По итогам второго питчинга киноцентра, помимо большого количества дебютов, короткометражных, авторских и анимационных картин, запуск получил ряд проектов с большим коммерческим потенциалом и расчетом на широкую зрительскую аудиторию, о которых мы бы хотели рассказать подробнее.
Открывает линейку потенциальных отечественных блокбастеров один из самых плодовитых казахстанских комедиографов Аскар Бисембин, который в 2020 году завершил работу над картинами "Агент под прикрытием: Келинка" и "С Новым годом, подруги". Сотрудничая с киноцентром, Бисембин немного отклонится от привычного курса и создаст комедийную мелодраму "Билет из рая", которую сам автор называет очень "личным" проектом. Автором идеи выступила дочь Аскара, Камилла, которая задала режиссеру вопрос: "Что бы ты сказал своему отцу, если бы он был жив?" Собственно, именно это и случится с главным героем картины: в один из самых тяжелых моментов своей жизни он встретит отца, который ушел из жизни 20 лет назад.
Не менее лирическое кино – мелодраму "Адам и Алма" – планирует создать еще один экс-кавээнщик Аскар Узабаев. Судьба яблоневого сада, который 30 лет выращивал отец главного героя, в одночасье прекращается, когда Адам решает продать землю, полученную в наследство, чтобы расплатиться с долгами. Покупатель участка – крупная строительная компания – никак не пытается сохранить сад, а вырубает его для дальнейшего возведения на месте сада курорта. Деньги берут верх над историей знаменитых алматинских яблок. Получается, что ни для кого многолетний труд селекционеров не ценен, кроме работников сада. Но они не в силах противиться воле владельца земли. Здесь происходит главная трансформация героя. Адам осознает, что едва не сгубил дело своего отца, в герое просыпаются благородные качества, и он делает выбор – решает возобновить сад и продолжить семейный подряд по выращиванию уникальных сортов яблок. Съемки картины пройдут в Алматинской области, а главные роли в картине должны исполнить Берик Айтжанов и Альмира Турсын.
Вдохновившись успехом фильмов "Богемская рапсодия" и "Рокетмэн", режиссер Айдын Сахаман взялся за историю, которая уже давно просилась на большие экраны. Биографическая мелодрама с элементами мюзикла "Дос-Мукасан" расскажет о становлении и популярности одного из самых культовых музыкальных коллективов в истории страны, чьи песни поют уже несколько поколений казахстанцев.
Постановщик обещает нестандартный подход к постановке биографического кино и искусное вплетение шлягеров группы в повествование картины.
Мадина Ерик
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!