/img/tv1.svg
RU KZ
FTSE 100 6 965,29 DOW J 27 086,88
Hang Seng 26 707,38 KASE 2 304,73
РТС 1 439,68 Медь 5 630,63
Страхование растет за счет увеличения стоимости продуктов

Страхование растет за счет увеличения стоимости продуктов

Динамика количества страховых договоров отстает от динамики их цены.

30 Июль 2018 12:02 6263

Страхование растет за счет увеличения стоимости продуктов

Автор:

Татьяна Батищева

Новости

Все новости

Страховой сектор не нашел в себе силы прервать стагнацию и показать хороший рост по итогам полугодия. Емкость рынка подтянулась: страховые компании заключили на 101,5 тыс. страховых договоров больше (2,6%), заключив 3,9 млн договоров. Тем не менее, динамика премий в январе-июне 2018 года получилась откровенно слабой – лишь 3,7%. В абсолютных цифрах премии выросли до 212 млрд тенге против 204,4 млрд тенге за аналогичный период 2017 года, когда премии приросли на 3,3% (согласно отчету о страховых премиях, поступивших по страховым организациям). Последний раз страховщики прекрасно отчитались за полугодие в 2016 году, когда сектор вырос на 33,4%. С тех пор рынок никак не нащупает возможности для нового подъема.

Единственное отличие первой половины этого года от аналогичного периода прошлого года – уже привычная очередная смена лидера роста. Если в 2017 году с динамикой в 24% удивило и порадовало добровольное личное страхование, то в этом году оно сбросило темпы, получив динамику в 14% (7,6 млрд тенге в абсолютных значениях). Тем не менее, премии в 60,9 млрд тенге оказались весьма внушительными и опережают сборы по обязательному страхованию.

Обязательное страхование на этот раз оказалось лидером прироста – 19,4%, или 8,9 млрд тенге, достигнув объема в 54,6 млрд тенге. По итогам полугодия 2017 года обязательные виды имели незначительную динамику в 6,2%.

Добровольное имущественное страхование – признанный локомотив страхового рынка – падает второй год подряд. Сектор собрал 96,4 млрд тенге, потеряв 8,3% премий (8,8 млрд тенге) к результатам первого полугодия 2017 года, когда премии достигали 105,2 млрд тенге с динамикой в 6,1%. Для сравнения, в первом полугодии 2016 года прирост премий по имущественному страхованию составлял 49%, а доля в совокупных премиях – 56%.

По результатам первых шести месяцев 2018 года доля премий по имущественному страхованию в совокупных премиях снизилась до 45,8% (51,4% за первое полугодие 2017 года).

Снижение премий в имущественном страховании позволило усилить влияние других классов страхования. Так, доля премий по обязательному страхованию в совокупных премиях подросла до 25,7% (22,3% за первое полугодие 2017 года, 22% – за первое полугодие 2016 года). Доля премий по добровольно-личному страхованию увеличилась до 28,7% против 26,1% в первом полугодии 2017 года и 21% в аналогичном периоде 2016 года. Как видно, имущественное страхование, где основные объемы приносит корпоративный сектор, уступает позиции розничному сегменту. Страховать розницу значительно дороже, поскольку приходится тратиться на более расширенные каналы продаж, а значит, следует ожидать роста издержек страховщиков. Введение электронного полиса не даст в первое время существенной экономии, поскольку диджитал-полис должен, во-первых, прижиться, во-вторых, «живые» агенты приносят страховщикам прогнозируемую прибыль, и отказываться от агентов пока никто не собирается, тем более что первоначальная диджитализация затронет лишь обязательное автострахование.

Страховые продукты дорожают

Страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС) продолжает формировать основной портфель обязательных видов страхования. Автогражданка приросла на 28,9% (7,1 млрд тенге в абсолютных значениях), до 31,6 млрд тенге, и занимает 58% в совокупных премиях по обязательным видам. В первом полугодии 2017 года ОГПО ВТС за счет более слабого роста формировала 53,6% обязательных премий. Несмотря на хорошую динамику премий, ОГПО ВТС топчется на месте, поскольку количество договоров страхования не увеличилось, оставшись на уровне 2,5 млн договоров (полугодие к полугодию). Прирост премий обусловлен ростом средней стоимости договора, которая составила 12 тыс. тенге против 9,7 тыс. тенге годом ранее.

