Одна из тысяч
Стартапы в Казахстане нередко остаются лишь в головах их создателей по причине отсутствия финансов. И даже господддержка, в том числе в виде гарантий от фонда "Даму", не может оказать существенного влияния на изменение ситуации. В 2015 году в Костанайской области было финансово поддержано 12 старт-ап проектов. Молодые предприниматели получили через банки второго уровня кредиты в сумме от 300 тыс. до 20 млн тенге. В фонде "Даму" отмечают, что банки поддержали такие идеи, как открытие детского сада, цеха по переработке и консервированию мяса, аптеки, полиграфии и других.
"Большая проблема в том, что начинающий бизнес — это достаточно рискованное предприятие. У начинающих предпринимателей нет опыта. А банк, выдавая деньги, сильно рискует своими средствами. В худшем случае это деньги инвесторганизаций, включая фонд "Даму". Поэтому банки, прежде чем одобрить кредит стартапу, перестрахуются сто раз. Если половину заявок, подаваемых на получение кредита банки второго уровня одобрили, то это уже хорошо", - говорит главный менеджер по программам повышения компетенций регионального филиала АО "Фонд развития предпринимательства "Даму" по Костанайской области Елена Оганова.
В этом смысле идея Марии Хрущелевой оказалась абсолютно нестандартным выходом из ситуации.
"Изначально я тоже думала над тем, чтобы арендовать помещение, купить оборудование для смешения компонентов и начать работу. Однако после оценки рисков решила не делать этого. Мое решение оказалось простым. Каждый раз, когда мне требуется оборудование, я арендую его", - говорит индивидуальный предприниматель Мария Хрущелева.
В итоге ей удалось организовать бизнес, который окупается сразу. Ведь производя грифельную краску на заказ она тут же окупает все затраты и получает прибыль.
В то же время в палате предпринимателей Костанайской области говорят, что таких решений сегодня немного. В областном клубе молодых предпринимателей "Жас Атамекен" прорабатывают много стартапов. Однако большая часть их завязана на оказание услуг.
"Тяжело идут стартапы, связанные со сферой торговли. Стабильно развивается бизнес производственный. К примеру, в Костанае молодой предприниматель начал делать автохимию. Однако наиболее активно развивается сектор услуг. Консалтинг и коучинг сегодня выходят в лидеры", - говорит куратор Клуба молодых предпринимателей "Жас Атамекен" Палаты предпринимателей Костанайской области Зарина Кокжанова.
Особенности спроса
О популярности грифельной краски, которую производит Мария Хрущелева, говорит тот факт, что большинство её клиентов — россияне. Дело в том, что она — дизайнер интерьера.
"Когда полтора года назад я начинала работу с грифельной краской, то делать дома темные стены мало кто рисковал. Однако, когда люди увидели в интернете первые проекты с использованием этого материала, то ее (краски — прим. авт.) популярность резко выросла. Меня больше удивило и удивляет до сих пор, что мои клиенты - это Челябинск, Москва, Екатеринбург. Жители именно этих городов постоянно пользуются грифельной краской в оформлении интерьеров. Костанайцы же думают, что у нас такой краски нет. Был случай, когда мне для оформления привезли мою же краску, которую я выпускаю под маркой Lokki, сказав, что купили ее в России", - рассказывает предприниматель.
Сегодня Мария может смешивать до 800 литров краски ежемесячно. Один литр стоит 6 тысяч тенге. Большая часть идет на продажу частным клиентам. В торговых домах стройматериалов этой продукции практически нет. Хотя практика показывает, что краска при активном использовании поверхности исправно служит минимум год. После требуется обновление покрытия.
"Мои главные конкуренты — немецкая Tikkurila. Однако цена за грифельную краску этой марки в три раза выше, чем у меня. К тому же у нас несколько разные целевые аудитории. Tikkurila идет больше на пропитку стен, моя же краска — на покрытие, создавая отличную основу для рисования различными мелками. Хотя сегодня на казахстанский рынок все чаще стали завозить грифельную краску украинского производства", - говорит молодой предприниматель.
В то же время девушка упорно отметает вопросы о составе краски Lokki. Она даже со своим технологом заключила договор о неразглашении компонентов и их соотношения в конечном продукте. Однако такой прагматичный подход к организации бизнеса используют далеко не все.
"Молодые люди приходят к нам в клуб за деньгами. В то же время они слабо представляют, на что конкретно потратят деньги и какой эффект от вложений получат. Иждивенческий подход сегодня, к сожалению, распространен среди молодых предпринимателей. В этом смысле пример Марии показателен, потому что эта девушка ведет бизнес просчитывая расходы и эффект от сложенных усилий в развитие бизнеса", - говорит г-жа Кокжанова.
Евгения Ермакова