Баннер втб
RU KZ
Систему госфинансирования кинопроизводства ждёт реформа

Систему госфинансирования кинопроизводства ждёт реформа

07:00 20 Сентябрь 2018 5812

Систему госфинансирования кинопроизводства ждёт реформа

Автор:

Айсулу Тимурова

Фото: 24.kz

Минкультспорт предлагает миллиардные налоговые льготы, новый канал доставки денег и градацию фильмов по объёмам господдержки кинопроизводителям.

Министерство культуры и спорта (МКС) задумало масштабную реформу государственной поддержки кинематографии в Казахстане. Речь идёт о налоговых льготах, создании нового центра по распределению госсредств на кинопроизводство, а также новой модели госсофинансирования. Такие новеллы заложены в законопроектах «О кинематографии» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кинематографии», рассмотренных в среду, 19 сентября, в ходе пленарного заседания мажилиса в первом чтении.

Закон, по словам главы МКС Арыстанбека Мухамедиулы, направлен на поддержку производства национальных фильмов; обеспечение широкого его проката; выход на международный рынок, в том числе за счёт совместного кинопроизводства и создания копродукции с ведущими кинокомпаниями мира.

Миллиардные фискальные льготы

Ключевым пунктом законопроекта является освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) производства фильмов, местом реализации которых является Казахстан. По данным государственной статистики, за 2017 год на производство кино-, видеофильмов, ТВ-программ и музыкальных записей потрачено почти 27 млрд тенге, что на 42% больше, чем в 2016-м. Не трудно подсчитать, что потенциально льгота составит до 3,2 млрд тенге. Для сравнения, ежегодно госбюджет тратит на кинопроизводство 5-6 млрд тенге.

Кроме того, вводится единая информационная система учёта проката фильмов. Пока роль государства в этом направлении ограничена одной функцией – выдачей прокатного удостоверения на фильм и присвоением ему возрастного индекса. Нет единой базы по количеству ввозимых на территорию страны фильмов, периодичности и приоритетности их показа. Нет единого источника информации по количеству ежедневных сеансов, проданных билетов, градации числа зрителей. Поэтому не приходится говорить об объективной картине на кинорынке и о реальных результатах кинопроизводственной и кинопрокатной деятельности.

«Мы несколько раз обсуждали, это вызывало нарекания со стороны режиссёров и зрителей – когда режиссер на презентации своего фильма приходит, зал полный, а когда приходит отчётность, кинопрокатчик говорит, что только 30 процентов было билетов продано. И, чтобы избежать таких моментов, мы хотим согласно закону создать единую систему. Это даст возможность контролировать электронную продажу билетов и обеспечить поступление налогов», – отметил Мухамедиулы.

Новая информационная система даёт возможность определить, какие кинокартины в каких странах имели успех. В России с её внедрением кинопрокат вырос с 12% до 25%, так как стала видна реальная картина. В Казахстане доля национального кино в прокате выросла практически вдвое – с 6% в 2014 году до 12,5% в 2018-м. Не исключено, что с её внедрением показатель вырастет ещё вдвое.

«Заключения по прокату фильмов даёт определенное агентство. Это в международном прокате очень влиятельные структуры. Кинорынок сразу реагирует на их показатели», – подчеркнул министр.

Председатель мажилиса Нурлан Нигматулин поддержал министра, отметив, что нужно в правовом поле обязать все кинотеатры ввести данную автоматизированную информационную систему. Это, по его мнению, поможет и в борьбе с пиратством.

«Поэтому все меры ответственности за непредоставление требуемых сведений, что касается прав кинопроизводителей и потребителей, должны быть определены в законе до второго чтения», – рекомендовал он.

Новый распорядитель госсредств на кинорынке

Другим важным аспектом законопроекта является создание при правительстве РК фонда поддержки национального кино в форме некоммерческого акционерного общества. Деятельность данной организации будет направлена на аккумулирование и распределение бюджетных и внебюджетных средств, выделяемых на кинопроизводство, прокат, показ и дальнейшее продвижение национальных фильмов. Одной из основных задач фонда будет рассмотрение и отбор кинопроектов по результатам открытого конкурса. Участие в питчинге смогут принять все независимые киностудии и продюсерские центры.

В этой роли новый фонд потеснит киностудию «Казахфильм», которая, по мнению министра Мухамедиулы, выполняет не свойственные для себя функции по распределению выделяемого финансирования. Теперь при фонде планируется создать специальный экспертный совет из числа специалистов в сфере кинематографии, который будет давать компетентное заключение по каждому кинопроекту. На основании заключения рекомендации о выделении финансирования будет давать межведомственная комиссия, созданная при правительстве.

«Пока по сложившейся практике при стопроцентном финансировании фильма режиссёр отдаёт свой фильм продолжительностью 150 или 200 минут. Но самая основная задача – выход на прокат и возврат средств, этот фонд непосредственно будет с самого начала отслеживать, как фильм будет продвигаться, сценарий писаться, заниматься прокатом этого художественного произведения. Фонд целенаправленно будет работать в этом направлении. В данное время прокат возложен на «Казахфильм» – огромная структура, которая занимается кинопроизводством, распределением, и действительно прокату абсолютно не уделяется внимания», – подчеркнул министр, отвечая на вопросы депутатов.

Обновлённая модель финансирования

Законопроект предлагает введение новой модели госфинансирования нацкино. Сегодня практически все картины финансируются в полном объёме, включая их прокат. Это серьёзно ограничивает число выпускаемых картин, а также их коммерческое продвижение на рынке, так как производитель, продюсер, творческая группа в ходе производства уже получили все свои гонорары.

Новая схема финансирования имеет чёткую градацию фильмов по объёмам их финансирования. Так, социально значимые фильмы будут финансироваться в полном объёме, до 100 процентов сметной стоимости. В первую очередь это детские фильмы, социальное кино, анимация, дебютные картины и исторические фильмы.

Фильмы совместного производства или копродукция будут финансироваться в пределах, предусмотренных соответствующими соглашениями о их производстве с зарубежными кинокомпаниями. Все остальные так называемые массовые, коммерческие фильмы будут финансироваться частично (от 10% до 70%), на условиях привлечения инвесторов и частных капиталов. При рассмотрении заявок одним из критериев отбора кинопроекта будет его финансовая обеспеченность со стороны производителя.

Не менее важное новшество законопроекта – впервые в рамках законопроекта предусмотрена возвратность затраченных государством средств. Теперь даже те, кто получает финансовую господдержку на производство социально значимых фильмов до 100%, будут обязаны осуществлять отчисления в фонд поддержки кино с доходов от проката в объёме 20%.

Остальные получатели будут возвращать финансовые средства в объёме, соразмерном процентному соотношению финансовой поддержки. Все возвратные средства будут направлены фондом на производство новых проектов, что позволит снимать большее количество картин.

Национальному кино пропишут критерии

Отдельное внимание в законопроекте отведено вопросам работы Госфильмофонда – обеспечению сохранности, оцифровке и продвижению киноколлекций. Причём МКС предлагает хранить фильмы, которым присвоен статус национальных. Пока такую функцию выполняет одна структура «Казахфильма», а сам фильмофонд находится не в лучшем состоянии. Мало того, до прошлого года в Казахстане были всего две оцифрованные картины («Наш милый доктор» и «Қыз Жібек»). На коммерческие фильмы, снятые за счёт частных инвестиций, норма по оцифровке и хранению не распространяется.

Так, в статье 13 законопроекта «Фильм признаётся национальным при совокупности следующих оснований: первое – это если он создан на высоком художественном уровне, способен удовлетворять духовные потребности народа, служить государственным интересам, а также узнаванию через киноискусство».

«Сегодня есть такое опасение: если остановиться на содержательной части, то по указанному критерию не всегда фильмы могут пройти национальную комиссию, чтобы получить статус. Но при этом они могут быть очень популярны у народа. То есть идеологическая составляющая на первый взгляд там может отсутствовать, но они могут быть очень востребованными зрителями. Примеры есть в недавней нашей с вами советской действительности. К примеру, фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Первая же комиссия нашла бы там целый ряд нарушений этических и гражданских норм. Это употребление в общественном месте, незаконное вторжение в чужую частную собственность», – перечислил Нурлан Нигматулин.

«…и самое главное – увёл чужую жену», – многозначительно продолжил министр.

В комиссию по отбору национальных фильмов необходимо включить не только чиновников, но и общественных деятелей, известных режиссёров, артистов, кинокритиков и депутатов Парламента, продолжил спикер нижней палаты.

По словам депутата мажилиса Шавхата Утемисова, за последние пять лет из бюджета на поддержку кино было выделено более 20 миллиардов тенге. В 2017 году в Казахстане было снято 36 полнометражных фильмов. Для сравнения, в 2010 году на экраны вышло 10 таких картин.

МКС ведётся разработка ТЭО создания «Астанафильма»

Для реализации законопроектов по вопросам кинематографии, по информации депутата Ирины Ароновой, с 2018 до 2020 года потребуется около 7,5 млрд тенге. Этим вопрос не ограничится, так как министерством тут же запрашиваются дополнительные средства. Как пояснил министр, речь идёт о небольшой сумме. Он обратил внимание на то, что в 2011-2012 годах ежегодно для производства кино выделялось 5-6 млрд тенге.

«Для примера могу сказать, что в той же России финансовая обеспеченность кино в 5,7 раза больше, чем мы сейчас выделяем. В других странах выделяются миллиарды долларов, и мы говорим, что хотим обеспечить национальное кино. Мы должны на эту сумму снимать и художественные, и документальные, и ещё и анимационные фильмы. В прошлом году мы сняли только два анимационных фильма, потому что сейчас большие средства направили для исторических картин «Алмас Кылыш» и «Томирис», – подчеркнул Арыстанбек Мухамедиулы.

В рамках развития киноиндустрии «Казахфильм» не будет справляться с наплывом предложений от крупных зарубежных компаний, которые, по словам министра, готовы приступить к работе в Казахстане сразу после принятия законопроекта. А потому планируется создать «Астанафильма», ведётся разработка соответствующего технико-экономического обоснования. Министр убеждён, что все расходы окупятся. В качестве примера он приводит «Мосфильм» и «Ленфильм», которые, не получая ни копейки из бюджета, являются высокодоходной структурой.

В Казахстане также высока потребность на создание кинопродукции, учитывая, что для создания музыкальных клипов и художественных фильмов отечественные артисты и режиссёры обращаются в Москву и Ташкент, где более высокая техническая обеспеченность.

Это особенно актуально, учитывая возможную приватизацию «Казахфильма». Сначала её планировалось провести в 2017-2018 годах, но благодаря депутатским запросам этот вопрос отодвинули до 2020 года. Министерство намерено придать компании статус свободной экономической зоны, тогда вопрос приватизации будет автоматически снят.

Минфин против возврата части инвестиций в кино

Министерство культуры и спорта намерено также в поправках для тех зарубежных компаний, которые изъявляют желание снимать кинопродукцию в Казахстане, распространить международный опыт 30-процентного возврата вложенных инвестиций. То есть, если кинопроизводители придут с инвестициями в 100 миллионов тенге, после завершения аудита страна должна вернуть им 30 миллионов.

При этом глава ведомства пояснил, что президент Казахстана при посещении США на Совете безопасности поднимал вопрос о привлечении зарубежных кинокомпаний в Казахстан. Он подчеркнул, что во всём мире активно идёт борьба за кинокомпании. Поэтому Венгрия и Чехия подняли возврат инвестиций с 20% до 30%, Румыния пошла на 45-процентный возврат. По завершении съёмок аудитом выявляется, сколько затрачено средств, после этого государство возвращает 30% инвестиций.

«Это имеет колоссальный эффект. Эти декорации будут строиться здесь, в Казахстане – тот же кирпич, цемент, рабочая сила полностью наши. Режиссёры, актёры будут проживать в Казахстане. Автотранспорт, питание, все затраты остаются в Казахстане. Кроме экономической стороны, есть ещё имиджевый вопрос. Когда на кинофестивале мы приглашаем зарубежных звезд, мы тратим определённый гонорар. Если крупные кинокомпании будут снимать здесь, естественно, они будут привлекать ведущих режиссёров и актёров. Если Брэд Питт в Казахстане будет жить месяцами и сниматься в фильме, то будет огромный интерес к Казахстану, и самое главное – это привлечение туристов», – подчеркнул министр.

Министерство финансов РК пока против одобрить эту инициативу.

«Если мы примем только этот закон и оставим без внимания привлечение зарубежных кинокомпаний, то кому нужен «Казахфильм», зачем строить «Астанафильм», зачем строить Казахстан, зачем туристы нужны, зачем деньги нужны?» – продолжил он.

На этот счёт вице-министр финансов Татьяна Савельева пояснила, что вопрос возврата инвестиций был отклонён с формулировкой, что необходимо проработать альтернативные варианты, в том числе через налоговые льготы. В свою очередь вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов пояснил, что вопрос вынесен на республиканскую бюджетную комиссию.

«Здесь это не такая огромная сумма, у нас практики нет. До этого был возврат инвестиций у нас в сельском хозяйстве и по другим направлениям. Я, конечно, понимаю, мы делаем первый шаг. Не было такого в истории, чтобы в кинематографии вводились субсидии. Но мы же должны когда-то двигаться. Мир двигается, и мы тоже должны двигаться. Ну давайте будем субсидировать сельское хозяйство, только ничего, будем кушать хлеб, а песен нету», – отметил министр культуры.

В ответ на это Нурлан Нигматулин обратился к представителям МНЭ, которые только на проведение социологических исследований заложили цифру, превышающую пять миллиардов тенге.

«То есть на это у вас средства нашлись. А поддержать отрасль, которая может и должна приносить реальные доходы в бюджет, у нас средств не находится. Вы должны создавать условия для развития бизнеса, в том числе и кинобизнеса. Сегодня киноиндустрия даже такой богатой экономики, как США, становится статьёй дохода при формировании государственного бюджета. Но и у нас нужно уже давно создавать такие условия. Поэтому не надо бояться. Если не будете помогать киноиндустрии, Айбатыр Нышанбаевич, то так и будете всю жизнь смотреть «Ленин в октябре», да «Человек с ружьём». Да простят меня коммунисты. Так и останемся с такими фильмами», – подытожил председатель мажилиса, предложив рассмотреть этот вопрос до второго чтения.

Для справки

За последние три года по заказу Министерства культуры и спорта выпущено 20 художественных, 67 документальных, четыре анимационных картины. Все они об истории страны, культуре, традициях, современных достижениях, исторических личностях, «героях нашего времени».

Айсулу Тимурова