Обязательное страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (ОСНС) – второй значительный класс в обязательном страховании. По итогам первого полугодия 2018 года сборы составили 20,4 млрд тенге против 18,7 млрд тенге годом ранее. Тем не менее, динамика премий сжимается: если в этом году премии выросли на 8,6%, то годом ранее – на 17,5%. В итоге доля ОСНС в обязательных видах сократилась с 41% до 37,3%. Прирост ОСНС обеспечило увеличение средней стоимости договора с 444 тыс. тенге до 486,7 тыс. тенге при незначительном снижении емкости страхования.

Максимальная динамика в первом полугодии 2018 года оказалась у страхования жизни – 53%. Динамику обеспечили вполне рыночные составляющие: рост на 33% количества страховых договоров и средней суммы договора с 41 тыс. до 47 тыс. тенге.

Страховщики собрали 22,6 млрд тенге. Драйвером роста выступила лидер по сбору премий в сегменте страхования жизни – дочерняя компания крупнейшего банка, которая удвоила премии, с 6,5 млрд тенге до 12,1 млрд. тенге. Тем самым доля компании в совокупных премиях по страхованию жизни выросла за период полугодие к полугодию с 44% до 53,4%.

Аннуитетное страхование в отличие от первого полугодия 2017 года, когда был показан рост на 40,8%, сдало свои позиции, собрав 12,9 млрд тенге, на 4,6 млрд тенге меньше. Причина спада кроется в снижении в 1,4 раза количества договоров страхования при незначительном приросте стоимости страхования, с 6,9 млн тенге до 7,1 млн тенге.

Поскольку в разрезе аннуитетов традиционно наибольшую долю занимают пенсионные аннуитеты, сокращение поступлений по пенсионным аннуитетам с 14,8 млрд до 9,5 млрд отразилось на всем сегменте аннуитетного страхования. В январе-июне этого года страховщики заключили 699 договоров пенсионных аннуитетов средней стоимостью 13,6 млн тенге, тогда как год назад было заключено 1570 договоров средней стоимостью в 9,4 млн тенге. Увеличение стоимости договора не способствовало росту популярности этого продукта у населения. Усредненные показатели по системе в целом показывают (согласно статистике ЕНПФ), что на начало июня этого года средняя сумма накоплений на индивидуальных пенсионных счетах вкладчиков по обязательным взносам составила 886 тыс. тенге. Год назад ЕНПФ давал разбивку, что средняя сумма накопления мужчин составляет 878 тыс. тенге на один счет, средняя сумма накоплений женщины – 665 тыс. тенге на один счет. Таким образом, большинство населения не имеет достаточных пенсионных накоплений для покупки аннуитета.

Страхование от несчастного случая (НС) выросло на 26,3%, до 6,1 млрд тенге. В отличие от первого полугодия 2017 года, когда рост на 37% прошел благодаря удвоению количества договоров страхования, в этом году договоры приросли лишь на 7%. Динамику обеспечил рост средней стоимости страхования: 19,3 тыс. тенге против 16,4 тыс. тенге (полугодие к полугодию). Примечательно, что в первом полугодии 2017 года средняя стоимость договора упала по сравнению к аналогичному периоду 2016 года.

Динамика премий по добровольному медицинскому страхованию (ДМС) росла более высокими темпами (18,4%), чем годом ранее (6,2%). Страховщики собрали на 3 млрд тенге больше премий, получив портфель в 19,2 млрд тенге. Примечательно, но рост обеспечила положительная динамика заключения страховых договоров, поскольку средняя стоимость страхования снизилась с 73,4 тыс. тенге до 71,2 тыс. тенге.

В добровольном имущественном страховании из трех классов, формирующих основной портфель премий, лишь автоКАСКО показало подъем. Компании собрали 9,5 млрд тенге, на 1,6 млрд тенге больше (21,1%), чем в первом полугодии 2017 года. Добровольное автострахование прекратило падение, которым был отмечен итог первого полугодия прошлого года, когда спад составил 5,8% за счет того, что количество договоров страхования снизилось на 38%. В этом году сокращение количества страховых договоров было незначительным (2,8%). А увеличение стоимости страхования с 128,6 тыс. тенге до 151,4 тыс. тенге помогло страховщикам отчитаться положительно.

