Саодат, почему вы взялись за эту легенду?
Я бы этого никогда не сделала, если в ней не было выхода к современности. Это попытка соединить древний миф и современность и даже заглянуть будущее. В фильме дан не только портрет Коркыта. Я перечитала повесть-сказку "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, в которой поднимается вопрос смерти и бессмертия. И мальчик, и смерть, и Коркыт – все они соединяются в одном персонаже. Мне даже казалось, что я сняла работу про Маленького принца в степи. Ее можно и так интерпретировать. А может быть это вообще последний человек на Земле? Так же тоже можно прочитать эту работу.
Вы снимали место действия легенды, степные кладбища и Байконур. Каковы ваши впечатления?
Мы снимали на захоронении Ишан-Марал, это красивое древнее тюркское, казахское кладбище. Я часто снимаю в святых местах и техника там обычно перестает работать. Я объясняю это с рациональной стороны и связываю с природным магнетизмом. Так мне кажется. Что-то подобное там должно быть. Ведь святые места не устраивались просто так. Их не просто так определяли, в них должна быть магнетическая сила. Это место меня тронуло. Мы не знали сможем ли мы проехать на Байконур. Зато несколько раз ездили на Ишан-Марал.
У шаманов, а Коркыт тоже считается первым шаманом, меняется температура тела, когда они камлают. Температура тела поднимается, становится горячее. И у меня было ощущение, что возникает что-то теплое, яркое и огненное. На захоронении Ишан-Марала я разговаривала с шаракшы, человеком, который сморит за этим местом. И он мне сказал, что здесь каждую пятницу свет выходит из земли, крутится и уходит. Для меня такие сигналы были подтверждением того, о чем я думала перед поездкой. Эти знаки, я потом интегрировала в работу. И у меня, конечно, было много сомнений относительно света, который выходит из земли и начинает путешествовать в последней части фильма.
Ну и, конечно, наконец удавшаяся поездка на Байконур была очень интересной. Да, я понимаю, откуда человек отправился в космос и все это достоверно. Но это место больше оставляет ощущение фикции – музея, или даже аттракциона, или площадки, построенной для кино.
Там много историй, там много еще можно снимать. Есть о чем размышлять. Я думаю, что не просто так там все это произошло. Поэтому вы видите в видеоарте горизонтальность степи, которая превращается в вертикаль при взлете ракеты. Благодаря этому степь приобретает особую символику и значение. Это можно связать с темой захоронений в степи. Казахи были кочевым народом, они не строили и не оставляли городов, но зато оставляли кладбища в степи. Это интересная, как мне кажется, тема.
Как вы смогли извлечь звуки, использованные в фильме?
Я записывала естественные звуки степи. Я не звукорежиссер, я не обладаю особыми знаниями по звукорежиссуре. У меня был тактильный микрофон. Когда вы прикладываете его к земле, или к растениям, то слышите их вибрацию. Больше никаких хитростей не было. Остальное скорее пост-продакшн, когда вы сидите и работаете над звуком с программой в студии.
У меня была звуковая часть, связанная с кобызом. Этот инструмент придуман согласно легенде Коркытом. В фильме есть момент, где слышен кобыз, но издали. Я это сделала для того, чтобы его звук просто прозвучал. Мне достаточно даже, если об этом знаю только я. Больше использовать кобыз я не смогла потому, что в традиционной музыке, в традиционных инструментах есть такая черта – они моментально захватывают вас в свой мир. Там нет свободы, ты уже подчиняешься этому инструменту, той памяти, той информации, которую несет в себе инструмент. Поэтому я не рискнула его использовать.
Как вы выбирали цвета в фильме?
Что касается цвета, то это был мой реверанс казахстанскому художнику Сергею Маслову. У него есть замечательные работы, голубая и синяя серии. На самом деле, я рисовала фильм, смотря на его картины. Как будто продолжала его творчество, его исследования. Он был чувствителен к этой теме и этим цветам. Его работа о странствиях между звездами называлась "Звездный кочевник", Astral Nomads. "Два горизонта" вдохновлены творчеством Сергея Маслова. Картина также вдохновлена левитирующим Коркытом, космическим путешествиями и создателем космонавтики Константином Циолковским.
Вы планируете развивать эту тему дальше?
Когда я делала эту работу, то поняла, что кобыз остался не у дел, что я недостаточно уделила внимания этому древнему и загадочному инструменту. У меня возникло чувство ответственности за этот инструмент. Теперь я хочу сделать перформанс, посвященный кобызу. Это будет моноспектакль, в котором два музыканта, один традиционный, а второй электронный, будут создать двойное пространство, сплетенное из глубокой древности и нашей современности. И еще я бы хотела поработать с телом с помощью танца. Я вижу его как современный танец, связанный с текстом. Это может быть текст последнего человека на Земле. Или текс первого человека. Это может быть прощанием с Землей.
Ольга Власенко
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!