DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Страховой рынок накрыло нестабильностью

Страховой рынок накрыло нестабильностью

Замдиректора рейтингового агентства S&P Global Ratings Екатерина Толстова рассказала abctv.kz о рисках и перспективах казахстанских страховых компаний.

24 Апрель 2018 07:50 10384

Страховой рынок накрыло нестабильностью

Автор:

Татьяна Батищева

– Здравствуйте, Екатерина! Давайте начнем с того, как изменился страховой рынок Казахстана за прошедший год? Каковы ключевые риски, выросли они или понизились?

– Мы по-прежнему отмечаем волатильность темпов роста в казахстанском секторе страхования за последние пять лет. Рынок страхования в целом продемонстрировал снижение на четыре процента объемов страховой брутто-премии в реальном выражении в 2017 году в сравнении с ростом на девять процентов в 2016 году. Это замедление обусловлено главным образом снижением темпов роста в секторе общего страхования на шесть процентов в реальном выражении по сравнению с сохраняющимся значительным ростом в сегменте страхования жизни – на 11 процентов.

Мы отмечаем, что волатильность в сегменте общего страхования обусловлена деятельностью нескольких страховых компаний. В частности, компаний, занимающихся страхованием финансовых рисков для аффилированных банковских групп. Такие компании могут демонстрировать довольно волатильные показатели в разные годы в зависимости от стратегии банковских групп, предусматривающей рост кредитных портфелей и последующие потребности в страховании рисков, сопряженных с этим ростом.

По нашему мнению, страховой рынок Казахстана характеризуется довольно высоким уровнем концентрации: 25 компаний занимаются общим страхованием, семь компаний – страхованием жизни. Мы отмечаем, что в 2017 году на долю десяти крупнейших страховщиков приходилось около 60 процентов совокупной страховой премии, и их доля может постепенно расти вследствие ожидаемой консолидации рынка.

По нашему мнению, небольшие компании, вероятнее всего, будут объединяться с крупными страховщиками в связи с возможным повышением требований к капиталу для сектора страхования в среднесрочной перспективе и давлением со стороны высоких расходов на агентскую сеть, в том числе высокого комиссионного вознаграждения страховых агентов. Консолидация страховых компаний продолжается: страховые компании, входящие в состав крупных банковских групп, находятся в процессе объединения, например «Казахинстрах» и «Казкоммерц-Полис».

Мы отмечаем, что показатели страховой деятельности казахстанского рынка страхования лучше результатов российского страхового сектора и оказывают позитивное влияние на итоговые результаты казахстанских страховщиков. В то же время результаты страховой деятельности в 2017 году оказались хуже показателей прошлых лет в связи с увеличением резервов, убытков и ростом аквизиционных расходов для компаний, занимающихся общим страхованием.

Мы также отмечаем, что часть страховых компаний инвестируют в инструменты в долларах, в связи с чем возникает валютный риск. Волатильность курса тенге относительно доллара может оказать влияние как на результаты инвестиционной деятельности, так и обусловить волатильность показателей страховой деятельности. Мы наблюдали рост активов, номинированных в иностранной валюте, в 2014-2015 годах в связи с девальвацией, что привело к росту доходов страховых компаний.

Однако в последующие годы компании не зафиксировали таких крупных доходов в результате переоценки активов, номинированных в иностранной валюте, так как произошло изменение курсов валют.

– Наши банковские компании предлагают в основном банкиншуренс. На Ваш взгляд, будут ли банковские компании выходить за пределы обслуживания банков на конкурентный рынок, поскольку банковская модель развития не дает будущего...

– Мы отмечаем, что есть страховые компании, входящие в банковские группы, которые так или иначе обслуживают интересы этих групп. На примере нескольких страховых компаний, являющихся частью банковских групп, мы наблюдаем увеличение или сокращение объемов страховой премии в зависимости от потребностей групп в страховании данных рисков.

На данный момент мы не наблюдаем изменения в бизнес-моделях данных страховых компаний. Возможные законодательные инициативы могут в среднесрочной перспективе так или иначе подтолкнуть страховые компании к развитию других направлений. Однако это будет во многом зависеть от политики акционеров и соблюдения их интересов.

Мы также отмечаем, что существуют крупные страховые компании, которые являются частью банковских групп и обладают диверсифицированным страховым портфелем. Они являются крупными игроками на страховом рынке с рыночными моделями и небольшой долей страховой премии внутри группы.

– Рентабельность казахстанских компаний достаточно привлекательная. В то же время политика регулятора направлена на повышение капитализации страхового сектора. Насколько с Вашей точки зрения оправдана жесткость требований к росту капитализации?

– Действительно, показатель рентабельности капитала (ROE) составил порядка 14 процентов, что мы оцениваем позитивно при нашем анализе страхового сектора Казахстана. У отдельных компаний есть некоторые проблемы с показателями, в том числе связанные с нарушением нормативов, которые также контролирует регулятор и пытается их решить. В том числе введение риск-ориентированного подхода к регулированию страховых компаний и увеличение требований к капиталу страховых компаний являются ответными мерами регулятора по контролю сектора.

– Каким образом повлияет на процесс присвоения рейтинга риск-ориентированный надзор оценки жизнедеятельности страховой компании посредством института суждений, введение которого сейчас рассматривает регулятор? Как S&P будет оценивать компании, ведь аналитики привыкли иметь дело с цифрами и показателями, а Нацбанк намерен ввести еще и собственное суждение, которое РА не могут игнорировать? Однако суждения часто субъективны…

– Необходимо более детально понимать, какие требования закладывает регулятор с точки зрения риск-ориентированного подхода. Например, в Европе риск-ориентированный надзор был связан с внедрением Solvency II, при котором взвешиваются риски активов и пассивов с определенным весом. С учетом этого рассчитывается, насколько компании достаточно капитала для покрытия своих обязательств. В Европе мы наблюдали процесс, что для соблюдения требований Solvency II многие страховые компании улучшали свои системы риск-менеджмента для более качественного контроля за рисками.

S&P Global Ratings также оценивает показатели капитализации и прибыльности, которые отражают способность страховой компании проводить анализ достаточности капитала с целью покрытия убытков. Анализ достаточности капитала позволяет в первую очередь определить соотношение имеющихся у компании источников капитала и ее потребностей в капитале при помощи разработанной S&P Global Ratings модели расчета капитала, а затем – оценить способность и готовность страховой компании увеличивать капитал за счет нераспределенной прибыли, чтобы таким образом финансировать рост.

S&P Global Ratings анализирует страховые компании на основе качественных и количественных показателей. Одним из компонентов рейтинга, который включает оценку регулятивных изменений, является оценка отраслевых и страновых рисков. Мы присваиваем индивидуальную оценку страхового сектора Казахстана, которую мы оцениваем как умеренную. Она отражает риски, которым обычно подвержены страховые компании, работающие в конкретных секторах страхования и странах.

Мы оцениваем уровень развития нормативно-правовой базы в стране, которая показывает, насколько разработанными и эффективными являются требования к выдаче лицензий страховым компаниям и текущему надзору за их деятельностью в соответствующем секторе. В том числе эти требования относятся к платежеспособности страховой компании, стимулам для эффективного управления рисками и способности руководства страховой компании проводить оценку существующих рисков.

Практика регулирования страхового сектора в предыдущие периоды показывает глубину и периодичность мониторинга деятельности страховых компаний и вмешательство регулирующего органа в целях сокращения случаев банкротств страховых компаний или ослабления их влияния на страховой сектор.

– Если будут сильно размытые показатели, что тогда?

– Изначально необходимо посмотреть на новые требования и этапы их внедрения, а потом обсудить следующие шаги.

– Как можно оценить, адекватен или нет отзыв лицензии страховой компании?

– На сайте Национального банка публикуются финансовые показатели страховых компаний, которые отражают текущее состояние сектора и отдельных страховых компаний. Например, в 2009 году у компании «Алтын Полис» была отозвана лицензия регулятором в связи с финансовым состоянием, в том числе с несоответствием пруденциальных нормативов и неисполнением обязательств страховой компанией.

Мы отмечаем постепенное повышение качества регулирования в последнее десятилетие, что частично было связано с ответными мерами регулятора на появление ряда мошеннических схем на страховом рынке и устранением недостатков системы управления, что привело к отзыву лицензий некоторых страховых компаний в 2000-х годах.

По нашему мнению, этот процесс продолжается, при этом регулирующий орган контролирует ситуацию на страховом рынке и в случае необходимости приостанавливает действие лицензий страховых компаний, как в 2017-2018 годах, когда были приостановлены лицензии нескольких страховых компаний в определенных направлениях бизнеса и на определенный срок.

Татьяна Батищева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Страховой бонус от карантина

Как режим самоизоляции отразился на бизнесе страховых компаний?

10 Май 2020 10:10 2843

Страховой бонус от карантина

Фото: ТАСС

Введение режима ЧП привело к тому, что с 15 марта в двух крупнейших городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане – был внедрен повсеместный карантинный режим полной самоизоляции. Индекс самоизоляции, по данным геосервиса «Яндекс.Карты» и ИС «Сергек», превысил четыре пункта из пяти возможных. В результате улицы городов опустели, что привело к значительному сокращению числа ДТП.

По данным Генеральной прокуратуры, в марте в городах Нур-Султане и Алматы было зарегистрировано всего 165 фактов ДТП. Это на 52% меньше, чем в феврале текущего года. С учетом того, что ограничение на передвижение вступило в силу в середине марта, можно резонно предположить, что непосредственно в период карантина снижение ДТП носило более глубокий характер.

Более того, в органах внутренних дел фиксируются лишь ДТП, в которых есть пострадавшие. Так, по статистике МВД, число ДТП в 2019 году составило 16,6 тыс, что на порядок меньше числа урегулированных страховых случаев (почти 75 тыс). Другими словами, реальное число ДТП может быть в четыре-пять раз выше регистрируемых в правовой статистике Генпрокуратуры. Не исключено, что по ДТП без пострадавших в марте вероятно и наблюдался существенный спад. Следует сказать и о совсем мелких ДТП, по которым участники в силу незначительности ущерба решают на месте без обращения к страховым компаниям, и учет которых не ведется вовсе. Их число, весьма вероятно, в виду отсутствия транспортного движения, также упало.

В 2019 году страховые премии и выплаты по ГПО владельцев транспортных средств, по данным Нацбанка, составили 76,72 млрд и 29,68 млрд тенге соответственно. При этом на долю Нур-Султана и Алматы пришлось 32% всех премий (21,2 млрд тенге) и 40% выплат (11,9 млрд тенге). Для сравнения: за январь-март 2019 года на эти города пришлось 26% всех ДТП по стране.

Невооруженным глазом видно, что доходность по основному виду страхования в двух крупнейших городах страны для страховщиков не большая в сравнении с остальными регионами. Однако в условиях карантина страховые компании могли в разы снизить свои издержки, что позитивно сказалось бы на финансовых результатах.

Начиная с апреля режим карантина был распространен повсеместно по всей стране, что могло заметно отразиться на дорожной безопасности в целом и случаях ДТП в частности. А последнее, к слову, напрямую влияет на показатели страховщиков. В целом по стране число ДТП в I квартале 2020 года снизилось почти на 4% к показателю годичной давности, до 2740.

Однако, несмотря на внешне радужные перспективы, inbusiness.kz решил выяснить, как ситуация выглядит на самом деле внутри страховой отрасли.

Как рассказал управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» Ерлан Бурабаев в период карантина объем заключенных договоров страхования по ГПО ВТС снизился.

«Так, если с января по 27 апреля прошлого года, по данным Государственного кредитного бюро, было заключено 1,529 млн договоров, то в аналогичном периоде текущего года – всего 1,316 млн договоров. Причем основное падение произошло в апреле, и сразу в два раза. Если в апреле 2019 года было заключено 447 тыс. договоров, то в апреле текущего года предварительные цифры показывают 222 тыс. договоров», – рассказал Ерлан Бурабаев.

По данным основателя Datalab Group Азамата Керимбаева, опрос среди представителей страховых компаний показал, что в апреле лишь 19% компаний сохранили свои объемы продаж (сбор страховых премий).

«40% респондентов ответили, что объем продаж упал более чем на 60%. У 1/5 страховщиков продажи сократились от 40% до 60%. Всего в опросе участвовало 108 представителей страховых компаний. При этом в марте 2020 года страховщики показали хорошие результаты. Так, за I квартал 2020 года компании по общему страхованию собрали 112 млрд тенге, что на 25,8 млрд тенге больше сборов за аналогичный период прошлого года, т. е. прирост составил 30%», – отметил Азамат Керимбаев.

По оценкам компании, сборы страховых премий по обязательному автострахованию в апреле 2020 года сократились на 24% (все регионы). В Алматы и Нур-Султане объем привлекаемых премий сократился на 33%. Если говорить о физических лицах, то объем премий, полученных от физических лиц, в апреле сократился на 45% по сравнению со средними продажами в обычное время».

Подробнее о причинах падения, роли двух столиц в экономике страховщиков, а также о том, как карантин повлияет на финансовые результаты страховых компаний читайте в спецпроекте «Бизнес vs коронавирус».

Султан Биманов

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Как победить мошенников и «помогаек», а также удешевить медстрахование в рамках ОСМС, рассказывает страховщик.

29 Январь 2020 17:40 6573

Олег Ханин: «Тарифы для автовладельцев несправедливы»

Актуализировать тарифы и тарифные факторы по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) предлагает страховое сообщество. Об этом рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» и компании по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life» Олег Ханин.

В последний раз эти тарифы менялись в 2007 году. За это время произошли изменения: страховой полис перестал действовать до первой страховой выплаты, теперь он действует в течение всего срока договора, также были увеличены лимиты по возмещению вреда жизни и здоровью – вдвое. Все это существенно сказалось на объемах наших страховых выплат. Кроме того, вырос парк автомобилей в стране, изменилась демографическая ситуация, идут процессы урбанизации.

«Но тарифы остались прежними. Сейчас ни они, ни тарифные факторы не содержат определенную социальную справедливость: автовладельцы, которые должны платить меньше, почему-то до сих пор платят больше, и наоборот. В этом вся проблема, и мы о ней говорим уже года три», – комментирует Олег Ханин.

Когда изменятся тарифы по автострахованию?

Руководитель страховых компаний рассказывает, что актуарное задание для изучения разных сценариев и расчета тарифов уже готово.

«Мы попросили актуариев просчитать изменение лимитов по возмещению ущерба транспортному средству. Сейчас они составляют 600 МРП (один МРП в 2020 году – 2651 тенге. – Ред.), рассматриваются варианты 600, 800, 1000, 1500, 2000 МРП. Также увеличение лимитов по возмещению вреда жизни и здоровью с нынешних 2000 МРП до 3000, 4000, 5000 месячных расчетных показателей», – говорит спикер.

Кроме того, просчитывается возможность изменить или не учитывать амортизацию при страховой выплате, сейчас при расчете страховщики обязаны учитывать эти расходы. Идея заключается в том, чтобы автовладельцы получали возможность поставить новую запчасть взамен старой, с этим всегда проблемы и это вызывает самое большое недовольство со стороны клиентов страховых компаний.

«Мы попросили актуариев просчитать все эти сценарии. Результаты расчетов на основе статистики единой страховой базы данных, данных Нацбанка, АРРФР, страховых организаций они предоставят нам. И мы, исходя из того, чтобы это было не сильно обременительно для автовладельцев в части стоимости страхования, соберем комбинированный продукт из разных опций. Возможно, будет принято решение, что по ущербу имущества это будет не 600 МРП, а 800 МРП, потому что 1200 МРП – это слишком дорого для автовладельцев», – делится планами Олег Ханин.

Многие автовладельцы из агломераций ежедневно заезжают в город, но разница между стоимостью полиса, например, в Алматы и Алматинской области существенна. Будет просчитываться, сколько, кто и как должен платить.

Ожидается, что в этом году будут сделаны актуарные расчеты. Работа небыстрая и немаленькая по объему. Потому что нужно будет проанализировать договоры страхования и убытки по ним за предыдущие пять лет. Это огромный массив данных, рынок заключает безумное количество договоров в течение года.

После этого должно пройти обсуждение, и дальше предложения вынесут на рассмотрение в парламент, поскольку новые условия должны быть прописаны в законодательстве. «Ожидаем, что в течение 2020-2021 годов будет проведена эта работа», – поделился предположением спикер.

Мошенники объезжают «Сергек» по трассам

Рост страхового мошенничества – еще одна проблема рынка, которая также поднималась не раз. Однако подставных ДТП-случаев, которые явно не соответствуют обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия, все больше и больше. Причем мошенники становятся все более изощренными, а документы, которые они представляют, все более «достоверными».

«Когда нам сообщают о страховом случае, наши специалисты выезжают на место ДТП, опрашивают свидетелей, пытаются получить видео с камер наблюдения, пытаются доказать, что машины ездили и после этого ДТП в нормальном состоянии (сейчас благо «Сергек» появился в городе, можно запросить какую-то информацию). Однако мошенники стараются устраивать ДТП за пределами города, на трассах, где нет камер дорожного видеонаблюдения. Сомнения вызывают и случаи, когда с момента заключения договора страхования до аварии прошло меньше или около месяца. Мошенник не любит ждать, он уже сделал какие-то траты, поэтому хочет как можно быстрее получить деньги», – рассказывает Олег Ханин.

Действия мошенников искажают портфель страховой компании, который по природе своей должен быть сбалансированным. «Они изымают деньги, которые полагаются добросовестным страхователям. И страховая компания начинает испытывать трудности, потому что по закону мы должны сделать выплаты в течение 15 дней, а конкуренция на рынке сейчас такова, что компании стремятся выплачивать как можно быстрее. К тому же мы ограничены перечнем документов, сверх которого ничего от клиентов потребовать не можем», – говорит спикер.

Выход, который видит рынок, – включение страховщиков как участников процесса в административное или уголовное производство. «Тогда мы сможем ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы в рамках процесса по рассмотрению вопроса выплат. Сейчас часто бывает так, что компания делает страховую выплату, потом проводит экспертизу, и выясняется, что машины не могли столкнуться так, как они столкнулись. И потом возникают проблемы с взысканием обратно выплат, которые мы произвели», – объясняет суть проблемы спикер.

По его оценкам, примерно 15-18% страховых случаев в год являются сомнительными.

Как завернуть «помогаек» в закон

Страховые «помогайки» – одна из животрепещущих проблем рынка. «Это люди, которые связываются с потерпевшими или лицами, имеющими право на возмещение вреда в соответствии с законом, и вводят их в заблуждение, что только через них потерпевшая сторона может получить страховые выплаты. «Помогайки» заключают с пострадавшими договоры, по которым забирают свою «комиссию», и это может быть до 50% от суммы страховой выплаты. Например, сейчас за смерть автовладельца мы платим 2000 МРП по обязательному страхованию ответственности, это существенная сумма. Половину от нее в итоге получают не наследники или иждивенцы, а совершенно посторонние люди», – рассказывает Олег Ханин.

Законных методов борьбы с ними нет. «Мы давали несколько предложений, как можно решить проблему. Одно и них – сделать работу таких «помогаек» экономически невыгодной. Есть прецедент на рынке: по обязательному страхованию работников от несчастных случаев выплаты производятся через аннуитеты. Мы предлагаем рассмотреть возможность, чтобы компании по общему страхованию по ОС ГПО ВТС перечисляли выплаты в компании по страхованию жизни, и эта выплата являлась бы страховой премией в договоре аннуитета. Таким образом, люди могли бы получать выплаты с установленной периодичностью», – объясняет спикер.

По его словам, эту схему можно еще рассматривать и затем утвердить на уровне нормативно-правового акта регулятора. Все участники рынка могли бы ею пользоваться.

ОСМС сделает страховые продукты дешевле

Олег Ханин также рассказал, почему страховым компаниям было бы интересно участие в системе обязательного социального медицинского страхования.

По его словам, несколько раз до введения ОСМС страховщики обсуждали возможность участия, но в то время ситуация была немного напряженной, было непонятно, как это делать, введение самой системы откладывалось, и тогда страховой рынок не нашел взаимопонимания с государственными органами. Но сейчас, когда это уже начало работать и люди пошли в медучреждения, и когда все больше самозанятых начнет вовлекаться в процесс уплаты перечислений в фонд, можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.

«Может возникнуть очень хорошая синергия того, что предоставляется в рамках ОСМС, и добровольного медицинского страхование. Страховщики смогут создавать продукты, которые позволят удешевить продукты по добровольному медицинскому страхованию за счет части компенсации по расходам через обязательное социальное медицинское страхование», – говорит спикер.

Он поясняет, что сейчас продукты по добровольному медицинскому страхованию покупают в основном корпоративные клиенты в рамках соцпакета для своих работников. С физическими лицами сложнее, поскольку продукт недешевый.

«Финансирование пошло, Фонд социального медицинского страхования начал работать. Уверен, со временем мы найдем общий язык по поводу медстрахования и ОСМС», – заключает Олег Ханин.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: