Складирование мусора выгоднее переработки

Сергей Буянов Сергей Буянов
14353

Сломать эту тенденцию министерство энергетики Казахстана рассчитывает, опираясь на новое "зелёное" законодательство.

Складирование мусора выгоднее переработки

В конце июня в Казахстане вступает в силу Закон РК "О зелёной экономике", который в числе прочего призван сформировать национальную политику в сфере управления ТБО и помочь превратить эту отрасль в стабильный и прибыльный сектор экономики, интересный для инвесторов.

Равнение на Японию

По данным министерства энергетики Казахстана, ежегодно в стране образуется 5–6 млн тонн твердых бытовых отходов. Из них перерабатывается только 1,8 % (около 90 тыс. тонн). Остальной объем складируется на полигонах, добавляясь к 100 млн тонн уже накопленных отходов.

В то же время в Европейском союзе уже сейчас перерабатывается 40% ТБО, а к 2020 году этот показатель планируют довести до 50%. Лидером в этом отношении в мире является Япония, которая в 2015 году вышла на переработку 80% коммунального мусора. Мировой рынок твердых бытовых отходов оценивается в 120 млрд долларов.

Закон РК "О зелёной экономике" ставит задачу к 2030 году прийти к переработке 40% ежегодно собираемых в стране ТБО, а к 2050 году - 50%.

Казахстан в настоящий момент имеет считанное число заводов, занимающихся переработкой ТБО – в Астане, Жанаозене, Талдыкоргане. Есть такое предприятие и в Шымкенте, но оно пока не работает.

Однако, как понятно из приведенных выше цифр, доля перерабатываемого мусора мизерная. В чем причина низких темпов развития сектора? Директор департамента управления отходами министерства энергетики Казахстана Жан Нурбеков, выступая на прошедшем 14–15 июня семинаре-совещании в Караганде, обозначил главную: низкая рентабельность переработки ТБО.  Экономические выгоды от складирования мусора перевешивают все прочие аргументы. Как ни странно, переработчикам "перешли дорогу" предприятия, занимающиеся вывозом ТБО. В этом секторе конкуренция высока, и от желающих участвовать в региональных тендерах нет отбоя. Оно и понятно, ведь капитальных вложений тут никаких не нужно, кроме спецтехники.

Этот фактор не позволяет привлекать в отрасль инвесторов, которые пока не видят смысла вкладываться в предприятия по сортировке, переработке и утилизации отходов. Сломать эту тенденцию министерство энергетики РК рассчитывает, опираясь на новое "зелёное" законодательство.

Так, Законом РК о "Зелёной экономике" введены национальные стандарты для субъектов, осуществляющих сбор, переработку, транспортировку отходов. Предприятия, не соответствующие стандартам, не смогут участвовать в конкурсах на выполнение соответствующих работ.

Также законом оговаривается такая норма: с 1 января 2019 года запрещено захоронение без предварительной переработки пластмассовых, пластиковых, бумажных, полиэтиленовых отходов, стеклобоя, лома цветных и черных металлов, отработанных автомобильных масел, жидкостей, батареек, оргтехники и некоторых других видов мусора.

Сейчас, победив в конкурсе, предприятие, утилизирующее мусор, вывозит и складирует его на полигонах, зачастую не соответствующих требованиям.

"Полигоны ТБО – это еще один вопрос, который нам предстоит решить. Сейчас их в стране более 4000, но только 10% из них соответствуют требованиям. Необходимо сокращать площади захоронения. В идеале, на один населенный пункт должен работать один полигон. Это позволит уменьшить наносимый экологии урон. И на полигоне обязательно должен быть пресс, чтобы отходы не разлетались и не засоряли округу", - отметил  Жан Нурбеков.

Руководитель Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste Вера Мустафина обратила внимание на тот фактор, что преобладание складирования мусора над переработкой оказывает огромное отрицательное влияние на здоровье жителей близлежащих населенных пунктов. Исследования показывают, что при горении полигонов (что не редкость) в атмосферу выделяются вредные вещества, которые распространяются на десятки километров вокруг и приводят к появлению либо обострению самых разных заболеваний населения.

"Новое законодательство – та основа, на которой мы должны будем строить новый цивилизованный рынок обращения отходов. Конечно, закон мало принять, нужно добиться его реализации. И для этого мы сейчас работаем с акиматами областей, составляя дорожные карты реализации. Потому что региональная обстановка по ТБО зависит именно от местных властей", - отметил Жан Нурбеков.

Именно на акиматы областей и городов министерство энергетики РК рассчитывает в деле повышения экономической привлекательности переработки отходов. А именно местные власти могут помочь со сбытом.

Например, Жан Нурбеков предложил рассмотреть вопрос закупа шинной крошки, получаемой при переработке старой автомобильной резины.Такие предприятия есть практически в каждом регионе страны, всего их в Казахстане десять. Использование шинной крошки рекомендуется при ремонте дорог. Мало того, что это поможет со сбытом переработчикам, так еще и значительно увеличит эксплуатационные характеристики и долговечность дорожного покрытия. Также сдерживающим фактором в расширении объемов переработки отходов Жан Нурбеков назвал сложности с внедрением раздельного сбора мусора.

Специальные контейнеры для отдельного сбора пластика, стекла и дерева есть лишь в нескольких городах страны: Талдыкоргане, Кызылорде, Петропавловске, Темиртау и Караганде.

Министерство энергетики РК уже со следующего года предлагает для крупных городов сделать обязательным раздельный сбор отходов. Также обязательным условием предлагается сделать на каждый город сортировочной линии мусора и пресса. Это позволит с меньшими затратами производить заготовку вторсырья, а значит, повысить рентабельность всей мусоропереработки.

Также предполагается организовать специальные пункты сбора электронных и электрических отходов. Такой эксперимент проводился в Астане в течение полутора месяцев, в течение которых удалось собрать 10 тонн отходов.

"Если все правильно организовать, то это возможно. Во время эксперимента нам предприятия звонили и благодарили. Потому что до этого многие просто не знали, куда сдавать отслужившие свой срок принтеры и прочую технику. Этот вопрос не требует каких-то капитальных вливаний, и решить его в каждом городе можно очень быстро", - рассказал Жан Нурбеков.

В то же время, опираясь на мировой опыт, эксперты признают – раздельный сбор мусора возможен только при формировании у населения соответствующей культуры. В той же  Европе пришлось потратить 10–15 лет на привитие новых навыков, чтобы люди отвыкли бросать все отходы в одну корзину. В Казахстане к пропаганде "культуры мусора" планируется привлекать общественные объединения, которые в пилотном режиме в отдельных регионах реализуют свои проекты уже сейчас.

Где не сорят

На важный момент в обсуждаемой теме обратила внимание Вера Мустафина. А именно: управление отходами в современном мире подразумевает не только вопросы транспортировки и утилизации, но также и направление, получившее название Reduce – уменьшение количества отходов на этапе их образования.

"Существует миф, что нельзя сократить объем образования ТБО. Это не так. Напротив, начинать работу нужно именно с сокращения образования мусора. Что можно сделать в этом направлении? Сокращать количество товаров в упаковке, уменьшать вес самой упаковки. Для этого нужно работать с производителями. В Казахстане уже есть пример, когда компания, производящая напитки, стала разливать их в более тонкие пластиковые бутылки. Также возможен переход от одноразовой упаковки к многоразовой. И такой пример у нас есть: предприятие собирает пустые бутылки, моет их и предоставляет пивзаводу для повторного розлива напитка", - отметила руководитель Казахстанской ассоциации по управлению отходами KazWaste.

Важность этой работы подчеркивает тот факт, что пока эксперты предсказывают прямо противоположную динамику: согласно прогнозам, к 2025 году ежегодный объем образующихся ТБО вырастет с нынешних 5–6 млн тонн вырастет до 8 млн тонн. И если работа по выстраиванию новой схемы управления отходами не увенчается успехом, экологическая ситуация вокруг городов продолжит ухудшаться. 

Сергей Буянов, Караганда

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться