Производственная мощность пимокатного цеха составляет 420 квадратных метров. Несмотря на то, что продукция продается только в зимнее время, работа здесь кипит круглогодично.
Предприниматель Николай Костенко валяльному мастерству научился, когда работал в районном быткомбинате. А после его закрытия задумался о собственном деле. С нуля построил цех, склады и продолжил пимокатное производство.
"Я весь процесс знал. Приобрел оборудование прекративших свою деятельность предприятий: Семипалатинской камвольной фабрики, фабрики ПОШ. Один только станок мне обошелся в 10 тысяч долларов США. Примерно так же стоит и чесальная машина. Сейчас цех полностью оборудован. Не могу сказать, сколько вложено. Но все это за счет собственных средств. Большая часть работы в цехе выполняется вручную. Так называемая ручная катка", – говорит он.
Технология мокрого валяния, по его словам, в современном мире используется редко. Хотя изготовленные таким образом самокатки можно носить годами. Фабричные же валенки промышленной валки такой прочностью не обладают, говорят эксперты. Они намного жестче и тоньше валенок ручной работы и быстро изнашиваются.
По дедовской технологии
На предприятии трудятся шесть мастеров, в основном это женщины. Процесс довольно трудоемкий, говорит предприниматель Николай Костенко. Валяют изделия вручную. Этим и ценятся местные пимы. На производство только одной пары обуви уходит четыре дня. Здесь нужен, можно сказать, творческий подход.
Технологический процесс пимокатания выглядит так: на нарисованную специальную форму накладывают необходимое количество вычесанной шерсти, чтобы везде было в нужных пропорциях, затем выкатанный валенок кипятят, прокипяченные определенное время изделия набивают колодками, тянут, подгоняют, катают, а после помещают в сушку.
Сырье свыше 10 тонн шерсти закупается в восточноказахстанских крестьянских хозяйствах. В день на предприятии изготавливают до 12 пар валенок. Хотя, говорит Николай Костенко, можно и по 30 пар валять.
Как таковых крупных заказов нет, рассказывает предприниматель, поэтому, чтобы не оставались валенки на складе, продукция производится в небольших объемах.
"В год производим до двух-трех тысяч пар обуви. Сдаем под реализацию на рынки. В Семей и Усть-Каменогорск возим. К сожалению, бывает, что нас "кидают". Бывает, что изготовим 2000, а продаем только 500. По цене 5000 тенге. Наша наценка где-то 500 тенге. Хотелось бы, чтобы местные власти поддержали. Нам не нужен кредит, нужны заказы", – говорит предприниматель Николай Костенко.
По словам бизнесмена, производственная мощность позволяет им изготавливать в три раза больше продукции.
Между тем районные чиновники гордятся данным производством, но ничем помочь предпринимателю не могут.
"Раньше к нам возили из России валенки. Поэтому производство пим важно для района, предприниматель снабжает не только район, но и города. Наши пимы качественные. Реализовывать продукцию, правда, тяжеловато, конкуренция", – сказал руководитель отдела предпринимательства промышленности и туризма Бородулихинского района Жаркын Жолдыбеков.
Основную конкуренцию составляет ТОО "Роза-валяльно-войлочный комбинат", расположенный в Семее. Продукция предприятия пользуется спросом не только в Казахстане, но и за ее пределами. На сегодня ассортимент продукции компании довольно разнообразен. Предприятие выпускает современную войлочную обувь 11 видов. Развить ТОО, по словам руководства, помогла государственная программа "Дорожная карта бизнеса – 2020". Благодаря полученным льготным кредитным средствам было закуплено новое оборудование. В итоге весь процесс стал автоматизированным, начиная от полного закрытого цикла глубокой обработки шерсти до получения высококачественного войлока и конкурентноспособной войлочной продукции. В компании отмечают, что товар изготовлен из 100%-ной шерсти. 70% продукции, в основном, классические валенки, приобретают крупные компании, военные организации.
Жанар Асылханова, ВКО