Пленарное заседание мажилиса, прошедшее в четверг, смело можно назвать таможенным. На повестке у депутатов были только "таможенные" законопроекты – ратификация договора о Таможенном кодексе ЕАЭС, Кодекс о таможенном регулировании в Республике Казахстан и пакет сопутствующих ему поправок в действующее законодательство.
Таможенный кодекс ЕАЭС – документ давно ожидаемый. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя документ, не уставал расхваливать его преимущества.
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза основан на международных стандартах и передовой практике таможенного администрирования и создавался с учетом особенностей правоприменительной практики каждого из пяти государств – членов Евразийского экономического союза. В документе заложены совершенно новые подходы, такие как автоматизация таможенных операций, введение более удобного для бизнеса алгоритма взаимодействия с государственными органами, основанного на упрощении таможенного администрирования, создании и внедрении механизмов единого окна при экспортно-импортных операциях", – заявил он.
Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает принципиально новый подход к таможенному регулированию – в виде автоматизации бизнес-процессов на таможне. В частности, внедряется приоритет электронного декларирования.
"Это означает, что декларирование будет осуществляться в электронном виде. При этом нет необходимости прикладывать какие-либо подтверждающие документы. Все необходимые сведения указываются в самой декларации. Декларирование на бумаге останется лишь в отдельных случаях, например при технических сбоях", – подчеркнул г-н Сулейменов.
Кроме того, в проекте законодательно заложена возможность использования механизма единого окна.
То есть таможенные органы не должны больше запрашивать у декларанта документы, которые могут быть ими получены из информационных систем государственных органов в рамках информационного взаимодействия.
"Реализация этих двух положений позволит осуществлять автоматический выпуск товаров. То есть информационная система таможенных органов без участия должностных лиц выпускает декларацию, если не были выявлены потенциальные нарушения. Тем самым придается юридическая значимость выпуску без участия должностного лица таможенных органов. В совокупности указанные нормы существенно упростят процесс декларирования и позволят сократить коррупционные риски", – заверил глава Миннацэкономики.
Предусматривается и возможность получения отсрочки по таможенным пошлинам. Как пояснил г-н Сулейменов, "если по каким-либо причинам декларант не сможет сразу рассчитаться с бюджетом по таможенным пошлинам, то государство дает ему право воспользоваться отсрочкой на месяц с уплатой процентов".
"В отдельных случаях предоставляется рассрочка до шести месяцев без уплаты процентов. Это, к примеру, при осуществлении поставок в рамках международных договоров, при ввозе сельхозтехники, посевных материалов, племенных животных, при причинении плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы", – добавил он.
Таможенный кодекс ЕАЭС требует и унификации национального законодательства. Поэтому министр национальной экономики представил депутатам и проект Кодекса о таможенном регулировании, основу которого и составили нормы кодекса международного. По словам министра, кстати, получается, что участникам внешнеэкономической деятельности теперь вовсе не обязательно штудировать сразу два кодекса:
"Любое лицо на практике может опираться на нормы только национального кодекса, так как в проекте кодекса полностью имплементированы положения Таможенного кодекса ЕАЭС, реализованы отсылочные нормы на национальное законодательство, а также установлены правоотношения, которые не были урегулированы в Кодексе ЕАЭС".
Помимо переноса норм, добавлены и сугубо национальные. Так, расширяется перечень товаров, выпускаемых по заявлению до подачи таможенной декларации, так называемый режим таможенной очистки "Постфактум". Она будет распространяться в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории; инвесторов; уполномоченных экономических операторов.
"Это означает, что лицо при условии соблюдения требований, подав заявление до таможенной очистки, может пользоваться товаром и пускать в торговый оборот. При этом не позднее 10 числа следующего месяца он должен подать декларацию на товары и уплатить причитающиеся суммы таможенных платежей и налогов", – объяснил г-н Сулейменов.
Для развития транзитного потенциала страны в проекте кодекса предусмотрен ряд норм по оптимизации таможенных операций. Так, если в действующем кодексе предусматривалось завершение таможенного транзита в течение 24 часов, в новом же кодексе для завершения процедуры отведено не более четырех часов рабочего времени. Кроме того, в случае необходимости проведения таможенного досмотра транзитных грузов сроки их проведения сокращены с десяти до пяти дней.
"Была определенная сложность в оформлении транзита при перевозке товаров двумя и более видами транспорта. На каждый вид транспорта оформлялась отдельная транзитная декларация. В новом Таможенном кодексе предоставлена возможность оформления одной транзитной декларации, что существенно облегчает процедуру мультимодальных перевозок", – пояснил г-н Сулейменов.
Депутаты к оптимизму министра отнеслись осторожно. И обратили внимание на нюансы. В частности, на работу пунктов предварительного уведомления, которые сегодня в России рядом с пунктами автомобильного пропуска.
"Сегодня российская сторона у себя сразу за пунктом пропуска автомобильного транспорта установила так называемые пункты предварительного уведомления, где все наши грузы тотально проверяются ветеринарной и фитосанитарной экспертизой. Получается, мы не можем туда проехать свободно, а наша сторона вообще свободна. Какие меры адекватные мы будем принимать?" – спросил мажилисмен Роман Ким. Однако ничего обнадёживающего в ответ он не услышал.
"Что касается адекватных и альтернативных мер в Казахстане, пока он обсуждается, его необходимо будет урегулировать на законодательном уровне, чтобы такое право и у нас появилось – ставить пункты предварительного уведомления на казахстанской территории", – сказал вице-министр сельского хозяйства Рустем Курманов.
Депутат Меруерт Казбекова и вовсе почти повздорила с заместителем председателя комитета государственных доходов министерства финансов Госманом Амриным. Депутат поставила под сомнение вопрос надежного функционирования информационных систем.
"Одной из новелл Таможенного кодекса ЕАЭС является внедрение с 1 января 2018 года электронного таможенного декларирования, но из-за сбоев информационной системы "Астана-1" деятельность международных транспортных операторов фактически заблокирована. Так, сегодня алгоритм данной информационной системы не позволяет в полном объеме обрабатывать все декларации, усложнен процесс таможенного декларирования, нет возможности подписывать предоставленные документы электронной подписью, отсутствует регламент работы системы "Астана -1", многие формы и справочники в системе даны только на английском языке. Также отключен доступ для участников внешнеэкономической деятельности к информационным системам контроля транзита и доставки грузов. Если с процедурой таможенного транзита такие проблемы, то что будет с внедрением, когда будут процедуры экспорта и импорта?" – спросила г-жа Казбекова.
"Информация, которую Вы доложили, не соответствует в полной мере действительности, – возразил ей г-н Амрин. – Да, технические сбои имели место. С 1 октября транзит запущен. Вы сказали, только лишь по интеграции с книжками МДП ИРУ – данный вопрос находятся на контроле. Интеграция есть, один элемент, который сейчас отсутствует, это дополнительное подтверждение, что книжка МДП выдана ИРУ – эта международная организация выдает книжки отечественным и иностранным перевозчикам. У нас с 1 января запустится в полном объеме, даже мы предусматриваем то, что Вы говорите. Вы знаете, что нашим партнером по поставке информационных систем "Астана-1" является
Организация Объединенных Наций. Это не частная компания – авторитетная международная организация ЮНКТАД. Со вчерашнего дня идет дополнительное тестирование по процедуре декларирования – это основное, экспорт-импорт в Астане и Алматы. Такая вероятность может быть, какой-то срыв 1 января. Мы не можем запустить информационную систему "Астана-1" до 1 января, потому что кодекс вступит в силу 1 января. Новая информационная система сделана под новый кодекс. В старый кодекс нельзя ее возвращать, и в случае какого-то ЧП у нас есть действующая система – это ТАИС-2 и ЦОУ. Они не будут отключаться в этот момент".
Меруерт Казбекову заверения не утешили. По ее данным, система ТАИС, на которую ссылается представитель КГД МФ, тоже далека от идеально работающей:
"Ваша ТАИС не работает ни в субботу, ни в воскресенье, и после 17:00 вечера, – резко парировала депутат. – На эту тему мы разговаривали с вами на комитете. Не говоря о вашей новой системе, которая в качестве эксперимента работает только в Астане, и внедрена только одна процедура. И вся информация, которая, Вы говорите, недостоверна, предоставлена НПП и предпринимателями. Вам, наверное, докладывают одно, а мы говорим реально о предпринимателях, которые сталкиваются каждый день с этой процедурой".
"Я думаю, у нас должен быть откровенный разговор. В прошлый раз Вы сказали о том, что не работает. Я официально опровергаю, я пригласил Вас прийти к нам посмотреть работу, систему ТАИС, когда Вы сказали, что с элеватора невозможно оформить декларацию. Ни одного факта Вы, к сожалению, мне не представили. Я тоже обязан, как один из руководителей, защищать интересы госоргана. Когда Вы ссылаетесь на национальную палату – она работает с нами и предпринимателями. Для того чтобы был открытый разговор, надо давать факты. Как и в любой системе, при внедрении есть мелкие недочеты. Для этого существует время для тестирования до запуска. Система работает", – отрезал г-н Амрин.
Накаляющуюся обстановку попыталась смягчить вице-спикер мажилиса Гульмира Исимбаева, попросив представителя КГД ответить на конкретный вопрос: что ожидает предпринимателей в случае срыва.
"Я уже ответил. У нас действует система, которая работает в настоящее время. И в случае, если вдруг произойдет срыв, действующая система не будет отключаться, она будет работать в прежнем режиме", – ответил г-н Амрин.
Несмотря на резкость дискуссии, депутаты в итоге поддержали правительство – Таможенный кодекс ЕАЭС был одобрен и передан на рассмотрение в сенат, национальный Таможенный кодекс мажилисмены одобрили в первом чтении.
Ирина Севостьянова