Не менее интересно складывались события в страховании гражданско-правовой ответственности (ГПО). Сегмент собрал 22,3 млрд тенге, потеряв 7,9 млрд тенге премий к аналогичному периоду 2017 года, который, в свою очередь, на 26,5% опередил итоги 2016 года. В январе-июне 2017 и 2018 годов рост страхованию ГПО обеспечивала динамика договоров – на 57% и на 15% соответственно. Как показывает статистика, динамика премий в этом году существенно упала. Снижение средней стоимости договора, когда цена рухнула с 1,3 млн тенге до 838 тыс. тенге, привело в итоге к отрицательным показателям.

И, наконец, страхование имущества, которое оказалось в минусе по всем позициям. Снижение премий составило 2,1%, до 50,1 млрд тенге, и сопровождалось падением в 2,1 раза количества договоров страхования, а также средней стоимости страхования, которая аналогично упала в 2,1 раза, с 717,6 тыс. тенге до 335 тыс. тенге. Выйти из кризиса имущественному страхованию не позволяют высокая конкуренция в сегменте, которая порождает демпинг и недобор страховщиками премий, а также снижение деловой активности бизнеса, нашедшей отражение в снижении числа договоров.

Прибыль и убытки

Страховые выплаты в совокупности по страховому рынку составили 37,6 млрд тенге против 38,5 млрд тенге годом ранее. В том числе по обязательному страхованию объем выплат превысил 14,6 млрд тенге (снижение на 1,9%), по добровольному личному страхованию – 16,5 млрд тенге (снижение 3,3%), по добровольному имущественному страхованию – 6,9 млрд тенге (снижение на 0,09%).

Страховые компании продолжили зарабатывать за счет основной деятельности: выручка компаний от страхования составила 133,6 млрд тенге против 130,8 млрд тенге в первом полугодии 2017 года. При этом доход от инвестиций перекрыл себя в два раза и составил 41,5 млрд тенге против 19,7 млрд тенге (полугодие к полугодию). Страховщики заработали на покупке-продаже инструментов с фиксированной доходностью, на покупке акций и на операциях репо на денежном рынке, однако потеряли в доходах по депозитам. Удачно сложилось полугодие и в плане переоценки активов. Переоценка ценных бумаг и иностранной валюты принесла выручку в сумме 7,7 млрд тенге против убытка в 8,3 млрд тенге годом ранее. В итоге совокупные доходы страховщиков составили 177,5 млрд тенге вместо 151,9 млрд тенге в первом полугодии 2017 года.

Стабильный и достаточно низкий курс тенге к доллару, который наблюдался с начала этого года, помог страховщикам удержать расходы по отдельным страховым продуктам. Внезапное и резкое ослабление тенге, начавшееся в июне, отразится уже в итогах года, но, скорее всего, будет частично компенсировано переоценкой валютной позиции страховщиков. В первом полугодии 2018 года расходы сектора приросли на 0,5%, со 128,8 млрд тенге до 121,8 млрд тенге. Стоит отметить, что ужались расходы на выплаты по прямым договорам страхования, при одновременном росте расходов по перестрахованию, с 7,5 млрд тенге до 11 млрд тенге. Результат связан с увеличением на 18,8% (3,9 млрд тенге в абсолютных значениях) премий, принятых рынком по договорам перестрахования. В перестраховании увеличивается доля премий, поступивших от нерезидентов, на начало июля этого года она доросла до 59%. Соответственно, множатся расходы, связанные с валютными выплатами.

На 9,5%, или 3,1 млрд тенге в абсолютных цифрах, выросли общие и административные расходы – с 32,9 млрд тенге до 36,1 млрд тенге. Совокупные расходы страховщиков сложились в пределах 128,8 млрд тенге вместо 121,9 млрд тенге (рост 5,7%). Существенный перевес доходов (177,5 млрд тенге) над расходами (128,8 млрд тенге) привел к увеличению доналогооблагаемой прибыли. Чистая прибыль составила 44,5 млрд тенге против 25,3 млрд тенге в первом полугодии 2017 года. Активы страховых компаний выросли на 11%, до 993 млрд тенге.

Татьяна Батищева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Как победить мошенников и «помогаек», а также удешевить медстрахование в рамках ОСМС, рассказывает страховщик.

29 Январь 2020 17:40 5292

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Актуализировать тарифы и тарифные факторы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) предлагает страховое сообщество. Об этом рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» и компании по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life» Олег Ханин.

