/img/tv1.svg
RU KZ
РТС 1 548,88 KASE 2 381,23
DOW J 29 354,01 Hang Seng 27 610,72
FTSE 100 7 454,77 Пшеница 560,60
Страховщики прикатили в нелегкий год

Страховщики прикатили в нелегкий год

АвтоКАСКО и обязательное страхование автовладельцев больше не драйверы страхового рынка.

03 Февраль 2017 18:53 14896

Страховщики прикатили в нелегкий год

Автор:

Татьяна Батищева

Новости

Сегодня
18:58

Президент Казахстана подписал многостороннюю конвенцию по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям

Сегодня
18:56

В 2020 году в Казахстане запланировано произвести 984 тысячи тонн битума

Сегодня
18:26

В военчасти на юге Казахстана после самовольного ухода контрактника пропало оружие

Сегодня
18:16

Генпрокуратура предостерегает казахстанцев от участия в несанкционированных митингах

Сегодня
18:11

Посмертное донорство: как поступят с нашими телами?

Сегодня
18:05

Сакен Шаяхметов назначен заместителем акима Павлодарской области

Сегодня
17:50

Премьер Белоруссии поблагодарил казахстанского коллегу за эвакуацию белорусов из КНР

Сегодня
17:25

Казахстан передал Таджикистану охранное оборудование для исправительных учреждений

Сегодня
17:10

Индекс доллара США вблизи максимального за последние три года уровня

Сегодня
16:50

Запуск завода Tesla в Германии могут отложить на шесть-девять месяцев

Все новости

Впервые за два последних года сбор премий в моторном страховании оказался ниже динамики страхового сектора. Реанимировать рынок возможно, и в 2017 году автолюбителей ждут значительные перемены.

По итогам 2016 года средний размер страховых выплат по договорам обязательного страхования автовладельцев вырос на 0,8%, до 338 тыс. тенге, по КАСКО – на 22%, до 437 тыс. тенге. В абсолютных цифрах сумма премий по автогражданке все еще превышает выплаты, однако динамика выплат уже опередила динамику премий: 25% против 23%. Убыточность этого бизнеса возросла до 48% по рынку. По автоКАСКО ситуация также складывается не в пользу страховщиков. Премии увеличились на 3%, выплаты – на 19, убыточность – с 34 до 39%.

По словам председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Олега Ханина, в 2016 году прирост премий по автогражданке обеспечили новые тарифы по приграничному страхованию автовладельцев. В 2017 году динамика поступления премий сохранится на уровне 20-25% и продиктована будет техническим моментом – ростом ввозимых в страну машин, в среднем это 40-50 тыс. авто в год.

Итоги по КАСКО зависят и дальше будут зависеть от общей финансовой ситуации. Корректировка курса национальной валюты привела к тому, что машины и запчасти значительно выросли в цене. По этой причине совсем мало клиентов – физических лиц – пролонгировали полиса автоКАСКО на добровольной основе. Розничный сегмент автоКАСКО фактически провалился. Дополнительно снизился спрос на КАСКО со стороны заемщиков банков, приобретающих авто в кредит на условиях обязательности приобретения страхового полиса. Рынок банковских страховщиков по КАСКО ужался на 5%.

«Розница по КАСКО нам интересна, но, к сожалению, покупательская способность населения не отвечает рискам, которые страховщики получают в свои портфели – запчасти существенно подорожали. Если ранее доля запчастей в выплатах составляла 50%, то сейчас стоимость работы снижается, а запчастей – увеличивается, – рассказывает Олег Ханин. – Этот факт не может не беспокоить страховщиков: парк машин молодеет, многие авто продаются через салоны и должны обслуживаться по гарантии в фирменных СТО. Ценообразование там дороже, чем на обычных станциях. Все это формирует большие издержки по КАСКО в сегменте физических лиц. Мы не надеемся на большое оживление рынка в 2017 году».

Чтобы закончить 2017 год на приемлемом уровне, страховые компании меняют стратегии в моторном страховании. Например, более активно предлагают сервис. По автоКАСКО страховщики  переводят акцент на работу с юридическими лицами, которым важна  скорость выплат: им нужно, чтобы их транспорт как можно быстрее  вернулся в работу. По автоКАСКО страховщиками не обязательно ждать решения суда для осуществления выплаты, и компании платят максимально быстро, в течении 5-7 дней.

Иной стратегии рынок будет придерживаться по обязательному страхованию автовладельцев. Бесспорно, компании также постараются удержать клиентов выплатной политикой. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов 2016 года как раз стала передача оценки ущерба при ДТП от независимых оценщиков страховому рынку. Статистика показала, что страховщики не стали платить меньше, зато без посредников взаимодействие страховщиков с клиентами стало более эффективное. 

Другая «фишка» ушедшего года, которая переходит в текущий год, – натуральное возмещение, которое практикуют многие страховые организации.

«Страховым компаниям проще предложить ремонт, они хотят платить справедливо и уйти от споров с клиентами по стоимости ремонта транспортного средства, даже с учетом практики, что сейчас сами считают ущерб», – замечает первый заместитель председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

По словам начальника управления страховых выплат СК Nomad Insurance Юрия Пичугина, страховые компании стараются подключать к своей работе станции технического обслуживания, чтобы заменить денежное возмещение на натуральную выплату: «Мы заключили партнерские договоры с несколькими СТО, благодаря чему имеем гарантию качества их работы. Для страхователя это очень удобно, ведь когда подключаются юристы или оценщики, разговор идет исключительно о деньгах».

По словам страховщик, сложность денежной выплаты состоит в том, что на подержанные машины, которым свыше 10 лет и у которых высокая амортизация, денежного возмещения на ремонт не хватает.

«Когда мы предлагаем клиентам услуги СТО, сразу объясняем, что, если нет запчастей на рынке или запчасти в чем-то не устраивают, например клиент не хочет использовать китайские детали, мы подыскиваем бэушные запчасти. СТО начинают загружаться работой, сами к нам приходят и предлагают свои услуги, так как видят в этом крепкий и стабильный рынок», – рассказывает представитель Nomad Insurance.

Еще одно средство для сокращения административных расходов в части ведения страхового дела – снижение издержек на центры продаж.  Здесь страховщики надеются на онлайн страхование и ожидают принятия к концу этого года поправок в законодательстве, разрешающих  использовать электронный полис не только по обязательным, но и по добровольным видам страхования.  Планируется, что продавать онлайн-полисы смогут только страховые компании для исключения посреднических мошеннических схем, например – сайтов-клонов.

Переход продаж в онлайн приведет к снижению цены на полисы обязательного страхования владельцев транспортных средств. В частности, в СК «Коммеск-Өмір» заявляют о планах урезать цену на 10%. Председатель правления СК Amanat Ергали Бегимбетов не исключает, что его компания также может снизить цену на 10%, и, скорее всего, таким образом поступят все игроки рынка.

Справедливость для всех
Тем не менее, ключевая задача страховых организаций – расширение емкости страхования автовладельцев. Одна из проблем страхового рынка такова, что порядка 25% автовладельцев с целью экономии заключают договор страхования не на целый год, а только на 6 месяцев, мотивируя это сезонной эксплуатацией транспортного средства. Однако при наступлении страхового случая такой  клиент вправе рассчитывать на полноценную страховую выплату, что представители страхового сектора считают не вполне правильным. Следует законодательно уточнить понятие сезонной эксплуатации транспортных средств, уверены страховщики.

«Должно быть справедливое решение проблемы для всех. Мы не против, если это мотоциклисты, которые действительно ездят шесть месяцев в году, либо пенсионеры или инвалиды, для которых и была задумана эта социальная норма закона. По факту четверть водителей заключают договоры страхования на полгода, а страховые выплаты получают в полном размере. В итоге получается перераспределение страхового портфеля в нагрузке между теми, кто платит полностью за полис, и теми, кто платит частично. В итоге страховой рынок недособирает страховые премии, убыточность возрастает и страховщики могут поднять вопрос о пересмотре премий», – уверены в СК «Коммеск-Өмір». 

Далее страховые компании хотят навести порядок с тарифами, сделав их адекватными для рынка. На данный момент коэффициент для расчета тарифа составляет для Алматы – 2,96, для Тараза –1, для Шымкента – 1,1. По данным службы автоинспекции, порядка 200 тыс. машин ежедневно въезжает в Алматы.  В итоге машины с региональными номерами, водители которых имеют пониженные коэффициенты стоимости полиса, совершая в Алматы ДТП, бьют более дорогие местные машины.

Страховой рынок давно обсуждает проблему и время от времени озвучивает предложение повысить коэффициенты в районных центрах и уравнять их со столичными.

«Давайте поговорим о том, что пора переходить к единому страховому тарифу по всей территории страны. Для некоторых регионов это будет плюсом, для некоторых – минусом в части размера премий, однако механизм позволит уровнять страну в тарифах и добиться справедливости, так как этот вид социальный и затрагивает интересы большого числа автовладельцев», – считает Владимр Акентьев.

Прогнозируя развитие моторного страхования на этот год, можно предположить, что рост рынка останется на текущем уровне, а выплаты возрастут. Подушка же финансовой безопасности у страховщиков предельно тонка. Вопрос поднятия тарифов неоднозначный и сложный, требующий одобрения депутатов, вовсе не склонных голосовать за непопулярные решения. Страховщикам придется больше уповать на внедрение электронных полисов и урезание административных «костов». Однако снижение расходов уравновесят повышенные затраты на автоматизацию и кибербезопасность. К тому же рынку предстоит потратиться на новые интеграционные системы, которые потребуются  при передаче Единой страховой базы данных (ЕСБД) новому оператору – государственному кредитному бюро. Уже сейчас многие страховые компании расширяют штат IT-специалистов, веб-разработчиков и программистов.

Таким образом, в 2017 году страховщиков ждет рост инвестиций на модернизацию бизнеса, а укрепление тенге помешает получить доход за счет переоценки валютного курса. Все будет происходить на фоне усиления конкуренции, когда придется платить обязательно либо практиковать натуральное возмещение. Не исключено, что число игроков сократится, и решения будут зависеть как от внешних факторов, так и от решений собственников бизнеса. На оптимизацию рынка могут повлиять требования к повышению капитализации страховых компаний со стороны регуляторного органа.

Татьяна Батищева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Как победить мошенников и «помогаек», а также удешевить медстрахование в рамках ОСМС, рассказывает страховщик.

29 Январь 2020 17:40 4831

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Актуализировать тарифы и тарифные факторы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) предлагает страховое сообщество. Об этом рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» и компании по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life» Олег Ханин.

В последний раз эти тарифы менялись в 2007 году. За это время произошли изменения: страховой полис перестал действовать до первой страховой выплаты, теперь он действует в течение всего срока договора, также были увеличены лимиты по возмещению вреда жизни и здоровью – вдвое. Все это существенно сказалось на объемах наших страховых выплат. Кроме того, вырос парк автомобилей в стране, изменилась демографическая ситуация, идут процессы урбанизации.

«Но тарифы остались прежними. Сейчас ни они, ни тарифные факторы не содержат определенную социальную справедливость: автовладельцы, которые должны платить меньше, почему-то до сих пор платят больше, и наоборот. В этом вся проблема, и мы о ней говорим уже года три», – комментирует Олег Ханин.

Когда изменятся тарифы по автострахованию?

Руководитель страховых компаний рассказывает, что актуарное задание для изучения разных сценариев и расчета тарифов уже готово.

«Мы попросили актуариев просчитать изменение лимитов по возмещению ущерба транспортному средству. Сейчас они составляют 600 МРП (один МРП в 2020 году – 2651 тенге. – Ред.), рассматриваются варианты 600, 800, 1000, 1500, 2000 МРП. Также увеличение лимитов по возмещению вреда жизни и здоровью с нынешних 2000 МРП до 3000, 4000, 5000 месячных расчетных показателей», – говорит спикер.

Кроме того, просчитывается возможность изменить или не учитывать амортизацию при страховой выплате, сейчас при расчете страховщики обязаны учитывать эти расходы. Идея заключается в том, чтобы автовладельцы получали возможность поставить новую запчасть взамен старой, с этим всегда проблемы и это вызывает самое большое недовольство со стороны клиентов страховых компаний.

«Мы попросили актуариев просчитать все эти сценарии. Результаты расчетов на основе статистики единой страховой базы данных, данных Нацбанка, АРРФР, страховых организаций они предоставят нам. И мы, исходя из того, чтобы это было не сильно обременительно для автовладельцев в части стоимости страхования, соберем комбинированный продукт из разных опций. Возможно, будет принято решение, что по ущербу имущества это будет не 600 МРП, а 800 МРП, потому что 1200 МРП – это слишком дорого для автовладельцев», – делится планами Олег Ханин.

Многие автовладельцы из агломераций ежедневно заезжают в город, но разница между стоимостью полиса, например, в Алматы и Алматинской области существенна. Будет просчитываться, сколько, кто и как должен платить.

Ожидается, что в этом году будут сделаны актуарные расчеты. Работа небыстрая и немаленькая по объему. Потому что нужно будет проанализировать договоры страхования и убытки по ним за предыдущие пять лет. Это огромный массив данных, рынок заключает безумное количество договоров в течение года.

После этого должно пройти обсуждение, и дальше предложения вынесут на рассмотрение в парламент, поскольку новые условия должны быть прописаны в законодательстве. «Ожидаем, что в течение 2020-2021 годов будет проведена эта работа», – поделился предположением спикер.

Мошенники объезжают «Сергек» по трассам

Рост страхового мошенничества – еще одна проблема рынка, которая также поднималась не раз. Однако подставных ДТП-случаев, которые явно не соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, все больше и больше. Причем мошенники становятся все более изощренными, а документы, которые они представляют, все более «достоверными».

«Когда нам сообщают о страховом случае, наши специалисты выезжают на место ДТП, опрашивают свидетелей, пытаются получить видео с камер наблюдения, пытаются доказать, что машины ездили и после этого ДТП в нормальном состоянии (сейчас благо «Сергек» появился в городе, можно запросить какую-то информацию). Однако мошенники стараются устраивать ДТП за пределами города, на трассах, где нет камер дорожного видеонаблюдения. Сомнения вызывают и случаи, когда с момента заключения договора страхования до аварии прошло меньше или около месяца. Мошенник не любит ждать, он уже сделал какие-то траты, поэтому хочет как можно быстрее получить деньги», – рассказывает Олег Ханин.

Действия мошенников искажают портфель страховой компании, который по природе своей должен быть сбалансированным. «Они изымают деньги, которые полагаются добросовестным страхователям. И страховая компания начинает испытывать трудности, потому что по закону мы должны сделать выплаты в течение 15 дней, а конкуренция на рынке сейчас такова, что компании стремятся выплачивать как можно быстрее. К тому же мы ограничены перечнем документов, сверх которого ничего от клиентов потребовать не можем», – говорит спикер.

Выход, который видит рынок, – включение страховщиков как участников процесса в административное или уголовное производство. «Тогда мы сможем ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы в рамках процесса по рассмотрению вопроса выплат. Сейчас часто бывает так, что компания делает страховую выплату, потом проводит экспертизу, и выясняется, что машины не могли столкнуться так, как они столкнулись. И потом возникают проблемы с взысканием обратно выплат, которые мы произвели», – объясняет суть проблемы спикер.

По его оценкам, примерно 15-18% страховых случаев в год являются сомнительными.

Как завернуть «помогаек» в закон

Страховые «помогайки» – одна из животрепещущих проблем рынка. «Это люди, которые связываются с потерпевшими или лицами, имеющими право на возмещение вреда в соответствии с законом, и вводят их в заблуждение, что только через них потерпевшая сторона может получить страховые выплаты. «Помогайки» заключают с пострадавшими договоры, по которым забирают свою «комиссию», и это может быть до 50% от суммы страховой выплаты. Например, сейчас за смерть автовладельца мы платим 2000 МРП по обязательному страхованию ответственности, это существенная сумма. Половину от нее в итоге получают не наследники или иждивенцы, а совершенно посторонние люди», – рассказывает Олег Ханин.

Законных методов борьбы с ними нет. «Мы давали несколько предложений, как можно решить проблему. Одно и них – сделать работу таких «помогаек» экономически невыгодной. Есть прецедент на рынке: по обязательному страхованию работников от несчастных случаев выплаты производятся через аннуитеты. Мы предлагаем рассмотреть возможность, чтобы компании по общему страхованию по ОС ГПО ВТС перечисляли выплаты в компании по страхованию жизни, и эта выплата являлась бы страховой премией в договоре аннуитета. Таким образом, люди могли бы получать выплаты с установленной периодичностью», – объясняет спикер.

По его словам, эту схему можно еще рассматривать и затем утвердить на уровне нормативно-правового акта регулятора. Все участники рынка могли бы ею пользоваться.

ОСМС сделает страховые продукты дешевле

Олег Ханин также рассказал, почему страховым компаниям было бы интересно участие в системе обязательного социального медицинского страхования.

По его словам, несколько раз до введения ОСМС страховщики обсуждали возможность участия, но в то время ситуация была немного напряженной, было непонятно, как это делать, введение самой системы откладывалось, и тогда страховой рынок не нашел взаимопонимания с государственными органами. Но сейчас, когда это уже начало работать и люди пошли в медучреждения, и когда все больше самозанятых начнет вовлекаться в процесс уплаты перечислений в фонд, можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.

«Может возникнуть очень хорошая синергия того, что предоставляется в рамках ОСМС, и добровольного медицинского страхование. Страховщики смогут создавать продукты, которые позволят удешевить продукты по добровольному медицинскому страхованию за счет части компенсации по расходам через обязательное социальное медицинское страхование», – говорит спикер.

Он поясняет, что сейчас продукты по добровольному медицинскому страхованию покупают в основном корпоративные клиенты в рамках соцпакета для своих работников. С физическими лицами сложнее, поскольку продукт недешевый.

«Финансирование пошло, Фонд социального медицинского страхования начал работать. Уверен, со временем мы найдем общий язык по поводу медстрахования и ОСМС», – заключает Олег Ханин.

Елена Тумашова

Что ждет страховой рынок Казахстана в 2020 году?

Игроки рынка рассказали о том, какие изменения коснутся клиентов.

30 Декабрь 2019 09:49 6138

Что ждет страховой рынок Казахстана в 2020 году?

Эксперты отмечают, что несмотря на то, что кардинальных изменений на рынке не предвидится, но все же остаются вызовы, которые заставят игроков усилить свои позиции и побороться за клиентов.

Иностранные игроки изменят подходы к бизнесу

«В 2020 году на казахстанский страховой рынок в рамках ВТО смогут прийти иностранные игроки со своим опытом, компетенциями, продуктами, бизнес-процессами и ИТ-системами. Пока сложно сказать, насколько наш рынок интересен зарубежным компаниям прямо сейчас, но в ближайшей перспективе они обязательно придут в Казахстан. Это потребует от казахстанских компаний больших изменений в работе. И речь не только о выгодных тарифах и интересных продуктах, а в первую очередь о подходе к бизнесу, качественному сервису и внутренних бизнес-процессах. Это потребует больших инвестиций от страховщиков», – рассказывает исполнительный директор Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов.

С ним согласен председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов. По его словам, хотя розничный рынок зарубежным игрокам вряд ли будет интересен, но их может заинтересовать корпоративный сегмент. Такие перспективы, по его мнению, вынудят местные компании вкладываться в совершенствование бизнеса, и от этого в итоге выиграют клиенты.

Усиление конкуренции подтверждает и то, что уже в 2019 году на рынке увеличилось число компаний по страхованию жизни. Также, по его прогнозам, увеличится конкуренция за страховых агентов и усилится работа в направлении поиска и обучения агентов.

«В первую очередь мы ожидаем, что усиление конкуренции произойдет на рынках ОСНС (обязательное страхование работников от несчастных случаев) и пенсионного аннуитета. Первый рынок пока не охвачен в полном объеме, а у второго есть большие перспективы из-за пенсионной реформы», – делится своим мнением Азамат Ердесов. Также он ожидает, что в следующем году программы накопительного страхования жизни станут частью государственной образовательной накопительной системы (ГОНС), что в итоге даст возможность компаниям по страхованию жизни выйти на новый рынок. В целом же, считает эксперт, из-за роста числа КСЖ и конкуренции значительно увеличится охват предприятий.

«Что касается физических лиц, мы ждем, что программы накопительного страхования жизни станут еще более востребованными, – отметил он. – Этому будет способствовать развитие unit-linked-страхования, программ накопительного страхования для родителей, которые хотят накопить на учебу детей, и программ с процентной ставкой выше, чем у долларовых депозитов».

Онлайн-услуги будут расти

В следующем году, как и в предыдущие, постепенно будет расти спрос на онлайн-продукты. В том числе за счет развития электронных полисов по обязательному автострахованию гражданско-правовой ответственности (ОГПО).

«Это большой вызов для всех розничных компаний, поскольку придется перестраивать не только бизнес-процессы, но и саму философию бизнеса», – отметил Даулет Акижанов. Страховщики совместно с регулятором прошли этап внедрения, усовершенствовали процессы и запланировали большую работу по развитию инфраструктуры, поэтому этот рынок продолжит расти.

Какие страховые услуги будут популярными?

Игроки рынка ожидают, что в рознице основными драйверами останутся традиционные продукты: обязательное автострахование ОГПО, КАСКО, банковское страхование, страхование жизни и имущества.

Что касается корпоративных клиентов, то среди них будут по-прежнему востребованы страхование ответственности, имущества и ОСНС, отмечают во Freedom Finance Insurance.

Глава «Коммеск-Өмір» ожидает также развития вмененного страхования гражданско-правовой ответственности путем его внедрения по новым категориям, в числе которых владельцы объектов массового пребывания людей, адвокаты, оценщики и т. д. По его словам, для бизнеса вмененное страхование способно стать гарантом для выполнения своих имущественных обязательств перед третьими лицами, для страховщиков – отправной точкой для роста.

Олег Ханин отмечает хороший потенциал и у страхования профессиональной ответственности, которое защищает от исков со стороны третьих лиц в связи с ошибками и упущениями, совершенными при исполнении служебных обязанностей. Этот вид осуществляется в обязательной и добровольной форме.

«Страхование профессиональной ответственности, помимо компенсации финансовых потерь, дает возможность профессиональному лицу урегулировать претензии к нему в досудебном порядке, не нанося вреда репутации вследствие длительных судебных процессов. К тому же страхование профессиональной ответственности несет и социальную составляющую, обращенную на защиту интересов граждан», – говорит глава «Коммеск-Өмір».

Чего клиентам ждать от страховщиков в 2020 году?

В целом эксперты сошлись во мнении, что в новом году страховщики сосредоточатся на развитии онлайн-страхования, создании новых сервисов для повышения лояльности клиентов и поиске инновационных страховых продуктов.

«Страховой рынок будет продолжать меняться под влиянием цифровизации и высоких технологий. К сожалению, макроэкономические показатели страхования пока не дотягивают до масштабов экономики. Так, на 01.11.2019 г. доля страховых премий в ВВП составила 0,67%, а отношение страховых премий на душу населения порядка 22 384 тенге. Соответственно, потенциал у страховой отрасли большой», – резюмировал Олег Ханин.

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: