/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
Страховщики прикатили в нелегкий год

Страховщики прикатили в нелегкий год

АвтоКАСКО и обязательное страхование автовладельцев больше не драйверы страхового рынка.

18:53 03 Февраль 2017 18138

Страховщики прикатили в нелегкий год

Автор:

Татьяна Батищева

Впервые за два последних года сбор премий в моторном страховании оказался ниже динамики страхового сектора. Реанимировать рынок возможно, и в 2017 году автолюбителей ждут значительные перемены.

По итогам 2016 года средний размер страховых выплат по договорам обязательного страхования автовладельцев вырос на 0,8%, до 338 тыс. тенге, по КАСКО – на 22%, до 437 тыс. тенге. В абсолютных цифрах сумма премий по автогражданке все еще превышает выплаты, однако динамика выплат уже опередила динамику премий: 25% против 23%. Убыточность этого бизнеса возросла до 48% по рынку. По автоКАСКО ситуация также складывается не в пользу страховщиков. Премии увеличились на 3%, выплаты – на 19, убыточность – с 34 до 39%.

По словам председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Олега Ханина, в 2016 году прирост премий по автогражданке обеспечили новые тарифы по приграничному страхованию автовладельцев. В 2017 году динамика поступления премий сохранится на уровне 20-25% и продиктована будет техническим моментом – ростом ввозимых в страну машин, в среднем это 40-50 тыс. авто в год.

Итоги по КАСКО зависят и дальше будут зависеть от общей финансовой ситуации. Корректировка курса национальной валюты привела к тому, что машины и запчасти значительно выросли в цене. По этой причине совсем мало клиентов – физических лиц – пролонгировали полиса автоКАСКО на добровольной основе. Розничный сегмент автоКАСКО фактически провалился. Дополнительно снизился спрос на КАСКО со стороны заемщиков банков, приобретающих авто в кредит на условиях обязательности приобретения страхового полиса. Рынок банковских страховщиков по КАСКО ужался на 5%.

«Розница по КАСКО нам интересна, но, к сожалению, покупательская способность населения не отвечает рискам, которые страховщики получают в свои портфели – запчасти существенно подорожали. Если ранее доля запчастей в выплатах составляла 50%, то сейчас стоимость работы снижается, а запчастей – увеличивается, – рассказывает Олег Ханин. – Этот факт не может не беспокоить страховщиков: парк машин молодеет, многие авто продаются через салоны и должны обслуживаться по гарантии в фирменных СТО. Ценообразование там дороже, чем на обычных станциях. Все это формирует большие издержки по КАСКО в сегменте физических лиц. Мы не надеемся на большое оживление рынка в 2017 году».

Чтобы закончить 2017 год на приемлемом уровне, страховые компании меняют стратегии в моторном страховании. Например, более активно предлагают сервис. По автоКАСКО страховщики  переводят акцент на работу с юридическими лицами, которым важна  скорость выплат: им нужно, чтобы их транспорт как можно быстрее  вернулся в работу. По автоКАСКО страховщиками не обязательно ждать решения суда для осуществления выплаты, и компании платят максимально быстро, в течении 5-7 дней.

Иной стратегии рынок будет придерживаться по обязательному страхованию автовладельцев. Бесспорно, компании также постараются удержать клиентов выплатной политикой. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов 2016 года как раз стала передача оценки ущерба при ДТП от независимых оценщиков страховому рынку. Статистика показала, что страховщики не стали платить меньше, зато без посредников взаимодействие страховщиков с клиентами стало более эффективное. 

Другая «фишка» ушедшего года, которая переходит в текущий год, – натуральное возмещение, которое практикуют многие страховые организации.

«Страховым компаниям проще предложить ремонт, они хотят платить справедливо и уйти от споров с клиентами по стоимости ремонта транспортного средства, даже с учетом практики, что сейчас сами считают ущерб», – замечает первый заместитель председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

По словам начальника управления страховых выплат СК Nomad Insurance Юрия Пичугина, страховые компании стараются подключать к своей работе станции технического обслуживания, чтобы заменить денежное возмещение на натуральную выплату: «Мы заключили партнерские договоры с несколькими СТО, благодаря чему имеем гарантию качества их работы. Для страхователя это очень удобно, ведь когда подключаются юристы или оценщики, разговор идет исключительно о деньгах».

По словам страховщик, сложность денежной выплаты состоит в том, что на подержанные машины, которым свыше 10 лет и у которых высокая амортизация, денежного возмещения на ремонт не хватает.

«Когда мы предлагаем клиентам услуги СТО, сразу объясняем, что, если нет запчастей на рынке или запчасти в чем-то не устраивают, например клиент не хочет использовать китайские детали, мы подыскиваем бэушные запчасти. СТО начинают загружаться работой, сами к нам приходят и предлагают свои услуги, так как видят в этом крепкий и стабильный рынок», – рассказывает представитель Nomad Insurance.

Еще одно средство для сокращения административных расходов в части ведения страхового дела – снижение издержек на центры продаж.  Здесь страховщики надеются на онлайн страхование и ожидают принятия к концу этого года поправок в законодательстве, разрешающих  использовать электронный полис не только по обязательным, но и по добровольным видам страхования.  Планируется, что продавать онлайн-полисы смогут только страховые компании для исключения посреднических мошеннических схем, например – сайтов-клонов.

Переход продаж в онлайн приведет к снижению цены на полисы обязательного страхования владельцев транспортных средств. В частности, в СК «Коммеск-Өмір» заявляют о планах урезать цену на 10%. Председатель правления СК Amanat Ергали Бегимбетов не исключает, что его компания также может снизить цену на 10%, и, скорее всего, таким образом поступят все игроки рынка.

Справедливость для всех
Тем не менее, ключевая задача страховых организаций – расширение емкости страхования автовладельцев. Одна из проблем страхового рынка такова, что порядка 25% автовладельцев с целью экономии заключают договор страхования не на целый год, а только на 6 месяцев, мотивируя это сезонной эксплуатацией транспортного средства. Однако при наступлении страхового случая такой  клиент вправе рассчитывать на полноценную страховую выплату, что представители страхового сектора считают не вполне правильным. Следует законодательно уточнить понятие сезонной эксплуатации транспортных средств, уверены страховщики.

«Должно быть справедливое решение проблемы для всех. Мы не против, если это мотоциклисты, которые действительно ездят шесть месяцев в году, либо пенсионеры или инвалиды, для которых и была задумана эта социальная норма закона. По факту четверть водителей заключают договоры страхования на полгода, а страховые выплаты получают в полном размере. В итоге получается перераспределение страхового портфеля в нагрузке между теми, кто платит полностью за полис, и теми, кто платит частично. В итоге страховой рынок недособирает страховые премии, убыточность возрастает и страховщики могут поднять вопрос о пересмотре премий», – уверены в СК «Коммеск-Өмір». 

Далее страховые компании хотят навести порядок с тарифами, сделав их адекватными для рынка. На данный момент коэффициент для расчета тарифа составляет для Алматы – 2,96, для Тараза –1, для Шымкента – 1,1. По данным службы автоинспекции, порядка 200 тыс. машин ежедневно въезжает в Алматы.  В итоге машины с региональными номерами, водители которых имеют пониженные коэффициенты стоимости полиса, совершая в Алматы ДТП, бьют более дорогие местные машины.

Страховой рынок давно обсуждает проблему и время от времени озвучивает предложение повысить коэффициенты в районных центрах и уравнять их со столичными.

«Давайте поговорим о том, что пора переходить к единому страховому тарифу по всей территории страны. Для некоторых регионов это будет плюсом, для некоторых – минусом в части размера премий, однако механизм позволит уровнять страну в тарифах и добиться справедливости, так как этот вид социальный и затрагивает интересы большого числа автовладельцев», – считает Владимр Акентьев.

Прогнозируя развитие моторного страхования на этот год, можно предположить, что рост рынка останется на текущем уровне, а выплаты возрастут. Подушка же финансовой безопасности у страховщиков предельно тонка. Вопрос поднятия тарифов неоднозначный и сложный, требующий одобрения депутатов, вовсе не склонных голосовать за непопулярные решения. Страховщикам придется больше уповать на внедрение электронных полисов и урезание административных «костов». Однако снижение расходов уравновесят повышенные затраты на автоматизацию и кибербезопасность. К тому же рынку предстоит потратиться на новые интеграционные системы, которые потребуются  при передаче Единой страховой базы данных (ЕСБД) новому оператору – государственному кредитному бюро. Уже сейчас многие страховые компании расширяют штат IT-специалистов, веб-разработчиков и программистов.

Таким образом, в 2017 году страховщиков ждет рост инвестиций на модернизацию бизнеса, а укрепление тенге помешает получить доход за счет переоценки валютного курса. Все будет происходить на фоне усиления конкуренции, когда придется платить обязательно либо практиковать натуральное возмещение. Не исключено, что число игроков сократится, и решения будут зависеть как от внешних факторов, так и от решений собственников бизнеса. На оптимизацию рынка могут повлиять требования к повышению капитализации страховых компаний со стороны регуляторного органа.

Татьяна Батищева

Страховой бонус от карантина

Как режим самоизоляции отразился на бизнесе страховых компаний?

10 Май 2020 10:10 4818

Страховой бонус от карантина

Фото: ТАСС

Введение режима ЧП привело к тому, что с 15 марта в двух крупнейших городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане – был внедрен повсеместный карантинный режим полной самоизоляции. Индекс самоизоляции, по данным геосервиса «Яндекс.Карты» и ИС «Сергек», превысил четыре пункта из пяти возможных. В результате улицы городов опустели, что привело к значительному сокращению числа ДТП.

По данным Генеральной прокуратуры, в марте в городах Нур-Султане и Алматы было зарегистрировано всего 165 фактов ДТП. Это на 52% меньше, чем в феврале текущего года. С учетом того, что ограничение на передвижение вступило в силу в середине марта, можно резонно предположить, что непосредственно в период карантина снижение ДТП носило более глубокий характер.

Более того, в органах внутренних дел фиксируются лишь ДТП, в которых есть пострадавшие. Так, по статистике МВД, число ДТП в 2019 году составило 16,6 тыс, что на порядок меньше числа урегулированных страховых случаев (почти 75 тыс). Другими словами, реальное число ДТП может быть в четыре-пять раз выше регистрируемых в правовой статистике Генпрокуратуры. Не исключено, что по ДТП без пострадавших в марте вероятно и наблюдался существенный спад. Следует сказать и о совсем мелких ДТП, по которым участники в силу незначительности ущерба решают на месте без обращения к страховым компаниям, и учет которых не ведется вовсе. Их число, весьма вероятно, в виду отсутствия транспортного движения, также упало.

В 2019 году страховые премии и выплаты по ГПО владельцев транспортных средств, по данным Нацбанка, составили 76,72 млрд и 29,68 млрд тенге соответственно. При этом на долю Нур-Султана и Алматы пришлось 32% всех премий (21,2 млрд тенге) и 40% выплат (11,9 млрд тенге). Для сравнения: за январь-март 2019 года на эти города пришлось 26% всех ДТП по стране.

Невооруженным глазом видно, что доходность по основному виду страхования в двух крупнейших городах страны для страховщиков не большая в сравнении с остальными регионами. Однако в условиях карантина страховые компании могли в разы снизить свои издержки, что позитивно сказалось бы на финансовых результатах.

Начиная с апреля режим карантина был распространен повсеместно по всей стране, что могло заметно отразиться на дорожной безопасности в целом и случаях ДТП в частности. А последнее, к слову, напрямую влияет на показатели страховщиков. В целом по стране число ДТП в I квартале 2020 года снизилось почти на 4% к показателю годичной давности, до 2740.

Однако, несмотря на внешне радужные перспективы, inbusiness.kz решил выяснить, как ситуация выглядит на самом деле внутри страховой отрасли.

Как рассказал управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» Ерлан Бурабаев в период карантина объем заключенных договоров страхования по ГПО ВТС снизился.

«Так, если с января по 27 апреля прошлого года, по данным Государственного кредитного бюро, было заключено 1,529 млн договоров, то в аналогичном периоде текущего года – всего 1,316 млн договоров. Причем основное падение произошло в апреле, и сразу в два раза. Если в апреле 2019 года было заключено 447 тыс. договоров, то в апреле текущего года предварительные цифры показывают 222 тыс. договоров», – рассказал Ерлан Бурабаев.

По данным основателя Datalab Group Азамата Керимбаева, опрос среди представителей страховых компаний показал, что в апреле лишь 19% компаний сохранили свои объемы продаж (сбор страховых премий).

«40% респондентов ответили, что объем продаж упал более чем на 60%. У 1/5 страховщиков продажи сократились от 40% до 60%. Всего в опросе участвовало 108 представителей страховых компаний. При этом в марте 2020 года страховщики показали хорошие результаты. Так, за I квартал 2020 года компании по общему страхованию собрали 112 млрд тенге, что на 25,8 млрд тенге больше сборов за аналогичный период прошлого года, т. е. прирост составил 30%», – отметил Азамат Керимбаев.

По оценкам компании, сборы страховых премий по обязательному автострахованию в апреле 2020 года сократились на 24% (все регионы). В Алматы и Нур-Султане объем привлекаемых премий сократился на 33%. Если говорить о физических лицах, то объем премий, полученных от физических лиц, в апреле сократился на 45% по сравнению со средними продажами в обычное время».

Подробнее о причинах падения, роли двух столиц в экономике страховщиков, а также о том, как карантин повлияет на финансовые результаты страховых компаний читайте в спецпроекте «Бизнес vs коронавирус».

Султан Биманов

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Как победить мошенников и «помогаек», а также удешевить медстрахование в рамках ОСМС, рассказывает страховщик.

29 Январь 2020 17:40 6921

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Актуализировать тарифы и тарифные факторы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) предлагает страховое сообщество. Об этом рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» и компании по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life» Олег Ханин.

В последний раз эти тарифы менялись в 2007 году. За это время произошли изменения: страховой полис перестал действовать до первой страховой выплаты, теперь он действует в течение всего срока договора, также были увеличены лимиты по возмещению вреда жизни и здоровью – вдвое. Все это существенно сказалось на объемах наших страховых выплат. Кроме того, вырос парк автомобилей в стране, изменилась демографическая ситуация, идут процессы урбанизации.

«Но тарифы остались прежними. Сейчас ни они, ни тарифные факторы не содержат определенную социальную справедливость: автовладельцы, которые должны платить меньше, почему-то до сих пор платят больше, и наоборот. В этом вся проблема, и мы о ней говорим уже года три», – комментирует Олег Ханин.

Когда изменятся тарифы по автострахованию?

Руководитель страховых компаний рассказывает, что актуарное задание для изучения разных сценариев и расчета тарифов уже готово.

«Мы попросили актуариев просчитать изменение лимитов по возмещению ущерба транспортному средству. Сейчас они составляют 600 МРП (один МРП в 2020 году – 2651 тенге. – Ред.), рассматриваются варианты 600, 800, 1000, 1500, 2000 МРП. Также увеличение лимитов по возмещению вреда жизни и здоровью с нынешних 2000 МРП до 3000, 4000, 5000 месячных расчетных показателей», – говорит спикер.

Кроме того, просчитывается возможность изменить или не учитывать амортизацию при страховой выплате, сейчас при расчете страховщики обязаны учитывать эти расходы. Идея заключается в том, чтобы автовладельцы получали возможность поставить новую запчасть взамен старой, с этим всегда проблемы и это вызывает самое большое недовольство со стороны клиентов страховых компаний.

«Мы попросили актуариев просчитать все эти сценарии. Результаты расчетов на основе статистики единой страховой базы данных, данных Нацбанка, АРРФР, страховых организаций они предоставят нам. И мы, исходя из того, чтобы это было не сильно обременительно для автовладельцев в части стоимости страхования, соберем комбинированный продукт из разных опций. Возможно, будет принято решение, что по ущербу имущества это будет не 600 МРП, а 800 МРП, потому что 1200 МРП – это слишком дорого для автовладельцев», – делится планами Олег Ханин.

Многие автовладельцы из агломераций ежедневно заезжают в город, но разница между стоимостью полиса, например, в Алматы и Алматинской области существенна. Будет просчитываться, сколько, кто и как должен платить.

Ожидается, что в этом году будут сделаны актуарные расчеты. Работа небыстрая и немаленькая по объему. Потому что нужно будет проанализировать договоры страхования и убытки по ним за предыдущие пять лет. Это огромный массив данных, рынок заключает безумное количество договоров в течение года.

После этого должно пройти обсуждение, и дальше предложения вынесут на рассмотрение в парламент, поскольку новые условия должны быть прописаны в законодательстве. «Ожидаем, что в течение 2020-2021 годов будет проведена эта работа», – поделился предположением спикер.

Мошенники объезжают «Сергек» по трассам

Рост страхового мошенничества – еще одна проблема рынка, которая также поднималась не раз. Однако подставных ДТП-случаев, которые явно не соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, все больше и больше. Причем мошенники становятся все более изощренными, а документы, которые они представляют, все более «достоверными».

«Когда нам сообщают о страховом случае, наши специалисты выезжают на место ДТП, опрашивают свидетелей, пытаются получить видео с камер наблюдения, пытаются доказать, что машины ездили и после этого ДТП в нормальном состоянии (сейчас благо «Сергек» появился в городе, можно запросить какую-то информацию). Однако мошенники стараются устраивать ДТП за пределами города, на трассах, где нет камер дорожного видеонаблюдения. Сомнения вызывают и случаи, когда с момента заключения договора страхования до аварии прошло меньше или около месяца. Мошенник не любит ждать, он уже сделал какие-то траты, поэтому хочет как можно быстрее получить деньги», – рассказывает Олег Ханин.

Действия мошенников искажают портфель страховой компании, который по природе своей должен быть сбалансированным. «Они изымают деньги, которые полагаются добросовестным страхователям. И страховая компания начинает испытывать трудности, потому что по закону мы должны сделать выплаты в течение 15 дней, а конкуренция на рынке сейчас такова, что компании стремятся выплачивать как можно быстрее. К тому же мы ограничены перечнем документов, сверх которого ничего от клиентов потребовать не можем», – говорит спикер.

Выход, который видит рынок, – включение страховщиков как участников процесса в административное или уголовное производство. «Тогда мы сможем ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы в рамках процесса по рассмотрению вопроса выплат. Сейчас часто бывает так, что компания делает страховую выплату, потом проводит экспертизу, и выясняется, что машины не могли столкнуться так, как они столкнулись. И потом возникают проблемы с взысканием обратно выплат, которые мы произвели», – объясняет суть проблемы спикер.

По его оценкам, примерно 15-18% страховых случаев в год являются сомнительными.

Как завернуть «помогаек» в закон

Страховые «помогайки» – одна из животрепещущих проблем рынка. «Это люди, которые связываются с потерпевшими или лицами, имеющими право на возмещение вреда в соответствии с законом, и вводят их в заблуждение, что только через них потерпевшая сторона может получить страховые выплаты. «Помогайки» заключают с пострадавшими договоры, по которым забирают свою «комиссию», и это может быть до 50% от суммы страховой выплаты. Например, сейчас за смерть автовладельца мы платим 2000 МРП по обязательному страхованию ответственности, это существенная сумма. Половину от нее в итоге получают не наследники или иждивенцы, а совершенно посторонние люди», – рассказывает Олег Ханин.

Законных методов борьбы с ними нет. «Мы давали несколько предложений, как можно решить проблему. Одно и них – сделать работу таких «помогаек» экономически невыгодной. Есть прецедент на рынке: по обязательному страхованию работников от несчастных случаев выплаты производятся через аннуитеты. Мы предлагаем рассмотреть возможность, чтобы компании по общему страхованию по ОС ГПО ВТС перечисляли выплаты в компании по страхованию жизни, и эта выплата являлась бы страховой премией в договоре аннуитета. Таким образом, люди могли бы получать выплаты с установленной периодичностью», – объясняет спикер.

По его словам, эту схему можно еще рассматривать и затем утвердить на уровне нормативно-правового акта регулятора. Все участники рынка могли бы ею пользоваться.

ОСМС сделает страховые продукты дешевле

Олег Ханин также рассказал, почему страховым компаниям было бы интересно участие в системе обязательного социального медицинского страхования.

По его словам, несколько раз до введения ОСМС страховщики обсуждали возможность участия, но в то время ситуация была немного напряженной, было непонятно, как это делать, введение самой системы откладывалось, и тогда страховой рынок не нашел взаимопонимания с государственными органами. Но сейчас, когда это уже начало работать и люди пошли в медучреждения, и когда все больше самозанятых начнет вовлекаться в процесс уплаты перечислений в фонд, можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.

«Может возникнуть очень хорошая синергия того, что предоставляется в рамках ОСМС, и добровольного медицинского страхование. Страховщики смогут создавать продукты, которые позволят удешевить продукты по добровольному медицинскому страхованию за счет части компенсации по расходам через обязательное социальное медицинское страхование», – говорит спикер.

Он поясняет, что сейчас продукты по добровольному медицинскому страхованию покупают в основном корпоративные клиенты в рамках соцпакета для своих работников. С физическими лицами сложнее, поскольку продукт недешевый.

«Финансирование пошло, Фонд социального медицинского страхования начал работать. Уверен, со временем мы найдем общий язык по поводу медстрахования и ОСМС», – заключает Олег Ханин.

Елена Тумашова