В последний раз эти тарифы менялись в 2007 году. За это время произошли изменения: страховой полис перестал действовать до первой страховой выплаты, теперь он действует в течение всего срока договора, также были увеличены лимиты по возмещению вреда жизни и здоровью – вдвое. Все это существенно сказалось на объемах наших страховых выплат. Кроме того, вырос парк автомобилей в стране, изменилась демографическая ситуация, идут процессы урбанизации.

«Но тарифы остались прежними. Сейчас ни они, ни тарифные факторы не содержат определенную социальную справедливость: автовладельцы, которые должны платить меньше, почему-то до сих пор платят больше, и наоборот. В этом вся проблема, и мы о ней говорим уже года три», – комментирует Олег Ханин.

Когда изменятся тарифы по автострахованию?

Руководитель страховых компаний рассказывает, что актуарное задание для изучения разных сценариев и расчета тарифов уже готово.

«Мы попросили актуариев просчитать изменение лимитов по возмещению ущерба транспортному средству. Сейчас они составляют 600 МРП (один МРП в 2020 году – 2651 тенге. – Ред.), рассматриваются варианты 600, 800, 1000, 1500, 2000 МРП. Также увеличение лимитов по возмещению вреда жизни и здоровью с нынешних 2000 МРП до 3000, 4000, 5000 месячных расчетных показателей», – говорит спикер.

Кроме того, просчитывается возможность изменить или не учитывать амортизацию при страховой выплате, сейчас при расчете страховщики обязаны учитывать эти расходы. Идея заключается в том, чтобы автовладельцы получали возможность поставить новую запчасть взамен старой, с этим всегда проблемы и это вызывает самое большое недовольство со стороны клиентов страховых компаний.

«Мы попросили актуариев просчитать все эти сценарии. Результаты расчетов на основе статистики единой страховой базы данных, данных Нацбанка, АРРФР, страховых организаций они предоставят нам. И мы, исходя из того, чтобы это было не сильно обременительно для автовладельцев в части стоимости страхования, соберем комбинированный продукт из разных опций. Возможно, будет принято решение, что по ущербу имущества это будет не 600 МРП, а 800 МРП, потому что 1200 МРП – это слишком дорого для автовладельцев», – делится планами Олег Ханин.

Многие автовладельцы из агломераций ежедневно заезжают в город, но разница между стоимостью полиса, например, в Алматы и Алматинской области существенна. Будет просчитываться, сколько, кто и как должен платить.

Ожидается, что в этом году будут сделаны актуарные расчеты. Работа небыстрая и немаленькая по объему. Потому что нужно будет проанализировать договоры страхования и убытки по ним за предыдущие пять лет. Это огромный массив данных, рынок заключает безумное количество договоров в течение года.

После этого должно пройти обсуждение, и дальше предложения вынесут на рассмотрение в парламент, поскольку новые условия должны быть прописаны в законодательстве. «Ожидаем, что в течение 2020-2021 годов будет проведена эта работа», – поделился предположением спикер.

Мошенники объезжают «Сергек» по трассам

Рост страхового мошенничества – еще одна проблема рынка, которая также поднималась не раз. Однако подставных ДТП-случаев, которые явно не соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, все больше и больше. Причем мошенники становятся все более изощренными, а документы, которые они представляют, все более «достоверными».

«Когда нам сообщают о страховом случае, наши специалисты выезжают на место ДТП, опрашивают свидетелей, пытаются получить видео с камер наблюдения, пытаются доказать, что машины ездили и после этого ДТП в нормальном состоянии (сейчас благо «Сергек» появился в городе, можно запросить какую-то информацию). Однако мошенники стараются устраивать ДТП за пределами города, на трассах, где нет камер дорожного видеонаблюдения. Сомнения вызывают и случаи, когда с момента заключения договора страхования до аварии прошло меньше или около месяца. Мошенник не любит ждать, он уже сделал какие-то траты, поэтому хочет как можно быстрее получить деньги», – рассказывает Олег Ханин.

Действия мошенников искажают портфель страховой компании, который по природе своей должен быть сбалансированным. «Они изымают деньги, которые полагаются добросовестным страхователям. И страховая компания начинает испытывать трудности, потому что по закону мы должны сделать выплаты в течение 15 дней, а конкуренция на рынке сейчас такова, что компании стремятся выплачивать как можно быстрее. К тому же мы ограничены перечнем документов, сверх которого ничего от клиентов потребовать не можем», – говорит спикер.

Выход, который видит рынок, – включение страховщиков как участников процесса в административное или уголовное производство. «Тогда мы сможем ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы в рамках процесса по рассмотрению вопроса выплат. Сейчас часто бывает так, что компания делает страховую выплату, потом проводит экспертизу, и выясняется, что машины не могли столкнуться так, как они столкнулись. И потом возникают проблемы с взысканием обратно выплат, которые мы произвели», – объясняет суть проблемы спикер.

По его оценкам, примерно 15-18% страховых случаев в год являются сомнительными.

Как завернуть «помогаек» в закон

Страховые «помогайки» – одна из животрепещущих проблем рынка. «Это люди, которые связываются с потерпевшими или лицами, имеющими право на возмещение вреда в соответствии с законом, и вводят их в заблуждение, что только через них потерпевшая сторона может получить страховые выплаты. «Помогайки» заключают с пострадавшими договоры, по которым забирают свою «комиссию», и это может быть до 50% от суммы страховой выплаты. Например, сейчас за смерть автовладельца мы платим 2000 МРП по обязательному страхованию ответственности, это существенная сумма. Половину от нее в итоге получают не наследники или иждивенцы, а совершенно посторонние люди», – рассказывает Олег Ханин.

Законных методов борьбы с ними нет. «Мы давали несколько предложений, как можно решить проблему. Одно и них – сделать работу таких «помогаек» экономически невыгодной. Есть прецедент на рынке: по обязательному страхованию работников от несчастных случаев выплаты производятся через аннуитеты. Мы предлагаем рассмотреть возможность, чтобы компании по общему страхованию по ОС ГПО ВТС перечисляли выплаты в компании по страхованию жизни, и эта выплата являлась бы страховой премией в договоре аннуитета. Таким образом, люди могли бы получать выплаты с установленной периодичностью», – объясняет спикер.

По его словам, эту схему можно еще рассматривать и затем утвердить на уровне нормативно-правового акта регулятора. Все участники рынка могли бы ею пользоваться.

ОСМС сделает страховые продукты дешевле

Олег Ханин также рассказал, почему страховым компаниям было бы интересно участие в системе обязательного социального медицинского страхования.

По его словам, несколько раз до введения ОСМС страховщики обсуждали возможность участия, но в то время ситуация была немного напряженной, было непонятно, как это делать, введение самой системы откладывалось, и тогда страховой рынок не нашел взаимопонимания с государственными органами. Но сейчас, когда это уже начало работать и люди пошли в медучреждения, и когда все больше самозанятых начнет вовлекаться в процесс уплаты перечислений в фонд, можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.

«Может возникнуть очень хорошая синергия того, что предоставляется в рамках ОСМС, и добровольного медицинского страхование. Страховщики смогут создавать продукты, которые позволят удешевить продукты по добровольному медицинскому страхованию за счет части компенсации по расходам через обязательное социальное медицинское страхование», – говорит спикер.

Он поясняет, что сейчас продукты по добровольному медицинскому страхованию покупают в основном корпоративные клиенты в рамках соцпакета для своих работников. С физическими лицами сложнее, поскольку продукт недешевый.

«Финансирование пошло, Фонд социального медицинского страхования начал работать. Уверен, со временем мы найдем общий язык по поводу медстрахования и ОСМС», – заключает Олег Ханин.

Елена Тумашова

Что ждет страховой рынок Казахстана в 2020 году?

Игроки рынка рассказали о том, какие изменения коснутся клиентов.

30 Декабрь 2019 09:49 6379

Что ждет страховой рынок Казахстана в 2020 году?

Эксперты отмечают, что несмотря на то, что кардинальных изменений на рынке не предвидится, но все же остаются вызовы, которые заставят игроков усилить свои позиции и побороться за клиентов.

Иностранные игроки изменят подходы к бизнесу

«В 2020 году на казахстанский страховой рынок в рамках ВТО смогут прийти иностранные игроки со своим опытом, компетенциями, продуктами, бизнес-процессами и ИТ-системами. Пока сложно сказать, насколько наш рынок интересен зарубежным компаниям прямо сейчас, но в ближайшей перспективе они обязательно придут в Казахстан. Это потребует от казахстанских компаний больших изменений в работе. И речь не только о выгодных тарифах и интересных продуктах, а в первую очередь о подходе к бизнесу, качественному сервису и внутренних бизнес-процессах. Это потребует больших инвестиций от страховщиков», – рассказывает исполнительный директор Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов.

С ним согласен председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов. По его словам, хотя розничный рынок зарубежным игрокам вряд ли будет интересен, но их может заинтересовать корпоративный сегмент. Такие перспективы, по его мнению, вынудят местные компании вкладываться в совершенствование бизнеса, и от этого в итоге выиграют клиенты.

Усиление конкуренции подтверждает и то, что уже в 2019 году на рынке увеличилось число компаний по страхованию жизни. Также, по его прогнозам, увеличится конкуренция за страховых агентов и усилится работа в направлении поиска и обучения агентов.

«В первую очередь мы ожидаем, что усиление конкуренции произойдет на рынках ОСНС (обязательное страхование работников от несчастных случаев) и пенсионного аннуитета. Первый рынок пока не охвачен в полном объеме, а у второго есть большие перспективы из-за пенсионной реформы», – делится своим мнением Азамат Ердесов. Также он ожидает, что в следующем году программы накопительного страхования жизни станут частью государственной образовательной накопительной системы (ГОНС), что в итоге даст возможность компаниям по страхованию жизни выйти на новый рынок. В целом же, считает эксперт, из-за роста числа КСЖ и конкуренции значительно увеличится охват предприятий.

«Что касается физических лиц, мы ждем, что программы накопительного страхования жизни станут еще более востребованными, – отметил он. – Этому будет способствовать развитие unit-linked-страхования, программ накопительного страхования для родителей, которые хотят накопить на учебу детей, и программ с процентной ставкой выше, чем у долларовых депозитов».

Онлайн-услуги будут расти

В следующем году, как и в предыдущие, постепенно будет расти спрос на онлайн-продукты. В том числе за счет развития электронных полисов по обязательному автострахованию гражданско-правовой ответственности (ОГПО).

«Это большой вызов для всех розничных компаний, поскольку придется перестраивать не только бизнес-процессы, но и саму философию бизнеса», – отметил Даулет Акижанов. Страховщики совместно с регулятором прошли этап внедрения, усовершенствовали процессы и запланировали большую работу по развитию инфраструктуры, поэтому этот рынок продолжит расти.

Какие страховые услуги будут популярными?

Игроки рынка ожидают, что в рознице основными драйверами останутся традиционные продукты: обязательное автострахование ОГПО, КАСКО, банковское страхование, страхование жизни и имущества.

Что касается корпоративных клиентов, то среди них будут по-прежнему востребованы страхование ответственности, имущества и ОСНС, отмечают во Freedom Finance Insurance.

Глава «Коммеск-Өмір» ожидает также развития вмененного страхования гражданско-правовой ответственности путем его внедрения по новым категориям, в числе которых владельцы объектов массового пребывания людей, адвокаты, оценщики и т. д. По его словам, для бизнеса вмененное страхование способно стать гарантом для выполнения своих имущественных обязательств перед третьими лицами, для страховщиков – отправной точкой для роста.

Олег Ханин отмечает хороший потенциал и у страхования профессиональной ответственности, которое защищает от исков со стороны третьих лиц в связи с ошибками и упущениями, совершенными при исполнении служебных обязанностей. Этот вид осуществляется в обязательной и добровольной форме.

«Страхование профессиональной ответственности, помимо компенсации финансовых потерь, дает возможность профессиональному лицу урегулировать претензии к нему в досудебном порядке, не нанося вреда репутации вследствие длительных судебных процессов. К тому же страхование профессиональной ответственности несет и социальную составляющую, обращенную на защиту интересов граждан», – говорит глава «Коммеск-Өмір».

Чего клиентам ждать от страховщиков в 2020 году?

В целом эксперты сошлись во мнении, что в новом году страховщики сосредоточатся на развитии онлайн-страхования, создании новых сервисов для повышения лояльности клиентов и поиске инновационных страховых продуктов.

«Страховой рынок будет продолжать меняться под влиянием цифровизации и высоких технологий. К сожалению, макроэкономические показатели страхования пока не дотягивают до масштабов экономики. Так, на 01.11.2019 г. доля страховых премий в ВВП составила 0,67%, а отношение страховых премий на душу населения порядка 22 384 тенге. Соответственно, потенциал у страховой отрасли большой», – резюмировал Олег Ханин.

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: