Член президиума НПП "Атамекен", основной владелец холдинга Raimbek Group Раимбек Баталов рассказал о способах, которые помогут легализовать почти миллион наемных работников в сфере торговли, услуг и HoReCa. Сейчас все эти люди получают зарплату в конвертах, не имеют налоговых и пенсионных отчислений, и в целом их можно назвать социально незащищенными. При этом официально трудоустроенным оказывается лишь каждый пятый, считает Раимбек Баталов. Он выступил одним из спикеров на инвестиционном форуме "Караваны возвращаются" в конце прошлой недели.
Торговля и услуги занимают в Казахстане больше 26% ВВП, и большая часть приходится как раз на малый и средний бизнес. По официальным данным Комитета госдоходов, в стране зарегистрировано 213 тыс. ИП (индивидуальные предприниматели) в сфере торговли и услуг, а официально наемных сотрудников всего 197 тыс. Но это официальные данные.
"Мы видим, что более 70% оборота в торговле и услугах – это именно МСБ. Более 80% субъектов в розничной торговле и услугах – это малый бизнес. И более миллиона сотрудников – активная часть, но они социально незащищенные – нет ни пенсионных отчислений, ни других, и это серьезная проблема. Нет стабильности, и зарплату получают в конвертах. Но пока, к сожалению, со стороны государства нет такой концепции, которая бы конкретно формулировала стратегию этой экосистемы, которая позволит действительно улучшить качества жизни. И вот Елбасы (Нурсултан Назарбаев) неоднократно ставил эту задачу – улучшать качество жизни. Но это не получится без улучшения торговой среды. На сегодня концепция очень серьезно прорабатывается", – отметил Раимбек Баталов.
Налоги-пряники, налоги-печеньки
Помимо, по сути, бесправных сотрудников, в тень уходят доходы. К примеру, объем розничной торговли по итогам 2017 года, по данным Комитета государственных доходов, составил 4 трлн тенге. А по статистическим данным Комитета статистики, более чем в два раза больше, то есть 8,8 трлн тенге. В то время как по экспертной оценке цифры еще выше.
"Мы сделали большие исследования, они за 20 лет не проводились. Например, по розничной торговле наши оценки, что общий товарооборот порядка 15 триллионов. Если вычесть те четыре триллиона, которые у нас официально, то получается, что у нас около 10 триллионов – это та сумма, которая ходит в тени и которую можно только, подчеркиваю, пряниками для МСБ стимулировать к легализации", – считает бизнесмен.
Пряниками Баталов называет в первую очередь снижение налоговой нагрузки на мелких предпринимателей. Так, налог для работающих по "упрощенке" предлагается снизить до 1%. Тогда розничная торговля из 90% кэша пойдет в онлайн.
"Шымкент нам поможет апробировать все изменения. У нас группа приезжала и делала маркет-тур. Сделали исследования, и суть их пока не для прессы, а для внутреннего обсуждения. Мы несколько идей предлагаем. Это снижение налога "упрощенщиков" до 1% и снижение налога по ФОП до 5%. Это для специальных налоговых режимов. И потенциал здесь огромный", – считает Раимбек Баталов.
Цифра – враг тени
Но главным инструментом выхода из тени специалисты называют цифровизацию МСБ. И хотя мелкие предприниматели предпочитают работать по старинке, как говорится, по тетрадке, все же эффективность бизнеса, основанного на системе учета расходов и доходов, сложно переоценить. Плюс – в строго учитываемом бизнесе меньше воруют, отметил Баталов, намекая, что подобные проблемы с персоналом всегда были и есть, а вот поймать за руку вора, делая бизнес по тетрадке, практически невозможно.
При этом торговцы при отказе приобретать кассовые аппараты, устанавливать специальные программы на компьютер ссылаются, как правило, на сложность, дороговизну и потерю времени. В "Атамекене" обещают продавить и эти барьеры.
"Да, это сложно – в течение одного или трех месяцев быть в этой зоне некомфорта. Но поверьте, что малый бизнес, который перешел на цифру, он точно более эффективен. Безусловно, для этого необходима и государственная инфраструктура, мы на эту тему работаем. Даже элементарная регистрация ККМ (кассовый аппарат) – это серьезнейшаяпроблема, потому что надо идти в четыре инстанции. Мы эти сложности видим и помогаем государству сейчас решать эти вопросы. Поэтому государственная инфраструктура требует очень серьезных изменений", – сказал предприниматель.
Чек не нужен?
Тормозит выход из тени в торговой среде и равнодушие потребителей. Несмотря на активное развитие карточной системы и то, что многие банки второго уровня и крупные компании внедрили электронные кошельки, безналичный расчет и кэшбек, покупатели по-прежнему предпочитают платить за товары и услуги наличкой.
"Чтобы население действительно начало мотивированно требовать чеки, именно фискальные, сейчас в Правительстве обсуждается важная идея – это налоговый кэшбек. Если человек покупает, неважно, в кэш или по безналу, и берет фискальный чек, то по этому фискальному чеку он получает ориентировочно – это обсуждается – 1% кэшбека. Там, безусловно, будут какие-то ограничения, но это будет серьезным стимулом. Кроме этого, рассматриваются кардинальные изменения по теме лотереи. Например, чтобы в Шымкенте разыгрывали квартиры и машины тем, кто взял фискальный чек", – говорит Баталов.
Также в разработке находится проект прозрачного пути товара от производителя или импортера до потребителя. Помимо существующих инструментов Минфина (электронная счет-фактура, например), ведутся переговоры по внедрению специальной маркировки.
Стоит отметить, что "динозавров" отечественного бизнеса, которые выступили лекторами на прошедшем в Шымкенте инвестиционном форуме "Караваны возвращаются", волновал вопрос знаний представителей как малого, так и среднего бизнеса. К примеру, владелец "Шымкент-Плаза" Серик Тульбасов призвал перед решением начать свой собственный бизнес лет пять поработать в крупной и успешной компании. А Раимбек Баталов, компания которого существует с 1992 года, не меняя названия, предложил устраивать обучающие курсы и для действующих предпринимателей, а не только для начинающих.
Мира Бахытова, Шымкент